Возникновение конфликта интересов при неправомерном извлечении доходов
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 2 ст. 4), позволяя гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, ставит условие - выполнение такой работы не должно повлечь за собой конфликт интересов. Уведомление представителя нанимателя предполагает получение у него разрешения на выполнение иной оплачиваемой работы. Конфликт интересов присутствует в том случае, когда существует причинная связь между решением (действием) служащего в определенном деле и ожидаемым влиянием этого дела на финансовый интерес, даже если это влияние проявится через некоторое время.
При этом конфликт интересов может возникнуть, если:
¾ чиновник на платной основе будет участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией (кроме случаев, установленных федеральным законом);
¾ служащий избирается на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
¾ служащий будет осуществлять любую предпринимательскую деятельность;
¾ на платной основе будет поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность.
В целом конфликт интересов здесь связан не с выполнением дополнительной работы, а с возможным влиянием потенциального работодателя на деятельность служащего.
Для устранения причин, по которым могут возникать ситуации конфликта интересов при правомерном извлечении доходов, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 7 установлены соответствующие запреты. Нарушение этих запретов приравнено Федеральным законом «О противодействии коррупции» к правонарушению, влекущему освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В эту же группу ситуаций, при которых возникает или может возникнуть конфликт интересов, можно включить обязанность гражданского служащего передать принадлежащие ему приносящие доход ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Прежде всего, под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности.
А под правомерностью (легальностью) будем понимать разрешенные законом действия, в результате которых получен доход. В случае владения ценными бумагами личная заинтересованность у чиновника может возникнуть из-за материальной выгоды, которая образуется, если доходы от ценных бумаг получены безвозмездно или куплены дешевле своей рыночной стоимости. Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» норма об обязательной передаче в доверительное управление вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций). А пока этот орган не определен, чиновник обязан продать или подарить имеющиеся у него ценные бумаги, чтобы не нарушать этот запрет закона 4. возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей.
Эта группа ситуаций, при которых возникает или может возникнуть конфликт интересов, включает обязанность гражданского служащего в целях предупреждения конфликта интересов сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 2 ч. ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации).
В процессе исполнения должностных обязанностей государственный служащий должен постоянно оценивать действия, ситуации, условия, влияющие или могущие повлиять на их надлежащее исполнение, объективность служебной деятельности служащего в целях недопущения возникновения конфликта интересов, а также совершения поступков, умаляющих авторитет государственной власти, местного самоуправления или вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности соответствующего лица при исполнении им должностных (служебных) обязанностей. При этом, существенным является знание и использование госслужащим своих прав, исполнение обязанностей, соблюдение ограничений и запретов, связанных с госслужбой, а также требований, предъявляемых к его служебному поведению.
Перечислим примеры проявления конфликтов интересов при исполнении должностных обязанностей на государственной службе:
1. использование служебного положения для лоббирования чьих-либо интересов;
2. использование конфиденциальной информации;
3. работа по совместительству;
4. использование ресурсов организации в личных интересах;
5. использование служебного положения для целей развития личного бизнеса;
6. деятельность после увольнения со службы (ухода на пенсию);
7. конфликты интересов, связанные с подарками и взяточничеством;
8. неэффективное и неэкономное расходование выделенных государством средств;
9. протекционизм конкретных поставщиков или их групп и др.
Служащий всегда должен заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации и поставить под сомнение объективность и независимость при осуществлении служебных обязанностей. Сохранение личного достоинства, недопущение конфликтов интересов в процессе исполнения профессиональных функций - прямая обязанность служащего.
Внеслужебная деятельность чиновника также не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Его поведение во внеслужебной деятельности не должно вступать в конфликт со служебными обязанностями.
Возникновение конфликта интересов при формировании состава различных комиссий - достаточно часто встречающаяся ситуация. К этой группе конфликтов интересов можно отнести требования закона к формированию состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, конкурсной и аттестационной комиссий, комиссии по служебным спорам и др., чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые этими комиссиями решения.