Органы государственного управления отраслями промышленности

В настоящее время управление промышленностью сосредоточено в трех организационно-правовых формах, а именно: в министерствах экономики, топлива и энергетики, по атомной энергии.

Министерство экономики Российской Федерации наряду с обще­экономическими функциями (разработка промышленной политики экономическое регулирование и т.п.) осуществляет также значитель­ный объем функций в области государственного управления отрас­лями промышленного производства. В положении о нем, утвержден­ном Правительством Российской Федерации 26 августа 1995 года,* на него возложено проведение единой государственной политики в следу­ющих промышленных областях: металлургической, химической, неф­техимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицин­ской, машиностроительной, оборонной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и пере­работки драгоценных металлов и драгоценных камней.** Оно осу­ществляет координацию деятельности в этой сфере иных федераль­ных органов исполнительной власти.

___________________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 36. Ст. 844.

** См.: Там же. 1997. N 13. Ст. 1552. Соответственно были упразднены: министерство промышленности, государственные комитеты по промышленной политике, по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, министерство оборонной промышленности, комитеты по машиностроению, металлургии, химической и нефтехимической промышленности и т.д.

Министерство проводит меры по государственному регулирова­нию и межотраслевой координации в области машиностроительных отраслей (например, автомобильной, станкостроительной и инстру­ментальной), в отраслях промышленности, составляющих химичес­кий комплекс; обеспечивает реализацию федеральных программ кон­версии оборонных отраслей (например, в авиационной промышлен­ности); совершенствует внутриотраслевые, межотраслевые и межго­сударственные кооперативные связи предприятий подведомственных отраслей промышленности; организует работы по отраслевой стан­дартизации продукции и т.д.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России) осуществляет руководство функционированием и развитием топливно-энергетического комплекса Российской Феде­рации на основе федерального закона «О естественных монополиях».* Оно также призвано координировать деятельность предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперераба­тывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышлен­ности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. В рамках топливно-энергетического комплекса дейст­вуют крупнейшие производственные объединения (акционерные общества) типа «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Роснефть», «Росуголь», «ЕЭС России» и т.п.

____________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3426.

Положение о Минтопэнерго утверждено Правительством Россий­ской Федерации 27 января 1996 года.* В соответствии с ним министер­ство осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях сог­ласования и учета интересов топливно-энергетических отраслей и регионов.

____________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 1525.

Минтопэнерго России разрабатывает и осуществляет государст­венную энергетическую политику; обеспечивает потребности народ­ного хозяйства и населения в различных видах энергии, их рацио­нальное и безопасное (в экологическом и технологическом плане) использование и сбережение во всех сферах потребления; обеспечива­ет эффективное и устойчивое функционирование топливно-энергети­ческого комплекса, организует разработку основных направлений его развития; участвует в разработке и реализации отраслевых программ демонополизации; осуществляет государственное регулирование дея­тельности предприятий топливно-энергетического комплекса путем разработки нормативных актов, стандартов, норм и правил в области эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса и контроля за их соблюдением; решает совместно с органами государст­венной власти и управления субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления вопросы размещения и строительства крупных предприятий топливно-энергетического комплекса.

К его функциям относится разработка и проведение государствен­ной политики в области проектирования и сооружения предприятий топливно-энергетического комплекса; обеспечение государственного энергетического надзора, государственного контроля и надзора за ра­циональным использованием нефти, газа и продуктов их переработки, за качеством торфа, а также государственного надзора за объектами топливно-энергетического комплекса в части обеспечения безопаснос­ти мореплавания, подводно-технических работ, эксплуатации гидро­технических сооружений и предупреждения загрязнения водной сре­ды нефтью.

Минтопэнерго России призвано обеспечивать меры по соблюде­нию требований охраны недр и других природных богатств при осуще­ствлении предприятиями комплекса хозяйственной деятельности, а также необходимые условия повышения экологической безопасности действующих предприятий и соответствие экологическим нормам вновь вводимых и реконструируемых предприятий. Оно активно уча­ствует в процессе лицензирования порядка, сроков и условий вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных месторождений нефти, газа и угля, контролирует выполнение условий разработки ме­сторождений по действующим лицензиям, разрабатывает предло­жения по формированию тарифов, цен на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию отраслей комплекса.

Оно осуществляет государственное регулирование развития и использования сырьевой базы комплекса; разрабатывает и утверждает обязательные для всех потребителей энергетических ресурсов правила их технической эксплуатации; участвует в государственной экспер­тизе запасов месторождений нефти, природного газа, газового конден­сата и угля; создает подразделения ведомственной военизированной охраны и т.д.

Минтопэнерго России организует и координирует деятельность отраслевых предприятий (акционерных обществ), заключает произ­водственные контракты с ними, совместно с ними определяет порядок управления системами энергопродуктопроводов и федеральной энер­гетической системой.

В структуре аппарата Минтопэнерго России функционируют де­партаменты: угольной промышленности; нефтяной промышленности;

электроэнергетики; нефтепереработки; машиностроения для топливно-энергетического комплекса; энергоресурсосбережения; нефтепродуктообеспечения и топлива.

В качестве федерального органа исполнительной власти действует такжеФедеральная энергетическая комиссия Российской Феде­рации (ФЭК России), основной задачей которой является регулиро­вание деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование и контроль в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопрово­дам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включая ценовое регулирование на федеральном оптовом рынке электрической энергии и оптовых цен на природный газ, осуществление контроля за соблюдением действующего в этой области законодательства. Ре­шения и предписания ФЭК обязательны для органов исполнительной власти, а также организаций независимо от форм собственности и подчиненности.*

_____________________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4182.

Министерство Российской Федерации по атомной энергии про­водит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов в атомной энергетике, осуществляет государственное управление за использованием атом­ной энергии, несет ответственность за состояние и развитие ядерного оружейного и энергетического комплексов Российской Федерации, обеспечивает безопасность предприятий и организаций ядерного ком­плекса, управляет деятельностью предприятий и организаций этого комплекса и т.д.*

__________________

* См.: Там же. 1997. № 15. Ст. 1794.

Отдельными отраслями промышленного производства руководят иные органы федеральной исполнительной власти и их территориаль­ные (региональные) органы управления. Так, государственные пред­приятия промышленности строительных материалов находятся в веде­нииГосударственного комитета Российской Федерации по жилищ­ной и строительной политике, который координирует и регулирует их деятельность, участвует в их приватизации, содействует созданию рынка товаров промышленности строительных материалов, совершен­ствует экономические методы управления подведомственными пред­приятиями, участвует в их создании, реорганизации и ликвидации, утверждает их уставы, назначает их руководителей и т.д.*

__________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2894.

Ряд управленческих функций и полномочий в отношении объек­тов промышленности осуществляет такжеГосударственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имущест­вом. В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правитель­ством Российской Федерации 4 декабря 1995 года,* он управляет и распоряжается объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, принимает по этим вопросам нормативные акты, назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых закреплены в фе­деральной собственности, утверждает уставы федеральных унитарных предприятий и т.п. Однако в основном этот орган призван обеспечи­вать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий.

____________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4930.

Наши рекомендации