Праламент – орган законодательной власти.
Понятие парламента и его структура
Понятие парламента. Термин «парламент» происходит от французского «парле» – говорить. Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.
Структура парламента. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей).
В настоящее время число палат в парламентах стран мира не превышает двух. Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США). В большинстве же стран законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже рассматривается институт промульгации законов).
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член – в палате общин. Самая большая численность однопалатного парламента в Китае по конституции 1982 г. Всекитайское собрание народных представителей не может превышать 3 тыс. человек. В настоящее время в нем около 3 тыс. депутатов. Тенденция.
Формирование палат парламента. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.
Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4–5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (в настоящее время в Китае). Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территориальной единице) составляют, как отмечалось выше, члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных органов. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1 /З через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1 /З через три года). Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша и др.).
Прекращение полномочий палат и органы, замещающие парламент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе (в некоторых странах – после присяги депутатов). Он может быть распущен досрочно. Очень редко главой государства распускаются обе палаты (например, Италия).
Экзаменационный билет № 19
1)Государство как основной политический институт политической системы. Особенности государства как политической организации
В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Такое представление о государстве являлось доминирующим в античности и в Средние века. Первые теоретические попытки разграничения государства и общества были предприняты выдающимися мыслителями Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Д. Локком. В узком смысле государство понимается как центральный институт политической системы, выступая в качестве основного средства осуществления политической власти. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами. Государство – один из институтов политической системы, обладающий верховной власти в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается и становится актуальным в период формирования институтов гражданского общества (ХVIII–ХIХ вв.). В этот период времени происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества. Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность. Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Патриархально-патерналистскую концепцию государства изложил еще Конфуций. В ХVII–ХVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства (Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.–Ж. Руссо). Государство стали понимать как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. В ХIХ в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антогонизмов вследствие разделения труда и появления частной собственности. С исчезновением классов исчезнет («отомрет») и государство. По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство является результатом внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность. Образование государства обусловлено необходимостью отражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли: к ним относятся потребности в безопасности, соблюдения прав и свобод индивидов, сохранения гражданского мира и правопорядка и т.д.
Государство как политический институт обладает рядов качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество. Такими признаками являются: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (аппарата управления и принуждения); 2) наличие определенной территории (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства; 3) суверенитет; 4) монополия на легальное применение силы; 5) право на взимание налогов с населения.
Место и роль государства в политической системе и обществе во многом определяется его функциями, которые традиционно подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям можно отнести защиту существующего социально-экономического и политического строя; регулирование взаимоотношений между различными социальными группами; регулирование экономической жизни; обеспечение законности и правопорядка; культурно-воспитательную функцию; регулирование взаимоотношений общества с природой и др. Внешними функциями государства являются следующие: защита интересов государства на международной арене; защита суверенитета и обеспечение государственной, глобальных проблем и др.
Для осуществления указанных функций государство формирует совокупность организаций, которые представляют собой государственный механизм, включающий в себя следующие элементы: 1) представительные органы государственной власти, легитимность которых определяется тем, что они формируются волеизъявлением народа; 2) исполнительно-распорядительные органы, предназначенные для непосредственного управления государственными делами (органы судебной власти, прокуратуры, государственного контроля, охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы.
Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства». Различают формы правления, формы государственного устройства и политический режим. Если две первые характеризуют структурную сторону государства, то третья – функциональную.
2)Институт формы государства: понятие, элементы, их
Форма правления определяется тем, как организуется верховная государственная власть, каков ее источник (выбирается она или передается по наследству и т.п.), каковы принципы ее взаимоотношения с населением (рекрутируется она в соответствии с законом или нет). Обычно выделяют две формы государственного правления – монархию и республику. Монархия (от греч. «monos» – один, единый и «arche» – главенство, власть) – форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха – и передается по наследству. Различают несколько видов монархии. Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха юридически и фактически никем и нигде не ограничена (Катар, Оман, Саудовская Аравия). Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом (Великобритания, Дания, Норвегия, Испания и др.). Конституционная монархия, в свою очередь, бывает двух видов – дуалистической (переходной), при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области (Иордания, Кувейт, Марокко), и парламентской (Англия, Япония, Испания, Швеция, Дания), при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Правитель при этом не имеет реальной власти и не вмешивается в политику. Он имеет право, как глава государства, на введение чрезвычайного и военного положения, объявление войны и заключения мира и др. Но его полномочия иногда называют «спящими»: монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю.
Республика (от лат. «res pablicum» – общее дело) – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки республики: источником власти признается народ; все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности); органы избирательной власти избираются на определенный срок, по истечению которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости); высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий; должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности). Различают следующие виды республик. Президентская республика – форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Мексика и др.). Он руководит внешней и внутренней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает членов кабинета министров, которые несут перед ним ответственность. В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти при их значительной самостоятельности. Парламент не может вывести правительству квотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае преступлений со стороны президента ему может быть выражен импичмент – он досрочно отстраняется от власти.
Парламентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством мест в парламенте и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства (Италия, Индия, Германия и др.). Парламент издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает бюджет; осуществляет контроль над правительством и может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительство и представляет альтернативные варианты правительственных решений. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер, председатель) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически выполняет только представительские функции.
Президентско-парламентская (смешанная) республика отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и перед правительством (Россия, Франция, Австрия, Ирландия, Польша, Португалия, Болгария). Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий, он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения им резолюции порицания (вотума недоверия).
Форма государственного устройства определяется территориальной организацией государственной власти, взаимоотношением частей государства, мерой автономии частей по отношению к целому. В этой связи можно выделить следующие формы государств:
1. Унитарное (единое) государство – политически однородная организация, имеющая единую конституцию гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно–территориальные единицы, входящие в унитарное государство, не обладают атрибутами государственности (Франция, Польша, Белоруссия, Испания, Италия, Дания, Швеция и др.).
2. Федеративное государство (федерация) – устойчивый союз государственных образований (земель, штатов, республик, краев), каждое из которых имеет собственные атрибуты государственности (законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, двойное гражданство и др.). В качестве примера федеративного государства можно назвать Россию, США, Индию, ФРГ, Канада, Бразилия, Аргентина и др.
3. Конфедерация – это неустойчивая форма организации суверенных государств (союз России и Белоруссии). Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, создания зоны межнациональной безопасности и др.
4. Империя – могущественное государственное образование, состоящее из метрополии – главенствующего государства и нескольких присоединившихся или завоеванных стран и народов (Римская, Византийская, Российская империи и др.).
Экзаменационный билет № 20
1)Форма государственного устройства.
ФГУ определяется внутренним строением органов государственной власти и управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих органов и объемами их полномочий. Унитарное – основная масса населения – одна нация, строгая соподчинённость уровней власти друг другу. Единая система права, федеральных законов и иных нормативных актов. Федеративное – сложное многонациональное государство, состоящее из союза когда-то суверенных государств, ныне находящихся в федерации и обладающих некоторыми суверенными правами (но не суверенитетом). Здесь сложная судебная, финансовая система, т.к. субъекты федерации на своей территории избирают главу субъекта, законодательные, и исполнительные органы (напр., свои суды). Конфедерация – сложное устройство, временный союз суверенных государств, созданный для решения каких-либо временных локальных задач (военные, экономические., таможенные союзы).
2)Республика: понятие, разновидности.
Республика это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1.глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным.
2.власть не передается по наследству, а является выборной
3.глава государства несет ответственность за принимаемые решения
4.осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.
Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта) . В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).
На данный момент республика преобладающая форма правления.
Республики различают на :
Президентская республика , президент избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить парламент и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление) Президент в свою очередь, наделен правом отлагательного вето(запрета) на решения законодательного органа. (США)
Парламентская республика, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства. Президент является главой государства, который либо избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Однако президент может распускать парламент или его нижнюю палату (Италия, Германия) Недостатками парламентский республик считаются нестабильность гос. политики, и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия.
Смешанная республика, в данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик (Россия, Франция). Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Президент председательствует на заседаниях кабинета министров, утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.