Понятие нормы права и ее структура

Право, как бы его ни понимать, в своем инструментальном воз­действии на общественные отношения мыслится в качестве опре­деленных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовидное воплощение в фактической жизнедея­тельности.

Норма права — особая разновидность социальных норм наря­ду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государ­ственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, рас­пространение на всех участников общественных отношений, не­зависимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отно­шений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличитель­ный признак правовой нормы — обеспеченность ее государствен­ной поддержкой, государственной защитой, силой государствен­ного принуждения.

Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государст­вом обще-обязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эта­лона, масштаба поведения.

Норма права - критерий правомерности поведения. Отсюда при-обретают значение такие качества правовой нормы, как ее фор­мальная определенность, конкретность. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагиро­ванием от индивидуальных особенностей регулируемых отноше­ний, формулиро-ванием более общих правил, охватывающих суть правовой материи.

Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаи-моотношения, могут однозначно понимать свои права и обя­занности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания ка­кого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определен­ность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников обществен­ных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.

Государственно-властное веление, получающее логически за­вершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Речь идет о властности веления, его обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государ­ственной воли, то нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из различных предписаний, содержащихся порой в разных статьях одного, а то и разных нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы отождествляется со сло­весным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь выра­зить суть правила, другие - условия применения данного правила, а третьи - последствия несоблюдения государственной воли. Одна­ко полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма дей­ствует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется толь­ко часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-пра­вовые, специализируются на выражении санкций, обслужи-ваю­щих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных эле­ментов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь эле­ментов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на одно­кратное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе опреде­ленность правового регулирования.

Виды правовых норм

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее на­значении и регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной сте­пени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть право-установительными, поскольку в них содержатся предписания, предо-ставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зави­симости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, админи-стративные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей пра­ва специализируются в основном на охране общественных отно­шений.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело — это и право, и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на пер­вый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в-третьих - акцент делается на запрете определенного пове­дения.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управо-мочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы фа­культативные, позволяющие при определенных условиях отсту­пать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (за­пасной). Норма будет называться реко-мендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и сан­кцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вари­антов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.

Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом кон­кретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразде­ляются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуа­ции, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозна­ченных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (ис­ходные) и нормы производные (детализирующие); нормы посто­янные и временные. В особую группу выделяются нормы поощ­рительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так на­зываемые специализированные, к которым относятся нормы де­финитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов), нормы-принципы, оперативные (на­правленные на отмену актов, их распространение на новые отно­шения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм).

Функции правовых норм

Функции присущи каждой норме права, они содержатся в них как в особой юридической реальности, способной оказывать вли­яние на субъектов права своей волевой заряженностью, целевой установкой, властной обеспеченностью, четкостью требования. Данное положение соответствует учению о функциях объектов, в котором подчеркивается, что функция заложена в каждом объ­екте, способном действовать.

Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Особо следует сказать об отличии функций нормы права от таких основных функций права, как регулятивная и ох­ранительная. В литературе встречаются возражения против раз­граничения этих функций на том основании, что каждая правовая норма содержит диспозицию и санкцию и, следовательно, од­новременно и регулирует, и охраняет общественные отношения. Здесь допускается ошибка логического характера: не учитыва­ется критерий (основание) разграничения функций права в целом и функций отдельной нормы права, которая далеко не всегда и далеко не в полном объеме отражает сущностные качества сис­темы права. Система права - не арифметическая сумма отдель­ных правовых норм; она содержит признаки, качественно отли­чающиеся от отдельной правовой нормы. Соответственно функ­ции нормы права и функции права в целом в такой же степени не совпадают между собой, в какой различаются норма и система права.

Функция конкретной нормы - это функция отдельной кле­точки системы права, которая характеризует основную функцию не прямо и непосредственно, а косвенно и опосредованно. Она под­черкивает некую деталь, частичку в основной функции права.

Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия. Объектом функций права выступает весьма широкий и сложный комплекс общест­венных отношений, а объектом же воздействия функций отдель­ной правовой нормы - конкретное, единичное, индивидуальное общественное отношение. В первом случае право как система со­относится с его объектом в целом - общественными отношения­ми, которые оно регулирует, а во втором - речь идет об отдельной норме, конкретном правиле поведения, направленном на конкрет­ное отношение, т.е. речь идет о единичном, а не общем явлении. Анализ механизма правового регулирования показывает, что каждая из норм права имеет собственное функциональное назна­чение и соответственно выполняет характерные для нее функции.

Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций. Здесь проявляется универсальная способ­ность многих правовых норм оказывать одновременно различное функциональное действие (мотивационное, информативное, ориентационное). У запреща-ющих норм - функции одни, у рекомен­дательных - другие, у поощри-тельных - третьи и т.д. Не могут полностью совпадать функции норм государственного и трудово­го права, уголовного и гражданского, материального и процессу­ального. Например, в силу особого места Конституции в системе нормативных правовых актов конституционные нормы осущест­вляют юридическую и политическую функции, характеризующие конституционные основы правовой системы и конституционные основы внутренней и внешней политики. Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т.д.

Абсолютное большинство норм уголовного права также осу­ществляет одновременно несколько функций: регулятивную, ох­ранительную и воспитательную. Данная особенность уголовно-правовых норм объясняя-ется важным значением их гипотез и сан­кций в процессе воздействия права на волю и сознание человека, результатом чего являются две основные формы поведения людей. При соблюдении гражданами уголовно-правовых запретов осу­ществление регулятивной функции наблюдается в форме воздер­жания граждан от их нарушения, а если уголовный запрет нару­шается, реализация охранительной функции осуществляется в форме привлечения виновных к юридической ответственности. Выполняя эти функции, нормы уголовного права одновременно воспитывают у граждан уважение к закону, т.е. осуществляют вос­питательную функцию.

В то же время, как показывает функциональный анализ дей­ствия правовых норм, каждая из них независимо от отраслевой принадлежности в той или иной степени выполняет в механиз­ме правового регулирования такие функции, как функцию госу­дарственной ориентации участников общественных отношений, функцию государственной оценки разно-образных вариантов по­ведения субъектов права, целевую и мотива-ционную функции.

Государственная ориентация - это направление поведения участников общественной жизни на достижение позитивных целей. Регулятивная правовая норма всегда содержит указание на дозволенный, разрешенный вариант поведения. Она является одним из наиболее авторитетных ориентиров в системе социальной ориентации, так как создается государством и охраняется им от нарушений.

Запрещающие нормы предупреждают субъектов права о недо­зволенности, недопустимости определенных действий. Запреты служат четкими ориентирами для всех участников общественных отношений. Очень часто субъекты права сами заинтересованы в подобной ориентации, поскольку запреты предостерегают их от совершения тех действий, за которые может наступить юридичес­кая ответственность.

Ориентирующая функция управомочивающих норм заключа­ется в определении субъектом права рамок дозволенного поведе­ния пу- тем перечисления допускаемых вариантов поведения. Со­вершение разрешаемых действий здесь ставится в зависимость от усмотрения управомоченного лица. В этих нормах обязывание и запрет отступают на второй план.

Поощрительные нормы выступают ориентиром для совер­шения действий, в результате которых для субъектов права на­ступают благоприятные последствия (награда, премия, досроч­ное снятие судимости, условно-досрочное освобождение от на­казания). Функция ориентации поощрительных норм имеет существенные отличия от аналогичной функции других норм права.

Поощрительные нормы всегда ориентируют на активное пове­дение, имеющее положительные последствия для субъекта или группы субъектов права, они стимулируют действия, превосходя­щие обычные требования и оценки, следствием их выполнения являются сверхнормативные результаты.

Важное значение в выполнении нормами права своих соци­ально-юридических задач имеет осуществляемая ими функция го­сударственной оценки действий субъектов права. Сам факт уста­новления определенной нормы, по существу, означает оценку по­ведения. При этом оценивается оно как полезное, или как ней­тральное, или как вредное для общества. Причем юридически зна­чимую оценку может проводить лишь субъект права, наделенный соответствующими полномочиями: прокурор, судья, следователь, командир и т.п.

Наличие у норм права целевой функции объясняется их воз­можностью направлять поведение субъектов права путем поста­новки в правовых нормах определенной цели.

Значение целевой функции правовой нормы для регулирова­ния поведения людей достаточно велико. В реальной действитель­ности отдельный человек (или группа людей) довольно часто стал­киваются с необходимостью найти наилучший вариант решения, оптимальную модель поведения. Целевая функция нормы права в этих случаях играет роль фактора, помогающего определить оптимальный вариант правового решения. Поэтому во многих нор­мативных актах содержатся указания на те цели, которые ставит законодатель, принимая этот акт. Чаще всего такие указания включаются в преамбулу закона или иного нормативного акта, иногда они формулируются во вводных или первых статьях ука­занных актов.

Вполне оправданно выделять и мотивационную функцию норм права. Разумеется, каждая норма издается прежде всего для того, чтобы указать вариант, вид поведения. Но при этом ставится и иная задача - сформировать мотив поведения, вызвать потреб­ность совершить действие в соответствии с предписанием нормы права. В зависимости от того, какой мотив порожден нормой, как субъект воспринял ее требование, совершаются и юридически зна­чимые поступки: охотно, с желанием или безразлично, с внутрен­ним протестом, нежеланием. Поэтому мотива-ционная функция правовой нормы играет важную роль в регулировании поведения людей. Она самым непосредственным образом влияет на его эф­фективность.

Возможность осуществления правовыми нормами мотивационной функции позволяет законодателю учитывать побудитель­ные свойства норм права и возможности их влияния на волю и сознание людей, формирование поступков, адекватных целям и задачам, поставленным в нормах права.

Наши рекомендации