Институты законодательной власти.
Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.
Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.
Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.
Функции парламента:
· законодательная – деятельность по принятию законов.
· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.
Полномочия парламента.
· Принятие законов.
· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.
· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.
· Определение внешнеполитического курса государства.
Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.
Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.
Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.
Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).
Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).
Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).
Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).
Парламент состоит из трех основных структурных элементов:
1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.
2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.
3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.
Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.
Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.
Выделяют четыре стадии законодательного процесса.
1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.
2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:
· Флибустьерство – затягивание прений.
· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.
· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.
· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.
· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.
3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.
4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.
Экзаменационный билет № 2
1)Объект, предмет и методы теории политики.
Моя курсовая
2)Политический стиль: понятие, типы.
Наряду с понятием «тип» при изучении феномена политического лидерства широко используется категория « стиль».
Политический стиль включает совокупность процедур выработки и принятия решений, формирования и осуществления политического курса, способы взаимодействия политического лидера с электоратом, характерные подходы к решению возникающих проблем.
Стиль политики может быть эффективным и неэффективным в зависимости от степени достижения поставленных целей, а также авторитарным или демократическим.
Экспрессивный стиль лидерства связан с эмоциональным воздействием лидера на группу. Такое воздействие побуждает членов группы стараться достичь самых высоких целей и результатов даже тогда, когда сам лидер не имеет никакого официального статуса.
Директивный стиль характерен для лидера, который стремится жестко указывать своим сторонникам пути и способы достижения поставленных им целей.
Поддерживающий стиль нацелен на сохранение стабильного поведения сторонников политического лидера.
В последние годы в политико-психологических исследованиях получает распространение классификация лидеров по стилю поведения. Выделяют пять таких стилей:
1) параноидальный политический стиль («хозяин»), которому свойственны подозрительность, недоверие к другим, постоянная жажда власти, контроль над другими людьми. Такой лидер делит людей на «друзей» и «врагов»;
2) демонстративный политический стиль («артист»): всегда «играет на публику», любит внешние эффекты;
3) компульсивный политический стиль («отличник»): этому типу свойственно навязчивое желание делать все наилучшим образом, независимо от возможностей;
4) депрессивный («соратник»): лидер этого типа не способен играть ведущую роль, и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику»;
5) шизоидальный стиль («одиночка»): не желает присоединяться ни к какому движению, предпочитая позицию стороннего наблюдателя (такая позиция противоречит самой природе лидерства и потому носит, как правило, временный характер).
Знание названных выше типов политических стилей может помочь предсказать характер поведения того или иного лидера в конкретной политической ситуации.
Экзаменационный билет № 3
1)Методология политической науки.
Наука - род познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Целью научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Параллельно со становлением науки формировались методы познания. Методология--путь исследования, познания--учение о пути исследования. Методология в широком смысле--совокупность общих установок и философских принципах, определяющих направление и конечные цели данного вида деятельности. Методология в узком смысле--это система аналитических методов, приемов, способов проверки и оценки концептуального и идейного подходов, которые составляют основу для решения проблем. Методы политических исследований
Общенаучные методы (Общелогические+верификация, фальсификация)
Методы социально гуманитарных дисциплин (институциональный, сравнительный, исторический, социологический)
Методы политического анализа (специально научные методы)--ситуационный анализ, ивент анализ, метод сценариев, методы экспертных оценок, позиционный и ресурсный метод, метод паттерн, swot анализ и т.д.
Качественные и количественные методы.
Количественные:
признание существования объективного мира,
независимость изучаемой реальности от исследователя,
исключение субъективности, беспристрастность исследователя,
формальный свободный от контекста язык,
дедуктивное обобщение,
выявление причинно-следственных связей.
Качественные:
сосуществование множества субъективных реальностей,
взаимодействие исследователя и исследуемой реальности,
включенность исследователя, ценностная окрашиваемость исследования,
не формальный язык,
индуктивное заключение,
выявление влияния внешней среды на события.
В методологии социального познания сложились две тенденции:
позитивистская--основана на точных методах, исключает ценностное суждение, всё субъективное
постмодернистская--предполагает специфику социального познания и использования не только количественных, но и качественных методов.
Сторонники позитивистской политологии считают, что критериями достоверности в политическом исследовании должны быть:
эмпирическая проверяемость (проверяемость на практике)
описание и объяснение--ученый собирает эмпирические данные, проверят и выстраивает эмпирическую модель
опора на количественные методы
систематизированность и накопление данных
объективность выводов, исключение идеологических оценок
По мнению постмодернистов, данные критерии условно применимы к анализу политики.