Межотраслевые начала в управлении

Возникновение системы межотраслевого управления во многом обусловлено необходимостью преодоления ведомственной разобщен­ности, особенно при организации управления по отраслевому принципу. Назначением и предпосылками обусловлена главная особен­ность межотраслевого управления — его координационно-контроль­ное содержание.

В зависимости от круга субъектов различается межотраслевое уп­равление в широком и узком (специальном) смысле слова.

В широком смысле слова межотраслевое управление есть управ­ленческая деятельность всех органов управления, состоящая в реа­лизации возложенных на них функций и полномочий межотраслевого значения. Их система, компетенция, структура, методы и формы дея­тельности образуют организационно-правовой механизм межотрасле­вого управления. Особенность заключается в направлении работы это­го механизма, получающем в его системе организационное, но пре­имущественно правовое обеспечение. Строго говоря, межотраслевое управление является вариантом территориального управления. Обес­печиваемое ими межотраслевое управление в какой-то мере сопряже­но также с территориальным социально-экономическим развитием и наоборот.

Среди субъектов межотраслевого управления в решении межот­раслевых проблем главная роль принадлежит органам общей компе­тенции. Прежде всего они объединяют и направляют комплексное социально-экономическое развитие на данной территории.

До недавнего времени основой представления о межотраслевом управлении в узком смысле являлся указ Президента Российской Фе­дерации от 30 сентября 1992 года «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти», в котором оно обозначается как особый вид управления, осуществляемый министерствами, государст­венными комитетами Российской Федерации.

В указе же Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти», меж­отраслевая координация увязывается лишь с деятельностью государ­ственных комитетов Российской Федерации, федеральных комиссий России. Но координационные функции в установленных случаях мо­гут осуществлять также определенные министерства, которые по свое­му существу имеют межотраслевой характер (некоторые функции министерств экономики, труда и социального развития Российской Федерации и др.).

Субъектами межотраслевого управления в узком смысле являют­ся органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности и специ­ализирующиеся на выполнении межотраслевых функций. Предпосыл­ками такого управления являются межотраслевой характер и внеотраслевая значимость специализированных функций. Органы, выпол­няющие специализированные межотраслевые функции, создаются в форме министерств, государственных комитетов и ведомств. Они осу­ществляют полномочия, главным образом, в отношении организаци­онно неподчиненныхим органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.

Субъекты межотраслевого управления обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для нескольких отраслей, либо конкретных отраслей, а также других субъектов межотраслевого уп­равления.

К субъектам межотраслевого управления относятся различные министерства, государственные комитеты, комитеты и ведомства.

Министерство экономики Российской Федерации (Минэко­номики России) является федеральным органом исполнительной власти, созданным для проведения единой государственной социаль­но-экономической политики. Оно действует в соответствии с Положе­нием о нем, утвержденным постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 26 августа 1995 года № 844.* Его главная задача — определение путей и разработка методов эффективного развития эко­номики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Россий­ской Федерации.

________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 36. Ст. 3351.

На данное министерство возложено также проведение единой государственной политики в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, меди­цинской, машиностроительной, оборонной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, а также коорди­нация деятельности в этой сфере иных федеральных органов испол­нительной власти.* Следовательно, у него сосредоточены функции как межотраслевого, так и отраслевого характера.

___________________

* Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 года «Вопросы Министерства экономики Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 9 апреля.

На него возложены разнообразные конкретные функции в об­ласти формирования стратегии социально-экономического развития, прогнозно-аналитической деятельности, разработки комплексных мер воздействия на экономику. В его руках сосредоточены функции как межотраслевой, так и региональной направленности. Например, оно организует и координирует разработку комплексного прогноза соци­ально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период с исполь­зованием системы национальных счетов.

Исходной позицией в деятельности Минэкономики России явля­ется организация и координация разработки и осуществление обоснования социально-экономической политики государства, приоритет­ных направлений развития экономики.

Министерство участвует в подготовке предложений по общим на­правлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики; обосновывает государственную структурную политику; организует и координирует разработку государственной инвестицион­ной и инновационной политики; формирует предложения по основам ценовой политики и реализует ее, а также предложения по совершен­ствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию товары и услуги; участвует в разработке предложений по совершенст­вованию механизма регулирования внешнеэкономических связей. Важными направлениями его работы являются анализ состояния эко­номического положения в стране; участие в разработке и реализации социальной политики; организация изучения платежеспособного спроса и предложения на товарных рынках; участие в формировании и реализации государственной экологической политики.

В плане государственного воздействия на экономику указанное министерство подготавливает предложения по прогнозной части еже­годных посланий Президента Российской федерации Федеральному Собранию; разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета; осуществляет организационно-ме­тодическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирует в установленном порядке перечень целевых программ, предусматриваемых к финансированию за счет федерального бюдже­та. Оно в установленном порядке формирует и обеспечивает контроль за выполнением государственного оборонного заказа, мобилизаци­онного плана экономики страны; участвует в реализации военно-эко­номического сотрудничества с зарубежными странами, разработке ме­роприятий по развитию производства вооружений, военной техники и другого военного имущества, в создании и сохранении мобилизаци­онных мощностей, в осуществлении государственной политики в области военного производства. Министерство формирует в установ­ленном порядке объемы и структуру поставки продукции, выполнения работ и услуг для федеральных государственных нужд.

На него возложена разработка принципов управления эко­номикой в особый период и в чрезвычайных ситуациях и осуществ­ление координации организационного и методического обеспечения мобилизационной подготовки страны; участие системы государствен­ного материального резерва в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Как уже отмечалось, в деятельности министерства одним из важ­нейших является региональный аспект. Оно участвует в разработке и осуществлении региональной экономической политики; проводит ана­лиз экономической ситуации в регионах страны; разрабатывает реги­ональный аспект ее социально-экономического развития, стратегии размещения производительных сил и совершенствования террито­риальной структуры.

Весьма ответственным участком работы министерства является представлениеим в Правительство Российской Федерации экономи­чески обоснованных заключений по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов; жизнеобеспечения населения; проек­там межправительственных договоров и соглашений в области внеш­неэкономических связей; использованию централизованных валют­ных ресурсов; регулированию денежного обращения; совершенство­ванию управления государственным имуществом и т.д.

Минэкономики России при осуществлении возложенных на него задач и функций взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако этим позиция Минэкономики России не ограничивается. В его обязанности входит координация деятель­ности экономических служб указанных органов по формированию на­правлений социально-экономического развития, разработке феде­ральных и межрегиональных экономических программ и прогнозов, реализации государственной региональной экономической политики, мер государственного воздействия на экономику.

Министерство вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями. В случае не­обходимости оно принимает решения совместно или по согласованию с другими органами исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) призвано, во-первых, обеспечивать проведение единой госу­дарственной финансовой политики; во-вторых, осуществлять общее руководство организацией финансов в стране.

По ряду вопросов его функции пересекаются с Министерством экономики Российской Федерации, особенно в том, что касается прог­нозно-политической деятельности, связанной с состоянием и социаль­но-экономическим развитием страны. Особенное в его функциях обус­ловлено спецификой и содержанием финансовой деятельности (см. главу 29).

Министерство труда и социального развития Российской Феде­рации (Минтруд России) призвано обеспечить проведение единой го­сударственной политики, а также осуществлять управление в сфере труда, занятости и социальной защиты населения. На него возложена координация деятельности в этих сферах других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основные задачи, функции и полномочия Минтруда России опре­делены в Положении о нем, утвержденном Правительством Россий­ской Федерации от 23 апреля 1997 года.

При Минтруда России действует федеральная инспекция труда (Рострудинспеция). Вместе с подведомственными ей государственны­ми инспекциями труда субъектов Российской Федерации, районов и городов они образуют единую систему надзора и контроля за соблю­дением законодательства о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности. Система и компетенция Рострудинспекции определена Положением о ней, ут­вержденным указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1994 года.*

___________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1476.

На Минтруда России возложено также осуществление государст­венного управления охраной труда в Российской Федерации. Оно ко­ординирует деятельность служб охраны труда федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет взаимодействие с орга­нами исполнительной власти по труду (в их составе также образуются подразделения по охране труда) субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в области охраны труда.

В составе центрального аппарата Минтруда Российской Феде­рации создан департамент, а также территориальные органы этого министерства по регулированию коллективных трудовых споров. Дан­ные департамент и территориальные органы образуют службу по регулированию коллективных трудовых споров, в систему которой могут входить соответствующие подразделения органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации. Служба действует в со­ответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденным Правительством Российской Феде­рации от 15 апреля 1996 года № 468. Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых спо­ров, организация примирительных процедур и участие в них, осуще­ствление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

В области занятости Минтруд России наряду с другими разнооб­разный задачами и функциями, в межотраслевом плане организует и координирует разработку федеральной программы содействия заня­тости населения, программ создания и развития рабочих мест и т.п.

Минтруд России занимается осуществлением многих задач обще­государственного значения, но не все они относятся к сфере межотрас­левого управления.

Правовые акты Минтруда России по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для исполнения министерствами, ведомст­вами, а также предприятиями, учреждениями и организациями.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) — федеральный орган исполнительной власти, осуще­ствляющий непосредственное руководство таможенным делом в Рос­сийской Федерации. ГТК России соединяет в себе двоякого рода функ­ции: а) правоохранительного характера; б) регулирования таможен­ными средствами экономики. Последняя функция имеет межотрасле­вое значение (см. § 3 главы 13).

Государственный комитет Российской Федерации по управ­лению государственным имуществом (Госкомимущество России)является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основе Положения о нем, утвержденного Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 года № 1119*. Он призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприя­тий; осуществлять полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности; осуществлять межотраслевую координацию в процессе приватизации и управления федеральной собственностью.

_____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4930;

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1997 года «Вопросы государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом» // Российская газета. 1997. 29 апреля.

Госкомимущество России разрабатывает государственную прог­рамму приватизации, организует и контролирует ее реализацию; раз­рабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, привлечения инвестиций; организует правовое обеспе­чение и осуществляет методическое руководство в области привати­зации, управления и распоряжения объектами федеральной собствен­ности; обеспечивает защиту имущественных прав и интересов госу­дарства на территории Российской Федерации и за рубежом.

Госкоимущество России управляет и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности. Он вправе принимать решения о приватизации находящихся в федеральной собственности предприятий; передавать объекты этой собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи. Ему поручена разработ­ка и осуществление мероприятий по приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости (включая земель­ные участки) и управлению этими объектами.

На него возложено оформление закрепления федерального госу­дарственного имущества в хозяйственное ведение и оперативное уп­равление. Он дает согласие на продажу недвижимого имущества, за­крепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом. Комитет является держателем принадлежащих Российской Феде­рации акций (вкладов, долей), закрепленных в федеральной собствен­ности, а также Золотой акции; представляет интересы Российской Фе­дерации по закрепленным в федеральной собственности акциям (вкладам, паям) в уставных капиталах организаций, основанных на объединении капиталов различных собственников.

В его функции входит контроль за использованием по назна­чению и сохранностью имущества, находящегося в федеральной соб­ственности и составление его реестра; он назначает и проводит доку­ментальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации); назначает аудиторские проверки деятельности федеральных предприятий, уч­реждений и иных юридических лиц; организует работу по проведению экспертизы и оценке стоимости имущества, находящегося в федераль­ной собственности.

К компетенции Госкомимущества России отнесены: подготовка предложений о создании и ликвидации федеральных унитарных предприятий; реорганизация по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти федеральных пред­приятий без изменения форм их собственности; назначение в преде­лах его компетенции представителей государства в органы управле­ния акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов, осно­ванных на объединении капиталов и акции (вклады, доли) которых закреплены в федеральной собственности или учредителем которых этот комитет является на момент назначения представителя.

Ему предоставлено право утверждать уставы федеральных уни­тарных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с руководителями таких предприятий в пределах полномочий, делеги­рованных Правительством Российской Федерации.

Госкомимущество России причастен к реализации инвестицион­ных программ, программ по предотвращению несостоятельности (бан­кротства) федеральных предприятий, функционированию рынка цен­ных бумаг, к осуществлению полномочий в отношении имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом и т.д. Он осуществ­ляет лицензирование определенных видов деятельности.

Указанный комитет издает в пределах своей компетенции нор­мативные акты по вопросам приватизации, управления и распоря­жения объектами федеральной собственности, дает разъяснения этих нормативных актов и государственной программы приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий.

Госкомимущество России возглавляет систему, в которую входят также его территориальные органы (территориальные агентства) по приватизации и управлению федеральной собственностью. Комитет руководит деятельностью своих территориальных органов и вправе отменять их решения, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации или превышением предоставленных им полно­мочий.

Компетенция указанных органов определена Типовым поло­жением о комитете по управлению имуществом края, области, утвер­жденным постановлением Совета Министров Российской Федерации.*

_______________

*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 43. Ст. 2430.

Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом вправе поручать этим органам осущест­вление его полномочий.

При Госкомимуществе России действует Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Она зани­мается вопросами, связанными с проведением государственной поли­тики, направленной на предотвращение банкротства предприятий, реорганизацию неплатежеспособных предприятий, признанных несо­стоятельными. Федеральная служба представляет от имени государст­ва интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. На нее возложено рассмотрение финансового состояния предприятий и принятие решений о необходимости прове­дения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными и имеющими неу­довлетворительную структуру баланса; принятие обязательного для таких предприятий решения о внесении ими в арбитражный суд заяв­ления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (бан­кротстве). Она участвует в осуществлении установленных законом процедур признания предприятий несостоятельными, в том числе в организации внешнего управления имуществом предприятия-долж­ника, проведении его санации.

Государственный антимонопольный комитет Российской Феде­рации (ГАК России) проводит государственную политику по содейст­вию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недоб­росовестной конкуренции.

Его основные задачи, функции и полномочия определены Зако­ном Российской Федерации от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 21 апреля 1995 года,* а также Указом Президента о ста­тусе этого комитета.**

______________

*Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 22. Ст. 1977. ** Там же. 1995. №10. Ст. 855.

ГАК России призван содействовать формированию рыночных от­ношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждать, ограничивать и пресекать монополистическую дея­тельность и недобросовестную конкуренцию; осуществлять государст­венный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Комитет разрабатывает и осуществляет меры по демонополи­зации производства; контролирует соблюдение антимонопольных тре­бований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, а также приобретение акций (долей) с правом голоса в ус­тавном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках Российской Федерации хо­зяйствующих субъектов* либо к ограничению конкуренции.

____________________

* Хозяйствующие субъекты — российские и иностранные коммерческие организации, а также некоммерческие организации, за исключением не занимаю­щихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели.

Антимонопольный комитет наделен рядом существенных полно­мочий по непосредственному применению мер административного принуждения за нарушение антимонопольного законодательства. Он вправе: давать хозяйствующим субъектам обязательные для испол­нения предписания о прекращении нарушений антимонопольного за­конодательства, об устранении их последствий, о восстановлении пер­воначального положения, об их принудительном разделении или о вы­делении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному за­конодательству, о заключении договоров с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, получен­ной в результате нарушения антимонопольного законодательства; принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъек­ты и их должностных лиц, а также должностных лиц органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и орга­нов местного самоуправления за нарушение антимонопольного зако­нодательства и неисполнение предписаний комитета.

ГАК России осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, а также за соблюдением антимонопольного законода­тельства при приобретении акций (долей) в уставном капитале ком­мерческих организаций и иных случаях.

ГАК России для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы, которые осуществляют деятельность в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации на основе поло­жений, утверждаемых комитетом. Последний наделяет территориаль­ные органы полномочиями в пределах своей компетенции.

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации (Госстандарт России) осуще­ствляет разноплановую деятельность. Его основные задачи, функции и полномочия вытекают из законов Российской Федерации от 10 июня 1993 года «О стандартизации»*, «О сертификации продукции и ус­луг»**, от 27 апреля 1993 года «Об обеспечении единства измерений»***.

____________________

*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 25. Ст. 917.

**Там же. № 26. Ст. 966.

***Там же. №23. Ст. 811.

Законом о стандартизации на Госстандарт России возложено го­сударственное управление стандартизацией России, включая коорди­нацию деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятель­ности. Он формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; устанавливает правила применения между­народных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стан­дартизации на территории Российской Федерации; устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартиза­ции общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйст­венной деятельности друг с другом, с государственными органами уп­равления.

В соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг Гос­стандарт России формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и зна­ков соответствия, действующих на территории Российской Федерации, и т.д.

По Закону об обеспечении единства измерений Госстандарт Рос­сии осуществляет государственное управление деятельностью по обес­печению единства измерений в Российской Федерации. На него возло­жена межрегиональная и межотраслевая координация по обеспече­нию единства измерений в Российской Федерации. К его компетенции относится установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определение общих метро­логических требований к средствам, методам и результатам изме­рений. Он руководит деятельностью Государственной метрологичес­кой службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений.

На Госстандарт России возложен государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифици­рованной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор.

Полномочия государственных инспекторов системы Госстандарта России по осуществлению указанных видов контроля и надзора опре­делены соответствующими законами. В частности, они наделены оп­ределенными полномочиями по применению мер административного принуждения. Например, главные государственные инспектора по надзору за государственными стандартами Российской Федерации, республик, краев, областей имеют право принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за на­рушение обязательных требований государственных стандартов; глав­ные государственные инспектора и инспектора по обеспечению един­ства измерений имеют право при необходимости изымать средства измерений из эксплуатации; давать обязательные предписания и ус­танавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм и др.

Полномочия Госстандарта России в конкретизированном виде от­ражены в Положении о Комитете Российской Федерации по стандар­тизации, метрологии и сертификации от 11 июля 1994 года* с учетом того, что он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление стандартизацией, дея­тельностью по обеспечению единства измерений, государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по сертифи­кации в Российской Федерации.

_________________________

*Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст. 1526

Государственный комитет по статистике Российской Федерации (Госкомстат России) является федеральным органом, осуществляющим руководство российской статистикой, исходя из того, что официальный статистический учет отнесен к ведению Российской Фе­дерации. Он действует в соответствии с Положением о Государствен­ном комитете Российской Федерации по статистике от 9 июля 1994 го­да.* К его основным задачам относятся: представление официальной статистики органам государственной власти Российской Федерации, общественности, а также международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии; координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации и др.

Госкомстат России организует проведение государственных ста­тистических наблюдений по утверждаемой им программе, формам и методологии; обеспечивает функционирование Единого государствен­ного реестра предприятий и организаций; разрабатывает единые под­ходы к формированию целевых регистров (реестров) министерствами и ведомствами; обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммер­ческой тайн.

_________________________________

*Там же. 1994. №13. Ст.1522

Госстандарт России вправе издавать постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми хозяйст­вующими субъектами, находящимися на территории Российской Фе­дерации. Устанавливаемые Госкомстатом России методология статис­тических показателей, формы и методы сбора и обработки статис­тических данных, являются официальными статистическими стандар­тами Российской Федерации.

Территориальные органы государственной статистики, действу­ющие в субъектах Российской Федерации, районах и городах, руково­дят статистикой, обеспечивают представление официальной статис­тической информации органам государственной власти субъектов и местного самоуправления. Они выполняют функции и полномочия, предусмотренные Положением о Госстандарте России применительно к конкретным условиям их деятельности.

Государственный комитет по государственным резервам Российской Федерации создан для управления государственным ма­териальным резервом. Он является федеральным органом исполни­тельной власти, действующим на основе Положения о нем, утверж­денного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1995 года № 574.* На него возложено осуществление государственного регулирования и межотраслевой координации в области фор­мирования, размещения, хранения, использования, пополнения, за­мены и освежения запасов государственного материального резерва. Его основными обязанностями являются: разработка государственной политики в указанной области; разработка и внесение предложений в Правительство Российской Федерации по накоплению и выпуску ма­териальных ценностей государственного резерва; организация пос­тавки материальных ценностей в государственный резерв и выпуска из него материалов и товаров; контроль за формированием, хранени­ем и использованием мобилизационного резерва на предприятиях в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизацион­ные задания; обеспечение устойчивого функционирования системы государственного резерва и др.

*Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №25. Ст. 2394.

Государственный комитет разрабатывает в составе государствен­ного оборонного заказа проекты ежегодных заданий по закладке, заимствованию и разбронированию материальных ценностей государ­ственного резерва. Он осуществляет функции государственного за­казчика на поставку материальных ценностей в государственный резерв (кроме мобилизационного резерва); определяет территориаль­ное размещение материальных ценностей государственного резерва (кроме мобилизационного резерва); организует и осуществляет конт­роль за сохранностью материальных ценностей государственного резерва и т.д.

Особенностью правового положения комитета является то, что он возглавляет единую систему государственного резерва, которую обра­зуют комитет, его территориальные управления, предприятия, уч­реждения и организации, осуществляющие формирование, хранение и обслуживание государственного резерва.

Запасы государственного резерва и другие объекты его системы, а также земельные участки, на которых они размещены, являются федеральной собственностью.

Предприятия, учреждения и организации системы государствен­ного резерва являются режимными объектами, охрана которых обес­печивается ведомственной военизированной охраной.

Поэтому комитет соединяет в своих руках определенные функции как межотраслевого (межведомственного), так и отраслевого управления с учетом особенностей предмета и целей деятельности входящих в его систему предприятий, учреждений и организаций. В частности, комитет вправе планировать и организовывать финансово-хозяйственную деятельность системы государственного резерва, соз­давать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственные терри­ториальные управления, учреждения и организации; отменять неза­конные акты подведомственных территориальных управлений, пред­приятий, организаций и учреждений и т.д.

Правовые акты, издаваемые Председателем комитета, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны к испол­нению.

Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства Российской Федерации (ГКРП России) явля­ется федеральным органом исполнительной власти, созданным в це­лях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в Российской Федерации. Положение о нем ут­верждено Правительством Российской федерации от 28 октября 1995 года.* Например, он должен активизировать поддержку малого предпринимательства со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечивать развитие системы подготовки кадров для малого пред­принимательства, а также формирование целостной системы инфра­структуры поддержки малого предпринимательства и т.д.

_________________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 45, ст. 4320.

ГКРП России издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными орга­нами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Фе­дерации предназначена для осуществления контроля и государствен­ного регулирования рынка ценных бумаг и деятельности профессио­нальных участников рынка ценных бумаг. На нее возложены также функции по регулированию деятельности инвестиционных фондов, по лицензированию деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов и по регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов.* Комиссия является коллегиальным феде­ральным органом исполнительной власти, действующим на основании З

Наши рекомендации