Межотраслевые начала в управлении
Возникновение системы межотраслевого управления во многом обусловлено необходимостью преодоления ведомственной разобщенности, особенно при организации управления по отраслевому принципу. Назначением и предпосылками обусловлена главная особенность межотраслевого управления — его координационно-контрольное содержание.
В зависимости от круга субъектов различается межотраслевое управление в широком и узком (специальном) смысле слова.
В широком смысле слова межотраслевое управление есть управленческая деятельность всех органов управления, состоящая в реализации возложенных на них функций и полномочий межотраслевого значения. Их система, компетенция, структура, методы и формы деятельности образуют организационно-правовой механизм межотраслевого управления. Особенность заключается в направлении работы этого механизма, получающем в его системе организационное, но преимущественно правовое обеспечение. Строго говоря, межотраслевое управление является вариантом территориального управления. Обеспечиваемое ими межотраслевое управление в какой-то мере сопряжено также с территориальным социально-экономическим развитием и наоборот.
Среди субъектов межотраслевого управления в решении межотраслевых проблем главная роль принадлежит органам общей компетенции. Прежде всего они объединяют и направляют комплексное социально-экономическое развитие на данной территории.
До недавнего времени основой представления о межотраслевом управлении в узком смысле являлся указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 года «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти», в котором оно обозначается как особый вид управления, осуществляемый министерствами, государственными комитетами Российской Федерации.
В указе же Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти», межотраслевая координация увязывается лишь с деятельностью государственных комитетов Российской Федерации, федеральных комиссий России. Но координационные функции в установленных случаях могут осуществлять также определенные министерства, которые по своему существу имеют межотраслевой характер (некоторые функции министерств экономики, труда и социального развития Российской Федерации и др.).
Субъектами межотраслевого управления в узком смысле являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности и специализирующиеся на выполнении межотраслевых функций. Предпосылками такого управления являются межотраслевой характер и внеотраслевая значимость специализированных функций. Органы, выполняющие специализированные межотраслевые функции, создаются в форме министерств, государственных комитетов и ведомств. Они осуществляют полномочия, главным образом, в отношении организационно неподчиненныхим органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.
Субъекты межотраслевого управления обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для нескольких отраслей, либо конкретных отраслей, а также других субъектов межотраслевого управления.
К субъектам межотраслевого управления относятся различные министерства, государственные комитеты, комитеты и ведомства.
Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России) является федеральным органом исполнительной власти, созданным для проведения единой государственной социально-экономической политики. Оно действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 844.* Его главная задача — определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.
________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 36. Ст. 3351.
На данное министерство возложено также проведение единой государственной политики в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, оборонной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.* Следовательно, у него сосредоточены функции как межотраслевого, так и отраслевого характера.
___________________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 года «Вопросы Министерства экономики Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 9 апреля.
На него возложены разнообразные конкретные функции в области формирования стратегии социально-экономического развития, прогнозно-аналитической деятельности, разработки комплексных мер воздействия на экономику. В его руках сосредоточены функции как межотраслевой, так и региональной направленности. Например, оно организует и координирует разработку комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период с использованием системы национальных счетов.
Исходной позицией в деятельности Минэкономики России является организация и координация разработки и осуществление обоснования социально-экономической политики государства, приоритетных направлений развития экономики.
Министерство участвует в подготовке предложений по общим направлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики; обосновывает государственную структурную политику; организует и координирует разработку государственной инвестиционной и инновационной политики; формирует предложения по основам ценовой политики и реализует ее, а также предложения по совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию товары и услуги; участвует в разработке предложений по совершенствованию механизма регулирования внешнеэкономических связей. Важными направлениями его работы являются анализ состояния экономического положения в стране; участие в разработке и реализации социальной политики; организация изучения платежеспособного спроса и предложения на товарных рынках; участие в формировании и реализации государственной экологической политики.
В плане государственного воздействия на экономику указанное министерство подготавливает предложения по прогнозной части ежегодных посланий Президента Российской федерации Федеральному Собранию; разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета; осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирует в установленном порядке перечень целевых программ, предусматриваемых к финансированию за счет федерального бюджета. Оно в установленном порядке формирует и обеспечивает контроль за выполнением государственного оборонного заказа, мобилизационного плана экономики страны; участвует в реализации военно-экономического сотрудничества с зарубежными странами, разработке мероприятий по развитию производства вооружений, военной техники и другого военного имущества, в создании и сохранении мобилизационных мощностей, в осуществлении государственной политики в области военного производства. Министерство формирует в установленном порядке объемы и структуру поставки продукции, выполнения работ и услуг для федеральных государственных нужд.
На него возложена разработка принципов управления экономикой в особый период и в чрезвычайных ситуациях и осуществление координации организационного и методического обеспечения мобилизационной подготовки страны; участие системы государственного материального резерва в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Как уже отмечалось, в деятельности министерства одним из важнейших является региональный аспект. Оно участвует в разработке и осуществлении региональной экономической политики; проводит анализ экономической ситуации в регионах страны; разрабатывает региональный аспект ее социально-экономического развития, стратегии размещения производительных сил и совершенствования территориальной структуры.
Весьма ответственным участком работы министерства является представлениеим в Правительство Российской Федерации экономически обоснованных заключений по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов; жизнеобеспечения населения; проектам межправительственных договоров и соглашений в области внешнеэкономических связей; использованию централизованных валютных ресурсов; регулированию денежного обращения; совершенствованию управления государственным имуществом и т.д.
Минэкономики России при осуществлении возложенных на него задач и функций взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако этим позиция Минэкономики России не ограничивается. В его обязанности входит координация деятельности экономических служб указанных органов по формированию направлений социально-экономического развития, разработке федеральных и межрегиональных экономических программ и прогнозов, реализации государственной региональной экономической политики, мер государственного воздействия на экономику.
Министерство вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями. В случае необходимости оно принимает решения совместно или по согласованию с другими органами исполнительной власти.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) призвано, во-первых, обеспечивать проведение единой государственной финансовой политики; во-вторых, осуществлять общее руководство организацией финансов в стране.
По ряду вопросов его функции пересекаются с Министерством экономики Российской Федерации, особенно в том, что касается прогнозно-политической деятельности, связанной с состоянием и социально-экономическим развитием страны. Особенное в его функциях обусловлено спецификой и содержанием финансовой деятельности (см. главу 29).
Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) призвано обеспечить проведение единой государственной политики, а также осуществлять управление в сфере труда, занятости и социальной защиты населения. На него возложена координация деятельности в этих сферах других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные задачи, функции и полномочия Минтруда России определены в Положении о нем, утвержденном Правительством Российской Федерации от 23 апреля 1997 года.
При Минтруда России действует федеральная инспекция труда (Рострудинспеция). Вместе с подведомственными ей государственными инспекциями труда субъектов Российской Федерации, районов и городов они образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности. Система и компетенция Рострудинспекции определена Положением о ней, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1994 года.*
___________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1476.
На Минтруда России возложено также осуществление государственного управления охраной труда в Российской Федерации. Оно координирует деятельность служб охраны труда федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду (в их составе также образуются подразделения по охране труда) субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в области охраны труда.
В составе центрального аппарата Минтруда Российской Федерации создан департамент, а также территориальные органы этого министерства по регулированию коллективных трудовых споров. Данные департамент и территориальные органы образуют службу по регулированию коллективных трудовых споров, в систему которой могут входить соответствующие подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Служба действует в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденным Правительством Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 468. Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.
В области занятости Минтруд России наряду с другими разнообразный задачами и функциями, в межотраслевом плане организует и координирует разработку федеральной программы содействия занятости населения, программ создания и развития рабочих мест и т.п.
Минтруд России занимается осуществлением многих задач общегосударственного значения, но не все они относятся к сфере межотраслевого управления.
Правовые акты Минтруда России по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для исполнения министерствами, ведомствами, а также предприятиями, учреждениями и организациями.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. ГТК России соединяет в себе двоякого рода функции: а) правоохранительного характера; б) регулирования таможенными средствами экономики. Последняя функция имеет межотраслевое значение (см. § 3 главы 13).
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России)является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основе Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 года № 1119*. Он призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий; осуществлять полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности; осуществлять межотраслевую координацию в процессе приватизации и управления федеральной собственностью.
_____________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4930;
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1997 года «Вопросы государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом» // Российская газета. 1997. 29 апреля.
Госкомимущество России разрабатывает государственную программу приватизации, организует и контролирует ее реализацию; разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, привлечения инвестиций; организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в области приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности; обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства на территории Российской Федерации и за рубежом.
Госкоимущество России управляет и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности. Он вправе принимать решения о приватизации находящихся в федеральной собственности предприятий; передавать объекты этой собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи. Ему поручена разработка и осуществление мероприятий по приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости (включая земельные участки) и управлению этими объектами.
На него возложено оформление закрепления федерального государственного имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление. Он дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом. Комитет является держателем принадлежащих Российской Федерации акций (вкладов, долей), закрепленных в федеральной собственности, а также Золотой акции; представляет интересы Российской Федерации по закрепленным в федеральной собственности акциям (вкладам, паям) в уставных капиталах организаций, основанных на объединении капиталов различных собственников.
В его функции входит контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в федеральной собственности и составление его реестра; он назначает и проводит документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации); назначает аудиторские проверки деятельности федеральных предприятий, учреждений и иных юридических лиц; организует работу по проведению экспертизы и оценке стоимости имущества, находящегося в федеральной собственности.
К компетенции Госкомимущества России отнесены: подготовка предложений о создании и ликвидации федеральных унитарных предприятий; реорганизация по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти федеральных предприятий без изменения форм их собственности; назначение в пределах его компетенции представителей государства в органы управления акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов, основанных на объединении капиталов и акции (вклады, доли) которых закреплены в федеральной собственности или учредителем которых этот комитет является на момент назначения представителя.
Ему предоставлено право утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с руководителями таких предприятий в пределах полномочий, делегированных Правительством Российской Федерации.
Госкомимущество России причастен к реализации инвестиционных программ, программ по предотвращению несостоятельности (банкротства) федеральных предприятий, функционированию рынка ценных бумаг, к осуществлению полномочий в отношении имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом и т.д. Он осуществляет лицензирование определенных видов деятельности.
Указанный комитет издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, дает разъяснения этих нормативных актов и государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Госкомимущество России возглавляет систему, в которую входят также его территориальные органы (территориальные агентства) по приватизации и управлению федеральной собственностью. Комитет руководит деятельностью своих территориальных органов и вправе отменять их решения, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации или превышением предоставленных им полномочий.
Компетенция указанных органов определена Типовым положением о комитете по управлению имуществом края, области, утвержденным постановлением Совета Министров Российской Федерации.*
_______________
*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 43. Ст. 2430.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом вправе поручать этим органам осуществление его полномочий.
При Госкомимуществе России действует Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Она занимается вопросами, связанными с проведением государственной политики, направленной на предотвращение банкротства предприятий, реорганизацию неплатежеспособных предприятий, признанных несостоятельными. Федеральная служба представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. На нее возложено рассмотрение финансового состояния предприятий и принятие решений о необходимости проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса; принятие обязательного для таких предприятий решения о внесении ими в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Она участвует в осуществлении установленных законом процедур признания предприятий несостоятельными, в том числе в организации внешнего управления имуществом предприятия-должника, проведении его санации.
Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Его основные задачи, функции и полномочия определены Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 21 апреля 1995 года,* а также Указом Президента о статусе этого комитета.**
______________
*Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 22. Ст. 1977. ** Там же. 1995. №10. Ст. 855.
ГАК России призван содействовать формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждать, ограничивать и пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию; осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Комитет разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства; контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, а также приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках Российской Федерации хозяйствующих субъектов* либо к ограничению конкуренции.
____________________
* Хозяйствующие субъекты — российские и иностранные коммерческие организации, а также некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели.
Антимонопольный комитет наделен рядом существенных полномочий по непосредственному применению мер административного принуждения за нарушение антимонопольного законодательства. Он вправе: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договоров с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства; принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также должностных лиц органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний комитета.
ГАК России осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.
ГАК России для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы, которые осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе положений, утверждаемых комитетом. Последний наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации (Госстандарт России) осуществляет разноплановую деятельность. Его основные задачи, функции и полномочия вытекают из законов Российской Федерации от 10 июня 1993 года «О стандартизации»*, «О сертификации продукции и услуг»**, от 27 апреля 1993 года «Об обеспечении единства измерений»***.
____________________
*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 25. Ст. 917.
**Там же. № 26. Ст. 966.
***Там же. №23. Ст. 811.
Законом о стандартизации на Госстандарт России возложено государственное управление стандартизацией России, включая координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности. Он формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; устанавливает правила применения международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации; устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартизации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами управления.
В соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации;
проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих на территории Российской Федерации, и т.д.
По Закону об обеспечении единства измерений Госстандарт России осуществляет государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации. На него возложена межрегиональная и межотраслевая координация по обеспечению единства измерений в Российской Федерации. К его компетенции относится установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений. Он руководит деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений.
На Госстандарт России возложен государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор.
Полномочия государственных инспекторов системы Госстандарта России по осуществлению указанных видов контроля и надзора определены соответствующими законами. В частности, они наделены определенными полномочиями по применению мер административного принуждения. Например, главные государственные инспектора по надзору за государственными стандартами Российской Федерации, республик, краев, областей имеют право принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований государственных стандартов; главные государственные инспектора и инспектора по обеспечению единства измерений имеют право при необходимости изымать средства измерений из эксплуатации; давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм и др.
Полномочия Госстандарта России в конкретизированном виде отражены в Положении о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 11 июля 1994 года* с учетом того, что он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление стандартизацией, деятельностью по обеспечению единства измерений, государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по сертификации в Российской Федерации.
_________________________
*Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст. 1526
Государственный комитет по статистике Российской Федерации (Госкомстат России) является федеральным органом, осуществляющим руководство российской статистикой, исходя из того, что официальный статистический учет отнесен к ведению Российской Федерации. Он действует в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике от 9 июля 1994 года.* К его основным задачам относятся: представление официальной статистики органам государственной власти Российской Федерации, общественности, а также международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии; координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.
Госкомстат России организует проведение государственных статистических наблюдений по утверждаемой им программе, формам и методологии; обеспечивает функционирование Единого государственного реестра предприятий и организаций; разрабатывает единые подходы к формированию целевых регистров (реестров) министерствами и ведомствами; обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайн.
_________________________________
*Там же. 1994. №13. Ст.1522
Госстандарт России вправе издавать постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Российской Федерации. Устанавливаемые Госкомстатом России методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
Территориальные органы государственной статистики, действующие в субъектах Российской Федерации, районах и городах, руководят статистикой, обеспечивают представление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов и местного самоуправления. Они выполняют функции и полномочия, предусмотренные Положением о Госстандарте России применительно к конкретным условиям их деятельности.
Государственный комитет по государственным резервам Российской Федерации создан для управления государственным материальным резервом. Он является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основе Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1995 года № 574.* На него возложено осуществление государственного регулирования и межотраслевой координации в области формирования, размещения, хранения, использования, пополнения, замены и освежения запасов государственного материального резерва. Его основными обязанностями являются: разработка государственной политики в указанной области; разработка и внесение предложений в Правительство Российской Федерации по накоплению и выпуску материальных ценностей государственного резерва; организация поставки материальных ценностей в государственный резерв и выпуска из него материалов и товаров; контроль за формированием, хранением и использованием мобилизационного резерва на предприятиях в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания; обеспечение устойчивого функционирования системы государственного резерва и др.
*Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №25. Ст. 2394.
Государственный комитет разрабатывает в составе государственного оборонного заказа проекты ежегодных заданий по закладке, заимствованию и разбронированию материальных ценностей государственного резерва. Он осуществляет функции государственного заказчика на поставку материальных ценностей в государственный резерв (кроме мобилизационного резерва); определяет территориальное размещение материальных ценностей государственного резерва (кроме мобилизационного резерва); организует и осуществляет контроль за сохранностью материальных ценностей государственного резерва и т.д.
Особенностью правового положения комитета является то, что он возглавляет единую систему государственного резерва, которую образуют комитет, его территориальные управления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие формирование, хранение и обслуживание государственного резерва.
Запасы государственного резерва и другие объекты его системы, а также земельные участки, на которых они размещены, являются федеральной собственностью.
Предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва являются режимными объектами, охрана которых обеспечивается ведомственной военизированной охраной.
Поэтому комитет соединяет в своих руках определенные функции как межотраслевого (межведомственного), так и отраслевого управления с учетом особенностей предмета и целей деятельности входящих в его систему предприятий, учреждений и организаций. В частности, комитет вправе планировать и организовывать финансово-хозяйственную деятельность системы государственного резерва, создавать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственные территориальные управления, учреждения и организации; отменять незаконные акты подведомственных территориальных управлений, предприятий, организаций и учреждений и т.д.
Правовые акты, издаваемые Председателем комитета, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны к исполнению.
Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства Российской Федерации (ГКРП России) является федеральным органом исполнительной власти, созданным в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в Российской Федерации. Положение о нем утверждено Правительством Российской федерации от 28 октября 1995 года.* Например, он должен активизировать поддержку малого предпринимательства со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечивать развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также формирование целостной системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и т.д.
_________________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 45, ст. 4320.
ГКРП России издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации предназначена для осуществления контроля и государственного регулирования рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. На нее возложены также функции по регулированию деятельности инвестиционных фондов, по лицензированию деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов и по регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов.* Комиссия является коллегиальным федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании З