См.: Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правове дение. 1996. „



Тема 6. Механизм государства

1. Орган государства: понятие, признаки, виды




полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Об­ладание властными полномочиями — важнейший признак государст­венного органа.

2. Государственный орган наделен определенной экономической и
организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции,
выполняет свойственные ему функции. Механизм государства дейст­
вует через отдельные государственные органы: функции государства в
целом осуществляются посредством функций отдельных государст­
венных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем
самым одновременно участвует в реализации различных функций го­
сударства.

4. Для осуществления функций государственные органы располага­
ют необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Эн­
гельса, «вещественными придатками», к каковым можно отнести раз­
ного рода материальные ценности и многочисленные организации,
предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государст­
венную работу, но не являющиеся органами государства.

5. Представление о государственном органе было бы неполным без
указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из
которых состоит данный орган, — отдельное лицо или группа, коллек­
тив: «...существование государственной власти, — писал К. Маркс, —
находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администра­
ции, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она
представляет собой лишь тень, воображение, простое название»1.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»2, государственным служащим явля­ется гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, ус­тановленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, вы­плачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюд­жета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287. См.: Российская газета. 1995.3 авг.

туцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации (ст. 3,

ПГ2).:

^Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической вза­
имосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформу­
лировать его определение. Орган государства — это юридически офор­
мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государ­
ственного механизма, состоящая из государственных служащих, наде­
ленная государственно-властными полномочиями и необходимыми ма­
териальными средствами для осуществления в пределах своей компе­
тенции определенных задач и функций государства. ;
/•Разносторонность и многосложность деятельности государственно­
го механизма обусловливает значительное число его органов. По раз­
личным научно обоснованным критериям они классифицируются на
.соответствующие виды.

v ь Так, органы государства по такому критерию, как юридический ис­точник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для
непосредственного выполнения задач и функций государства (Прези­
дент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерст­
ва и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокура­
тура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов
РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством по­
рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования
указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Ад­
министрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания,
Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодатель­
ной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотрен­ных видов, представляется обоснованным именовать первичными ор­ганами, ко второму — вторичными, производными от первых.

,На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

i По действию в пространстве государственные органы подразделя­ются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федераль­ным органам.

• По длительности действия государственные органы делятся на по­стоянные и временные. Абсолютное большинство государственных ор­ганов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и



Тема 6, Механизм государства

2. Понятие механизма государства

1,01



законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и дея­тельность которых носит!временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоя­тельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военно­го положения). •• '

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государ­ственных служащих. Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдель­ных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, зани­мающем государственную должность. Например, Президент Россий­ской Федерации, президент республики в составу РФ, Генеральный

Прокурор РФ. ! ' ]

Своего рода обобщающим основанием классификации государст­венных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предпо­лагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их клас­сификации.

Наши рекомендации