Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан

Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. Среди многих вопросов, решаемых ими в процессе своей деятельности, важ­ное место отводится вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.

В соответствии с действующим законодательством местная адми­нистрация осуществляет управление учреждениями социального обеспечения. Она назначает и выплачивает пенсии и пособия, осуще­ствляя при необходимости доплаты к ним из собственных и привле­ченных средств.

На местную администрацию возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка и кото­рая осуществляется за счет местного бюджета.

В целях социальной защиты граждан она формирует фонд со­циальной защиты населения, распоряжается его средствами в соот­ветствии с его целевым назначением и принимает необходимые меры по его пополнению.

Одним из направлений ее деятельности в данной области являет­ся работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых, соци­альных условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престаре­лых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нужда­ющимся в обслуживании на дому. В случае необходимости направля­ет инвалидов, престарелых граждан в соответствующие учреждения социального обеспечения (дома инвалидов, престарелых и т.п.).

Местной администрации законодательством предоставлено право устанавливать за счет местного бюджета различные льготы лицам, нуждающимся в социальной защите, в частности, по оплате жилой площади и коммунальных услуг, проезда на общественном транспор­те, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению и др.

В пределах своей компетенции местная администрация предос­тавляет льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.

Она руководит опекой и попечительством. Осуществляя эту дея­тельность, местная администрация обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интер­наты, интернаты при школах; решает вопросы о передаче таких де­тей на воспитание в семьи граждан, а также вопросы усыновления (удочерения).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» местная администрация решает задачи в области занятости населения, тесно взаимодействуя с район­ными и городскими центрами занятости населения.

Данная деятельность местной администрации строится с учетом Государственной политики в области занятости и включает в себя:

а) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

б) обеспечение свободного волеизъявления граждан в выборе ви­да занятости;

в) проведении специальных мероприятий, способствующих обес­печению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках

работы;

г) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы;

д) разработку и реализацию программ повышения уровня заня­тости;

е) организацию с целью обеспечения временной занятости граж­дан общественных оплачиваемых работ (благоустройство, строитель­ство и ремонт дорог, зданий, сооружений, озеленение населенных пунктов и др.) за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.

Местная администрация вправе получать от расположенных на подведомственной территории предприятий, учреждений, организа­ций сведения о высвобождении работающих и заслушивать по этим вопросам руководителей перечисленных организаций.

В соответствии с Положением об организации работы по со­действию занятости в условиях массового высвобождения,* утверж­денным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года местная администрация по предложению службы занятости и профсоюзных органов может приостановить на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

____________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 564.

.

В период массового высвобождения работников она координируем осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществляет посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников; разрабатывает мероприятия по содействию занятости, в том числе по организации временной занятости граждан и др.

Наши рекомендации