Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения

На своем уровне эти органы осуществляют задачи и функции, подобные тем, которые возложены на государственные органы. По­мимо того, что они контролируют соблюдение законодательства в об­ласти охраны здоровья граждан, в их компетенцию входит развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, опреде­ление объема и характера их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной помощи; контроль за соблюдением стандартов ка­чества медицинской помощи; обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомствен­ной территории. В их обязанности входит обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проведение профилакти­ческих, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприя­тий. На них возложена координация и контроль деятельности учреж­дений государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медицинской помощи в частной системе здравоохранения.

Органы местного самоуправления лицензируют медицинскую и формацевтическую деятельность на подведомственной территории по поручению органов государственного управления соответствующего субъекта Российской Федерации. Они осуществляют меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения

Единая номенклатура и типовые категории учреждений здраво­охранения утверждаются Минздравом России.

К учреждениям здравоохранения, занимающимся непосредствен­ным медицинским обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, относятся стацио­нарные и амбулаторные учреждения. Их основными типами являют­ся лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинские. Конкретными разновидностями учреждений здравоохранения являются поликли­ники, больницы, диспансеры разного профиля, родильные дома, санитарно-эпидемиологические центры, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях, учреждениях и др.

В соответствии с системами здравоохранения они подразделяют­ся на три категории: государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные учреждения подразделяются на феде­ральные и субъектов Российской Федерации.

Учреждения государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами. Они действуют в соответствии с нормативными актами по вопросам здравоохранения с учетом того, акты каких органов на них распространяются; например, федеральные учреждения — на осно­вании федеральных актов и т.п.

Исходным в административно-правовом положении учреждений здравоохранения являются их взаимоотношения с вышестоящими ор­ганами исполнительной власти. Отдельные учреждения здравоохра­нения различаются своими формами собственности и задачами, а также своим административно-правовым положением.

Учреждения государственной системы здравоохранения находят­ся, как правило, в ведении вышестоящих органов управления здраво­охранением, направляющих и контролирующих деятельность этих учреждений. Государственные органы назначают и освобождают от должности руководителей таких учреждений и т.д. Муниципальные и частные учреждения, будучи неподведомственными государственным органам управления здравоохранением, тем не менее, подконтрольны им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения ими правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения.

Учреждения здравоохранения могут осуществлять свою деятель­ность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Они получают лицензию на основании сертификата соответствия ус­ловий их деятельности установленным стандартам. Если учреждение оказывает медицинскую помощь по нескольким профилям, в лицен­зии указывается отдельно каждый вид деятельности.

Лицензии и сертификаты выдаются лицензионными комиссиями, создаваемыми государственными органами субъектов Российской Фе­дерации. По их поручению лицензии и сертификаты выдаются адми­нистрацией местного самоуправления.

Лицензионные комиссии вправе лишать лицензий или приоста­навливать их действие при несоблюдении учреждениями требований государственных стандартов и качества медицинской помощи.

Государственные учреждения призваны оказывать бесплатную медицинскую помощь. Но в последнее время они получили право на оказание платных медицинских услуг на основе договоров с пред­приятиями, учреждениями и организациями их работникам, а также отдельным гражданам. Хотя в принципе это не совсем согласуется со статусом учреждений государственной системы здравоохранения, фи­нансируемых из государственных бюджетов.

Правовыми актами определяются права граждан в области здра­воохранения и обязанности работников медицинских учреждений, а также права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.

Права граждан расписаны применительно к гражданам вообще и их особым группам (занятых отдельными профессиональными вида­ми работ, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, во­еннослужащих, лиц пожилого возраста и др.).

Условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина. Если гражданин по состоянию здоровья не мо­жет выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решает консилиум, непосредственно ле­чащий врач. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет и недееспособных граждан, дают их законные представители.

Гражданин или законный представитель вправе отказаться от медицинского вмешательства.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или их за­конных представителей (медицинское освидетельствование, госпита­лизация, наблюдение и изоляция) допускается в отношении лиц и в случаях, определенных законодательством. Например, освидетельст­вование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводится в порядке, установленном Законом Рос­сийской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании».

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия или по решению суда.

Вместе с тем, административным правом предусматриваются определенные обязанности граждан, связанные не только с медицинским обслуживанием и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и с другими обстоятельствами. На­пример, гражданин обязан пройти медицинское обследование при за­ражении или при наличии признаков заражения определенными бо­лезнями; произвести предохранительные прививки (вакцинацию); пройти рентгеновское обследование при заболевании туберкулезом легких. В установленных случаях необходимо обследование при пос­туплении на определенные виды работ и периодическое переосвиде­тельствование выполняющих их работников; периодические освиде­тельствования на состояние здоровья школьников, освидетельство­вание при призыве в армию и т.д.

Специальными законами регулируются вопросы донорства, изъ­ятие органов и тканей человека для трансплантации.

Важнейшим специальным правовым актом, направленным на ох­рану здоровья населения, является федеральный Закон от 24 февраля 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Феде­рации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ—инфекции)».* Им установлены гарантии государства по про­филактике, бесплатному предоставлению всех видов квалифициро­ванной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, то есть зараженным вирусом иммунодефицита че­ловека, социально-бытовой помощи им и др.

____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 14. Ст. 1212.

Законом регламентируются добровольное и обязательное меди­цинское освидетельствование, последствия выявления ВИЧ-инфекции, права ВИЧ-инфицированного; установлены обязанности адми­нистраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения создавать условия для реализации закрепленных законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предуп­реждения распространения ВИЧ-инфекции.

Нарушение этого Закона может влечь за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответствен­ность.

Государственный контроль за деятельностью физических и юри­дических лиц, направленный на реализацию мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, осуществляют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти и местного самоуправ­ления.

Правовыми актами допускается частная медицинская практика, а также занятие народной (целительской) медициной. Порядок и ус­ловия их осуществления регламентируются законодательством и иными правовыми актами.

Наши рекомендации