Социальная ответственность таможенной службы
Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя и за отступление от которых готов нести ответственность.
Деятельность государственного таможенного служащего основывается на призвании служить людям и человеколюбии как профессиональной характеристике таможенного органа. Кроме того государственный таможенный служащий должен иметь чувство глубокой ответственности со способностью принимать ответственное решение.
Существуют два аспекта ответственности как социальной категории:
¾ позитивный аспект, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего человека перед самим собой, своей совестью);
¾ негативный (ретроспективный) аспект, когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности.
Юридическая ответственность как один из видов социальной ответственности выражается в осуждении противоправного поведения лица со стороны общества и государства, заключающемся в обязанности виновного лица претерпевать отрицательные последствия материального или морального характера в применении санкций за правонарушения.
Дисциплинарная ответственность служащихнаступает за дисциплинарный проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины. Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности (депутата, члена выборного муниципального органа, выборного должностного лица местного самоуправления), не являются государственными служащими, и обязательное предварительное условие привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности – отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности.
Для этого законами предусмотрены соответствующие юридические формы: импичмент (отрешение от должности), освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания – Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и других; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или даче согласия на привлечение судьи к юридической ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к ответственности; досрочное прекращение полномочий главы администрации муниципального образования местным референдумом.
Лица же, замещающие государственные должности государственной службы, а также не являющиеся выборными на служебные должности в гражданских и общественных учреждениях, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учреждений прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности.
В последнее время в связи с разделением государственной службы на три вида можно говорить и о трансформации института уставной дисциплинарной ответственности, Относительно государственной гражданской службы постепенно складывается в два основных параллельных типа (уставная правоохранительная и уставная военная дисциплинарная ответственность), характеризующих данный вид дисциплинарной ответственности как юридически самостоятельное понятие.
Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что:
¾ во-первых, нередко предполагает привлечение к дисциплинарной ответственности за совершенные вне службы и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки;
¾ во-вторых, предусматривает некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
¾ в-третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, таможенных органов и т.д.).
Дисциплинарная ответственность таможенных служащих в порядке подчиненности распространяется на всех таможенных органов, а область ответственности в порядке подчиненности охватывает наиболее общие правила служебной дисциплины.За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственному таможенному служащему возложенных на него обязанностей (должностной проступок) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
¾ замечание;
¾ выговор, строгий выговор;
¾ предупреждение о неполном должностном (служебном) соответствии;
¾ освобождение от замещаемой должности;
¾ увольнение.
Также в отношении таможенных служащих предусматривается возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности за совершенные в пределах службы, дискредитирующие таможенную службу аморальные и административные проступки, публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности таможенных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего таможенного органа.
Таможенный орган должен обладать качествами, необходимыми для государственной таможенной службы. Перечень качеств, необходимых таможенному органу, занятому на государственной таможенной службе, формируется системой нравственных требований: развитым правосознанием, верным пониманием государственной цели, неподкупной волей, пониманием социально-экономических процессов, гражданским мужеством, способностью формировать и поддерживать в массах дух корпоративного самоуправления.