Баталина, Валентина Владимировна 6 страница
Для лоббистской деятельности характерно наличие связи с политической властью. Лоббистская работа ведется исключительно в интересах каких-либо кругов. Лоббисты являются посредниками между финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, любыми заинтересованными группами и законодательными и исполнительными институтами власти.
В России имеются следующие формы лоббизма: участие в слушаниях профильных комитетов законодательных органов;
участие в подготовке законопроектов, вынесение этих документов на обсуждение парламента;
р5= проведение пропагандистских кампаний в средствах массовой информации в поддержку принимаемых решений;
ps^ организация научно-практических конференций, на которые приглашаются представители законодательной и исполнительной власти.
■Е=П Переговорный процесс включает несколько важных 3 111 моментов: прорабатываются взаимовыгодные варианты, расставляются акценты внутри проблем, но не на интересах участников переговоров, используются оптимальные формы проведения дискуссии.
63. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
Правильная организация избирательной кампании и мощное информационное обеспечение являются необходимым фактором для достижения победы на выборах. Технология проведения избирательной кампании опреде-иет:
0 этапы проведения выборов;
21 структуру органов, организующих выборы;
0 мониторинговые мероприятия;
0 исследования, необходимые для оптимизации выборов;
Ш имидж кандидата;
Ш необходимые средства пропагандистского воздействия.
iEiT] Центральным действующим лицом в избирательной
1 Ш кампании является кандидат. В России кандидатом
может стать представитель политической партии
>*ли движения, общественной организации, представительгруппы избирателей, собравших необходимые подписи в поддержку кандидата или партийного списка.
Кандидат в органы власти организует свою команду для проведения избирательной кампании. В команду входят:
0 доверенные лица, которые выступают от имени кандидата;
0 группа поддержки, которая создает положительный психологический настрой при встречах кандидата с избирателями, проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях; 0 агитаторы, проводящие повседневную работу по месту жительства, распространяющие листовки и другую печатную продукцию о кандидате, разъясняющие его предвыборную программу.
Государственные структуры обязаны проводить выборы с помощью избирательной комиссии и при поддержке органов исполнительной власти, судов и прокуратуры. При проведении выборов государственные структуры обеспечивают составление списков избирателей, подготовку избирательных участков и необходимого количества бюллетеней, соблюдение законности при голосовании,подведение итогов голосования, осведомление избирателей о результатах выборов.
После проведения выборов проводится политологическое исследование.
64. КОНФЛИКТЫ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Конфликтом называется столкновение интересов различных социальных групп в условиях противодействия.
Причинами социальных конфликтов называют ci\ovA*\b\v\ W3wx\j\ewЈ обстоятельств, где вступают в противоречие экономические, политические интересы, вопросы социального престижа, национальные, идеологические, религиозные, культурные факторы. К конфликтам в обществе приводит его разделение на разные социальные группы, слои, национальные общины. Источниками конфликтов в обществе могут являться комплексы социально-культурных установок, ориентации и ценностей, дегуманизация общества, связанная с возросшей бюрократизацией общественной жизни, расслоение общества.
65. ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Конфликты могут иметь в основе политические, 1 IU экономические, социальные, идеологические противоречия. Типы доминирующих политических конфликтов оказывают влияние на темпы эволюции системы правления, на формы изменяющихся политических процессов.
Политология классифицирует конфликты исходя из определенных оснований. Выделяют внешнеполитические и внутриполитические конфликты. Внешнеполитические конфликты могут приводить к масштабным политическим изменениям на мировой арене.
Конфликты могут различаться степенью и характером их нормативного обоснования (институализированные и неинституализированные конфликты). Они характеризуют способность людей (институтов) подчинять свои интересы правилам политической игры.
Конфликты различаются качественными характеристиками («глубоко» и «неглубоко укорененные в сознании людей»). Они характеризуют степень вовлеченности субъектов в разрешение противоречий, отражают глубину кризи-
сов и их влияние на динамичность процессов. Конфликты, где имеется хотя бы одна возможность найти согласие, называют конфликтами с «нулевой суммой». Конфликты антагонистические и неантагонистические часто разрешаются насильственным путем, уничтожением одной из сторон.
Существуют открытые (явные) и скрытые (латентные) формы конфликтов, в которых преобладают теневые способы разрешения споров (взаимодействия внутри правящей элиты). Первый тип конфликтов наблюдается в формах массового участия граждан в политических процессах, второй чаще скрыт от массового внимания. Сюда относятся процессы принятия политических решений различными ветвями власти.
В политической жизни разрешение конфликтов может произойти быстро (кратковременные конфликты), или же этот процесс растянется на десятилетия (долговременные конфликты).
Конфликты могут зависеть от политического режима. Выделяют вертикальные (между центральными и региональными политическими элитами, органами местного самоуправления, между субъектами разных уровней власти) и горизонтальные, которые характеризуют связи субъектов одного уровня, внутри властной элиты, межпартийные конфликты или внутри одного политического объединения, между неправящими партиями.
Международный конфликт является формой международных отношений, отражающей противоречия между государствами.
66. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Политический конфликт имеет свои особенности. Некоторые специалисты считают политический конфликт таким явлением, в котором основным факто-ром становится воздействие на менения политических решений в социальных групп. Источниками являются многие причины. Несовггля требностей людей, разный подх; убеждений, различие статусов л(с_ ни могут привести к возникновению к
jЈ=rfl Стратегия разрешения п: ~ I 2 Ш включает два направления: кс -~ том и управление им.
1. Стратегия контроля предполагдупредительных мер для выяснения и неконфликта, предотвращения перехода I;
2. Стратегия управления конфлн;проведение необходимых мер, которыеконфликт.
.,■' |
Средства контроля и управления, хэяв ной ситуации включают разнообргэ-м 0 гуманитарный подход — основе ет на максимальное сближение сторож ствуют в конфликте. Для этого испсша ги многочисленных посредников. консультаций и переговоров;
0 правленческий подход ставит перед с участницами конфликта специфические шение которых позволяет сблизить псз и достичь в то же время осуществление ных целей;
0 инженерный подход к конфликту прел~:. строение новых организационных структ ляющих деятельностью конкретных cs Ея совершенствование старых структур, ис ние новаторских методов, направленных i ние стереотипов мышления конфликтуют
Методы нейтрализации конфликта делятся на две группы:
1) насильственные (революции, войны перевороты, террористические акты); 2) ненасильственные (посредничество, переговоры,
арбитраж).
Переговоры сегодня представляют собой наиболее оптимальный метод нейтрализации конфликтов.
Переговоры проводятся с использованием разных схем общения: мягкий контакт, когда стороны имеют желание делать какие-либо уступки, и жесткий, когда стороны не приемлют компромиссов.
67. ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Природа политических конфликтов объясняется с точки зрения теории человеческих потребностей, согласно которой возникновение конфликтов происходит по причине неадекватного удовлетворения потребностей человека. Базовыми причинами конфликтов выступают такие ценности, как экономический рост, идентичность, возможность внутреннего раскрытия личности. Важными причинами являются общественное признание, духовное совершенствование, безопасность.
Причины политических конфликтов находятся в сфере действия социальных или внесоциальных факторов.
Социальным факторам принадлежит основная роль в возникновении политических конфликтов. Существует несколько причин, ведущих к политическим противоречиям. Во-первых, наличие разных форм общественных отношений создает неравенство субъектов политики в их статусном положении, в ролевых ситуациях и функциональном аспекте. Внешняя сторона таких конфликтов нейтра-
лизуется достаточно быстро, а источники конфликтной > туации устраняются разными путями:
jTJ изменениями, которые вносят преобразования в стему власти в обществе;
[7J изменениями, преобразующими социально-эко1 мическую основу политической жизни конфлнк ющих субъектов.
Во-вторых,разность восприятия субъектами обще венных идеалов и ценностей, осмысления исторически современных политических явлений. Конфликты на э-почве чаще происходят в государствах, где конфронти ют разные мнения о способах реформирования госуд ственного устройства, о создании основ нового полити ского режима, о возможных направлениях выхода из литического кризиса.
Именно эти причины чаще всего определяют конфр тацию между правящей группой и группами, отстаиваю!, ми свои интересы. Компромиссы в таких ситуациях на дятся сложным путем.
В-третьих, основу политических конфликтов создг факторы осознания гражданами своего места в социа но-политической системе, себя частью религиозных, эп ческих, социальных объединений. Такие конфликты ча происходят в странах с нестабильными политическими жимами или в странах, где общество конфронтирует с п вящей верхушкой, где граждане пытаются защитить це стность национальных или религиозных групп, поднять общественный статус.
68. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Существуют методы, с помощью которых удается ос бить напряженность между политической элитой и полическими группами, чьи интересы спровоцировали конфли
1иального маневрирования позволяет перераспределить часть общественных благ в интересах конфронтирующих групп.
Метод политического маневрирования применяет действия, направленные на объединение интересов различных политических групп и преобразование их в комплекс мер, способствующих сохранению власти правящей элитой.
К формам реализации метода политического маневрирования относятся:
анализ возможного политического компромисса конфликтующих сторон, замена средств для достижения цели, смена политического лидера; политическое манипулирование как теневой способ управления общественным мнением с использованием методов психологического влияния; интеграция конфронтирующих групп. Эти группы обычно объединяют факторы общественного возмущения. Для правящей элиты важно интегрировать конфликтующие группы в свою структуру, включить представителей других групп в состав своего руководства;
ослабление «системной оппозиции». Поскольку «системная оппозиция» видит свою задачу в разрушении действующей политической системы, для правящей верхушки важно нейтрализовать действия оппозиции. В этих целях могут использоваться:
создание групп, изнутри подрывающих авторитет оппозиции;
0 включение представителей оппозиции в состав органов действующей власти, достижение консенсуса в разработке текущих задач.
Метод силового'давления применяют в обществе, где политическая активность невелика, преобладают консервативные взгляды, а противодействие насильственным методам слабое. Используются специфические формы силового давления — от насильственного установления диктатуры до косвенных способов воздействия. С помощью диктатуры правящие круги пытаются насильственным путем уничтожить негативное восприятие существующей системы и сохранить ориентацию на возврат к жесткой иерархии политической власти.
69. ИНИЦИИРОВАНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
И РАЗРЕШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ:
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ПРОЦЕДУРЫ
Политический конфликт является динамическим процессом, включающим несколько этапов разрастания и несколько фаз разрешения. Для политического конфликта характерны несколько стадий: предконфликтная, конфликтная, стадия разрешения конфликта, постконфликтная.
Предконфликтная стадия делится на два этапа. На начальном этапе создается конфликтная ситуация, происходит обострение противоречий групповых и индивидуальных отношений, в основе которых лежит расхождение интересов и установок субъектов. Этот этап можно отнести к скрытой фазе развития конфликта.
На втором этапе любой внешний импульс может стать поводом для активизации конфликтной ситуации. Кон-
фликтующие стороны анализируют побудительные мотивы, происходит переосмысление их интересов, ценностей, целей. Конфликт из скрытой переходит в открытую форму.
г^т] Конфликтная стадия характеризуется не только
2 HJ осознанием целей и интересов, психологической
подготовкой к борьбе, но и переходом к активной борьбе.
Конфликт интересов перерастает в фазу острых противоречий, которые стороны не регулируют, а только усугубляют, разрушают существовавшие прежде взаимоотношения.
Фаза острых противоречий в эмоциональном плане отличается усилением агрессии, открытой конфронтации, психологически формируется имидж врага.
Эта фаза может закончиться политическим кризисом или усилением социального напряжения.
j^ij Стадия разрешения конфликта формируется пу-
3 Ш тем изменения объективной ситуации, субъективной
и психологической перестройки, оптимизации субъективного образа ситуации, который оформился в сознании враждующих сторон. В этот период может произойти частичное или полное разрешение конфликта.
Полное разреСиение конфликта предполагает нейтрализацию конфликта на объективном и субъективном уровнях.
Максимальное изменение имиджа конфликтной ситуации: образ врага настолько претерпевает изменения, что бывший враг уже может выглядеть лучшим другом, ориентация на борьбу заменяется идеей сотрудничества.
г^=гП Постконфликтная стадия характеризуется мера-
4 Ш ми, принятыми для окончательного разрешения про-
тиворечий интересов и целей, устранения социальной напряженности, нейтрализации неприязни и взаимной агрессии.
70. ПОЛИТИКА И \
Термин «государственное у
вид научного знания о способе* ления. Государственное упраш мой практической деятельности, ш низацию государственных структур рования общественного устройства -л государства в этом направлении r.zzs : ..та тическую и административную.
Р^т] Политическое управление : -
2 Ш чинно-следственного характе::
ное занимается решением кс--э« непосредственно входящих в сферу оогш ственного управления. Иногда его назь1ььо но-государственным управлением.
r^jj Вопрос о соотношении понятий <Щ
3 Ш дарственное управление» pacoeng
ракурсах. Первый предлагает нк-я яние политики, второй считает государе. лш лишь отражением политических целей, юн ся органы высшего руководства государстя правлению присуща оценка политики кая мативно-ценностных знаний, использ^ стижения оптимальных результатов rocyj ятельности.
Второе направление использует нop^eт■ ные знания для объективизации анализа rtcj деятельности. Общим началом этих двух нам] ляются характерные черты государства ка* i института и характера власти его организации туры.
Выделяют несколько уровней орга ственного управления.
Высший, институциональный, уровень представляет пограничную сферу между политическим сударственным управлением. Высший уровень ределяет основные направления политики и главные задачи ее осуществления.
Средний, административный, уровень представляет собой аппарат функционального управления (администрирования). Этот уровень анализирует все направления государственной деятельности, дифференцирует ее на организационно-управленческие компоненты, которые включают руководство, планирование, контроль, организацию и пр. Низший, технологический, уровень отражает способность государственного управления реализовы-вать социальные потребности общества, создавать конкретные результаты или продукты для повышения уровня и качества жизни каждого конкретного гражданина данного государства.
71. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
Деятельность государственной политики включает определяющие нормы и принципы
ства и органов местного самоуправление.
ботодателей, профсоюзов по повыш
кационного уровня работников
заций.
72. МЕХАНИЗМЫ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Политика представляет собой многогранное социальное явление. Главные направления ее деятельности определяются экономикой, материальными интересами людей, создающих в процессе производства и обмена определенные материальные ценности.
Непосредственными субъектами общественных отношений являются группы людей или индивиды. Для регулирования их взаимоотношений используется посредническая инициатива. Таким посредником условно можно назвать политику. Современное общество пользуется политическими средствами для регулирования противоречий, согласования общественных действий в целях сохранения социальной стабильности.
Политика как общественное явление обладает определенными механизмами воздействия на общественную жизнь. Одним из этих механизмов является политическое управление, фиксирующее все существенные вопросы, касающиеся политического процесса.
Государственно-управленческие механизмы состоятиз совокупности мер, направленных на осуществление решений внутренней и внешней политики. Они проводят практическую деятельность, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественнойжизни. Эти решения подразделяются на виды, соответствующие различным принципам. *Классификация данных принципов включает:0 уровни соотношения институтов государственногоуправления — общегосударственные, касающиесявсего государства в целом, и местные, которые относятся к субъектам государства;0 типы соотношений — административные и политические;
73. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАМПАНШ
Политическая кампания является хо ванным, целенаправленным, проводящимс ■ период времени действием, направленный одной или нескольких целей, приближа*с_ ра кампании к стратегической цели, опре^ циальные амбиций.
Политические кампании привлекают ственности к проблеме, решение которой значимо для социальной или политической бы заострить внимание общественного мм ются приемы, способные модифицироза-ъ дей, повлиять на общественное мнение имеющиеся ориентации.
В зависимости от преследуемых целей политические кампании делят на подвиды:
0 привлекающие внимание к явлению или событию. В их задачу входит своевременное извещение населения, использование приемов, вынуждающих запомнить важную для организатора кампании информацию;
123 информирующие общественность. Создание готовой системы фактов, характеризующих в нужном русле определенную проблему;
0 образовательные, разъясняющие общественности важность усвоения определенных материалов, чтобы применять полученные знания позже различными способами;
0 использующие закрепление определенных установок и линий поведения, чтобы подчеркнуть значимость общности, единения, с целью объединения необходимых установок с именами субъектов, в чьих интересах проводится кампания;
0 в результате которых меняются установки или ценностные ориентиры общественного мнения;
0 под воздействием которых происходит модификация поведения общественных групп. .
Политические кампании имеют характерные черты. 1. Просветительство, к которому относят информирование общественности новыми знаниями, не всегда объективными, но в данный момент выгодными для имиджа определенного политика.
2. Планирование — любая политическая кампания заблаговременно формирует агитационную литературу, технические средства, материальные ресурсы.
Принудительное воздействие, использование системы санкций для наказания тех, кто безразличен к политическому процессу
4. Наделение некоторыми полноту at.здают эффект значимости кампании, убеждаюттетности политика, продвигаемого прибирательной кампании.
5. Анализ общественного мнения.
74. ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Основателями теории государственного управлегав были европейские экономисты А. Смит, Р. Оуэн и др.
Адам Смит (1723—1790) проанализировал различные формы разделения труда, охарактеризовал обязанности государя и государства. Роберт Оуэн (1771—1858) рассматривал гуманизацию управления производством, признал необходимость обучения и улучшения условий труда и быта рабочих,
Ф. Тейлор (1856—1915) рассматривал управление как науку, разработал методы организации и нормирования труда и управления производственными процессами.
А, Файоль вычленил в методах управления пять ведущих функций: планирование, организацию, гкх:-бор и расстановку кадров, мотивацию труда и кое?~-роль.
Исследовались вопросы роли и функции уттрезае-ния. Считалось, что, выявив суть работы управляю щего, можно охарактеризовать наиболее эфрека ные методы руководства. Представителями'административной а были: М. Блюмфильд, создавший конпеш-зс • ления рабочей силой; М. Вебер (1864—1Э2Ц здавший концепцию рациональной бюрс^ии Классическая школы утверждала. -~: : _*•: только один способ достижения :-
производства, соответственно их целью было стремление обнаружить этот совершенный метод. «Школа человеческих отношений» исследовала достижения психологии и социологии. Родоначальником этой школы был Э. Мэпо (1880—1949). Он утверждал, что группа рабочих уже является социальной системой, где имеются собственные системы контроля. Воздействуя на эту систему, можно поднять результаты труда.
Свой вклад в формирование школы «человеческих отношений» внесли ученые-бихевиористьг. А. Мас-лоу (1908—1970) создал иерархическую теорию потребностей, Д. Макгрегор разработал теорию характеристики работников.
Впоследствии возникла количественная, или управленческая, школа. Благодаря ей в управлении стали использовать математические методы и компьютерную технику. Представители этой школы обосновывают управленческий процесс математическими методами.
В России методы управленческой науки разрабатывали М.М. Сперанский(1772—1839), СЮ. Витте (1849—1915), П.А.Столыпин (1862—1911) и др.
75. НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Новый институционализм и неоинституционализм являются близкими направлениями современной экономической и политической науки.
г^=п| Институциональная политическая теория ос-1 Ш новным направлением своих исследований провозгласила изучение политической организации. Сущность понятия политических институтов она связывает с методами управления контрактными отношениями. Неоинстиг
на методологичесямж
в традиционной ние термина «институт» в несблизко к пониманию класс Институтами называются юридические) и неформальные {j ционные) нормы и правила, определяющие л; ектов как в хозяйственной сфере, та- ■ институциональной экономической геос'ти исследуются применительно к части <ин-среды».
Более широкое толкование институтов и I неоклассической методологии создало больш-стей синтеза выводов для использования в новьо исследований:
0 объединенного изучения экономических, юрнлпе-
ских и политических институтов, определяющих ф№.-
сирование и регулирование права собственности; 0 при исследовании деятельности организаций, суше-
ствующих в неэкономической сфере.
0 0 |
Определяющие направления исследований, специфичных для неоинституциональной политической теории, представляют собой:
изучение структуры социальных и политических институтов;
исследование противоположных институциональных структур с целью оптимизации их эффективности на макроуровне;
научную работу в политологии с целью изучения равновесной структуры социальных и политических институтов, которая создается путем взаимодействия индивидов.
Политологи-неоинституционалисты исследуют норму,институт, институциональную среду.
Норма рассматривается неоинституционалистами как базовый элемент институтов.
Институты характеризуются ими как гибкая поддерживающая структура, которая меняется под воздействием практического фактора. Все институты можно подразделить на формальные и неформальные.
76. ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ, ВСЕОБЩНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Любой политический режим имеет свою бюрократическую систему, которая появляется на фоне реализации общих и частных политических интересов.
Существует несколько толкований термина «бюрократия». В XIX в. бюрократией называли особый тип политической системы, где министерские посты распределялись между профессиональными чиновниками. Бюрократия противостояла органам представительного правления.
М. Вебер считал бюрократию системой администрирования, которая осуществляла деятельность руками профессионально обученных специалистов, следуя предписанным правилам. Бюрократия характеризовалась М. Веберомкак инструмент власти, используемый для оптимизации форм управления государством.
Теория государственного управления использует термин «бюрократия» в значении «управление государственным сектором в противоположность управлению в частных организациях».
Политическая экономия дает определение бюрократии как нерыночной организации, «финансируемой за счет субсидий в отличие от организации, финансируемой благодаря продаже своей продукции на рынке». Классическое определение
бер. Он выделяет черты, характер#ме длявсех современных административных систем.
Признаки бюрократической формы управления:
0 иерархия — у каждого чиновника есть четко опреле-ленный объем полномочий в иерархической структуре, чиновник подотчетен во всех своих действиях вышестоящему начальству;
0 последовательность — рабочее место, должность является основным видом деятельности, дает возможность получать заработную плату и перспективу карьерного продвижения по службе;
0 безличность — работа осуществляется по правилам, исключающим произвол или фаворитизм, все действия отражаются в письменных отчетах;
0 специальные знания — чиновники отбираются по принципу отбора способных, перспективных кадров, они профессионально обучены и контролируют доступ к служебной информации.
Классификация признаков бюрократии, предложенная К. Марксом, содержит 10 пунктов: 1) монополия чиновников на разработку способов ведения политики;
2) закрытость управленческих процессов;
3) формирование системы привилегий и их ранжирования;
4) количественный рост бюрократии;
5) тенденция к осуществлению преобразований социальных и политических проблем в административные;
6) восприятие государства как источника благополучияи социального порядка;
7) подчинение законодательных органов исполнительной власти;
8) волокита и коррупция;
9) минимализация наказаний членов властных структур;
10) безразличие к закону.
77. УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ;
СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Вся история государственного устройства отражает связь между развитием государственности и самоуправлением.
Взависимости от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима развивались соответствующие формы местного самоуправления.
Местное самоуправление представляет многостороннее социальное явление. Современные формы местного самоуправления появились в результате процесса поиска компромисса, согласования интересов общества на уровне территориальных сообществ и государства.
Местное самоуправление является механизмом сотрудничества территориальных сообществ и государства, основная цель которого — осуществление согласованности соответствующих интересов.