Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. Среди многих вопросов, решаемых ими в процессе своей деятельности, важное место отводится вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.
В соответствии с действующим законодательством местная администрация осуществляет управление учреждениями социального обеспечения. Она назначает и выплачивает пенсии и пособия, осуществляя при необходимости доплаты к ним из собственных и привлеченных средств.
На местную администрацию возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка и которая осуществляется за счет местного бюджета.
В целях социальной защиты граждан она формирует фонд социальной защиты населения, распоряжается его средствами в соответствии с его целевым назначением и принимает необходимые меры по его пополнению.
Одним из направлений ее деятельности в данной области является работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых, социальных условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому. В случае необходимости направляет инвалидов, престарелых граждан в соответствующие учреждения социального обеспечения (дома инвалидов, престарелых и т.п.).
Местной администрации законодательством предоставлено право устанавливать за счет местного бюджета различные льготы лицам, нуждающимся в социальной защите, в частности, по оплате жилой площади и коммунальных услуг, проезда на общественном транспорте, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению и др.
В пределах своей компетенции местная администрация предоставляет льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.
Она руководит опекой и попечительством. Осуществляя эту деятельность, местная администрация обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах; решает вопросы о передаче таких детей на воспитание в семьи граждан, а также вопросы усыновления (удочерения).
В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» местная администрация решает задачи в области занятости населения, тесно взаимодействуя с районными и городскими центрами занятости населения.
Данная деятельность местной администрации строится с учетом Государственной политики в области занятости и включает в себя:
а) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
б) обеспечение свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
в) проведении специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках
работы;
г) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы;
д) разработку и реализацию программ повышения уровня занятости;
е) организацию с целью обеспечения временной занятости граждан общественных оплачиваемых работ (благоустройство, строительство и ремонт дорог, зданий, сооружений, озеленение населенных пунктов и др.) за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.
Местная администрация вправе получать от расположенных на подведомственной территории предприятий, учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих и заслушивать по этим вопросам руководителей перечисленных организаций.
В соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения,* утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года местная администрация по предложению службы занятости и профсоюзных органов может приостановить на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.
____________________
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 564.
.
В период массового высвобождения работников она координируем осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществляет посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников; разрабатывает мероприятия по содействию занятости, в том числе по организации временной занятости граждан и др.