Хозяйственное и социальное развитие стран Пиренейского полуострова в XI-XV вв.
Государства Пиренейского полуострова в XI-XV вв. Образование Испании и Португалии.
Королевство Астурия в 8-9 вв. распространила свое влияние на север и северо-запад Пиренейского полуострова, юг, где главным центром стал город Леон, а королевство стало называться Леон. В 10в. Леон распространяется до р. Дуэро (осн. нового государства Кастилия).В 1085г. король Альфонс VI завоевал Толедо (основана Новая Кастилия). На северо-востоке располагалось королевства Наварра. Из испанской марки в 9в. выделяется независимое владение – Арагонское графство. В 1137 г. Арагон соединяется с Испанской маркой (Каталонией). На западе пол-ва располагалась Португалия. К 12 в. На пол-ве существует 4 христианских гос-ва: Кастилия, Наварра, Арагон, Португалия.3/5 территории пол-ва занимала Кастилия; ее язык лег в основу испанского литературного. Влиятельными были: воинственное дворянство, католическая церковь, города-коммуны, не существовало крепостной зависимости – свободные общинники, общесословное представительство – кортесы. Король Альфонс X издал свод законов «Семь частей». Педро I Жестокий проводил антифеодальную политику.Арагонская федерация: Каталония+Сицилия+Сардиния+Неаполитанское королевство+Балеарские о-ва и т.д. Морская держава. Слабое развитие городов, власти. Вольности знати фиксированы («Привилегии унии»).Союз Кастилии и Арагона подразумевал связь морской державы и континентального королевства в плане политики и торговли. Объединение в результате династической унии – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский (1469г), в 1479г. Фердинанд вступил на арагонский престол. Новое правительство проводило политику: меркантилизма, 1512г. присоединение Наварры. Старшая дочь Екатерина вышла замуж за английского принца из династии Тюдоров, младшая Хуана за австро-германского принца.
Политическая история Дании, Швеции и Норвегии в XII-XV вв.
Дания: усиление королевской власти при Вальдемаре IV Аттердаге; была ограничена феодалами. В 1282 г. датская знать получила Июборгскую хартию (король обязывался собирать ежегодно народное собрание - данехоф). Гос. совет (ригсдаг), осуществлял контроль за королевкой властью.Королю Вальдемару IV удалось укрепить королевскую власть; нанес поражение соседнему графству Гольштинскому и вернул территории по берегам Зундского пролива. Последовавшая далее война с Ганзейским союзом – неудачно (По Штральзундскому миру 1370 г. снизились торговые пошлины с товаров). Дочь Вальдемара IV, королева Маргарита, будучи женой норвежского короля Гакона VI, добилась в 1375 г. избрания на датский престол своего сына Олафа, к которому после смерти Гакона VI перешел норвежский престол; в 1397 г. ей удалось добиться включения Швеции. В итоге Эрик II (внук Маргариты) правил Д.,Ш.,Н.Но в 1523 г. датчане были изгнаны, Швеция стала независимым королевством во главе с местной шведской династией из дома Ваза. Датско-норвежская уния прекратилась только в 1814 г.Швеция: в это время королевская власть ослабевала. Магнус Эриксон пытался ограничить феодалов — герцогов. С этой целью в 1359 г. созвано собрание— ригсдаг, состоящее: феодалы светские и духовные, горожане и св. крестьяне. Неудача. Со смертью Эриксона прекратилась династияФолькунгов, королем стал нем. принц Альбрехт, раздавал прибывшим с ним феодалам выгодные гос. должности, поощрял торговлю немецких купцов. Недовольство. Альбрехт свергнут. Заключена Кальмарская уния. Последующая политическая история - стремление освободиться от «датского союзника». В 1434 г. в горной Далекарлии вспыхнуло крестьянское восстание. Король Эрик низложен, затем восстановлен, предоставлено право иметь вице-короля, упр. страной со знатью.Норвегия: характерен незавершенный феодализм, сохранение свободного крестьянства; но «крестьянская» страна подвергалась все же сильной феод. эксплуатации. Народные массы Норвегии не раз энергично поднимались против господства датских феодалов (восстание 1501 г., под рук. Кнута Альфсена). Норвежским крестьянам удалось наголову разбить датские войска. Однако партия биглеров, опасаясь активности народных масс, пошла на соглашение с датскими феодалами и таким образом затормозила дело национального освобождения своей страны.
Реформация в Швейцарии. Образование Швейцарского государства.
В политическом отношении Швейцария 16 века представляла собой конфедерацию. Тагзатцунг, верховный орган самоуправления всей конфедерации не обладал полнотой власти. Основную массу деревенского населения составляли лично свободные люди, управлением городов занимались Большой и Малый совет и городской магистрат. В хозяйственном отношении Ш. наблюдаются 2 направления: 1) земледелие на равнинах, 2) скотоводство в горных районах. Развитие промышленности происходило в форме цеховой системы без дробления на профессии.В 1568г. кантоны Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн, Фрейбург, Золотурн, Цуг договорились о союзе, названном «золотым». 6 из них заключили сепаратный дружеский договор с Филиппом II. При заключении Вестфальского мира по инициативе бургомистра Базеля в Мюнстерском и Оснабрюкском договорах было зафиксировано международное признание суверенитета Швейцарии.Вождем Швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли. Он окончил Венский Университет, в 1518г. стал священником в Цюрихском соборе. В 1522г. он опубликовал свою книгу «67 статей». Он утвердил демократический строй церкви, во главе с пастырем. Реформация Цвингли была приняла в городских кантонах, но деревенские кантоны решительно отказались принять его реформы. Начались войны между городскими и деревенскими кантонами, в результате чего в 1531г. победили деревенские кантоны, которые обязали «городских» уплатить контрибуцию и дать обязательство не вмешиваться в политике деревенских кантонов.Другим швейцарским реформатором был Жан Кальвин. К началу 30-хгг. он становится убежденным протестантом, и в 1536г. был приглашен в Женеву, где издал свою книгу «Наставление в Христианской вере» и провел церковную реформу. Его реформа предполагала: церковь - «община избранных», главным из которых является пресвитер; общины объединяются в союзы, которыми управляет периодически созываемый синод; учение о предопределении определяло, что нужно жить по Священному писанию и трудится на благо церкви.
Средневековые ереси.
В 11-15 веках папы пользовались своей духовной властью, попирали все законы нравственности и справедливости, заботились только о мирских интересах. Такое обмирщение Церкви приводило кнедовольствам и протестам; стремление реформировать церковь в 11-15 веках вылилось на западе в образование сект - кафаров и альбигенсов, вальденсов и других.В 11-12 веках на западе в разных местах появилось множество сектантов. Они называли себя кафарами. Учение кафаров сходно с учением восточных павликиан и богомилов. В основе учения кафаров, как и богомилов, лежит манихейский дуализм. На таинства, почитание креста, икон и всю обрядовую сторону религии кафары смотрели, как и богомилы. Вместо крещения у них было духовное крещение через возложение рук и апокрифического евангелия Иоанна на крещаемого. Брак отвергали и с женами жили, как с сестрами. Иерархию и папство отвергали, а на папу смотрели, как на антихриста. Ветхому Завету, как и богомилы, они не придавали никакого значения. Секта их разделялась на слушателей, верующих и избранных или совершенных.Во 2 пол. 12 века кафары особенно усилились в южной Франции, где им покровительствовали владетельные графы и бароны. Папы предпринимали разные меры для уничтожения еретиков, но ни убеждения, ни строгости не приводили к цели. Папа Иннокентий III особенно горячо взялся за обращение еретиков. В 1198 г. он отправил в южную Францию легатов c неограниченными полномочиями. Но только Доминику, присоединившемуся к легатам, удалось обратить некоторых. Легаты же имели мало успеха, один из них был даже убит. Теперь Иннокентий решил поднять на еретиков крестовый поход. Войско крестоносцев вступило в южную Францию и начало огнем и мечом обращать еретиков. Так, при взятии города Базьера, ими было перебито 20 000 человек. Целых 20 лет они опустошали южную Францию и, наконец, очистили ее от еретиков. Римская церковь позаботилась, чтобы еретики не появлялись и в будущем. На Тулузском соборе 1229 г. были установлены строгие правила относительно разыскивания еретиков и их наказания. А папа Григорий IX в 1232 г. учредил для этого инквизиционный суд, который предоставил доминиканскому ордену. Иннокентий IV в 1259 г. разрешил в суде инквизиции применять пытки.Секта вальденсов получила свое начало во 2 пол.12 века от Петра Вальда, лионского купца. Он роздал свое имение бедным и для восстановления апостольской церкви стал странствующим проповедником покаяния и обращения на путь истинный. К нему пристали другие, и образовалось целое общество странствующих проповедников.Лионский архиепископ запретил им проповедь, а папа в 1184 году предал их даже проклятию, так как оскорблением для иерархии показались их притязания на учительство в церкви. Вальд был изгнан из Лиона; он долгое время проповедовал в Италии, Германии, поселился, наконец, в Богемии, где и умер (1197 г.). Его последователи отвергли папство, право иерархии разрешать от грехов и вообще исповедь, причащение и так далее. Затем они перестали почитать иконы и мощи, и таким образом, вальденсы примкнули отчасти к кафарам. В жизни они были люди высокой нравственности. Попытки папы Иннокентия III возвратить вальденсов в церковь и преобразовать их общество в монашеский нищенский орден не удались, так как их разногласия с церковью были слишком велики.
Государства Пиренейского полуострова в XI-XV вв. Образование Испании и Португалии.
Королевство Астурия в 8-9 вв. распространила свое влияние на север и северо-запад Пиренейского полуострова, юг, где главным центром стал город Леон, а королевство стало называться Леон. В 10в. Леон распространяется до р. Дуэро (осн. нового государства Кастилия).В 1085г. король Альфонс VI завоевал Толедо (основана Новая Кастилия). На северо-востоке располагалось королевства Наварра. Из испанской марки в 9в. выделяется независимое владение – Арагонское графство. В 1137 г. Арагон соединяется с Испанской маркой (Каталонией). На западе пол-ва располагалась Португалия. К 12 в. На пол-ве существует 4 христианских гос-ва: Кастилия, Наварра, Арагон, Португалия.3/5 территории пол-ва занимала Кастилия; ее язык лег в основу испанского литературного. Влиятельными были: воинственное дворянство, католическая церковь, города-коммуны, не существовало крепостной зависимости – свободные общинники, общесословное представительство – кортесы. Король Альфонс X издал свод законов «Семь частей». Педро I Жестокий проводил антифеодальную политику.Арагонская федерация: Каталония+Сицилия+Сардиния+Неаполитанское королевство+Балеарские о-ва и т.д. Морская держава. Слабое развитие городов, власти. Вольности знати фиксированы («Привилегии унии»).Союз Кастилии и Арагона подразумевал связь морской державы и континентального королевства в плане политики и торговли. Объединение в результате династической унии – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский (1469г), в 1479г. Фердинанд вступил на арагонский престол. Новое правительство проводило политику: меркантилизма, 1512г. присоединение Наварры. Старшая дочь Екатерина вышла замуж за английского принца из династии Тюдоров, младшая Хуана за австро-германского принца.
Хозяйственное и социальное развитие стран Пиренейского полуострова в XI-XV вв.
В этот период происходит прогресс во всех сферах производства: в с/х возросла роль земледелия, распространяются ирригационные системы, виноградство, оливы, шелковицы. Остается система двуполья. С завоеванием центра Испании распространяется перегонное скотоводство, овцеводство. Испанская шерсть вывозится в Англию, Фландрию и т.д. Растет внутренняя торговля: поставляли скот, кожи, рыбу, соль, зерно, масло, вино. Города становятся центром торговли и ремесла (Толедо, Сарагоса, Севилья). В 11-12 веках число городов растет. Проводятся ярмарки. Верховным собственником остается король, а реальным – тот, кто её населял. Земля делилась на пахотные наделы, подконтрольные общине, повинности: натуральная или денежная, полевые барщины. Развивается «свободное ремесло».С середины 13 века в экономике усиливаются кризисные явления, связанные с решением главных задач Реконкисты. Свирепствовала эпидемия чумы. Ухудшились условия для ведения хозяйства. Ужесточилась эксплуатация крестьян. Повсеместно вводилась практика «дурных обычаев», ограничен уход крестьян, ужесточился суд сеньора. Коммерческое овцеводство сеньоров, церкви и орденов препятствовало развитию крестьянского хозяйства. Закрепляется замкнутость высшего слоя (рикос-омбрес, гранды).Роль католической церкви по-прежнему велика. Она влияла на политику власти: глава испанской церкви архиепископ Толедский, другие прелаты были членами королевских Советов, канцелярии королевства Кастилии и Арагона. Насильственное крещение мавров – мориски, учреждение в 1481г. специального церковного трибунала – инквизиции.
На культуру стран того периода особо влияли ВГО. В литературе создавались рассказы о заморских землях («Хроника событий в Гвинее»), В XV в. распространяются путевые заметки и дневники. Развивается жанр рыцарского романа («Тирант Белый» Джоанота Мартореля).В образовании кроме школ при церквах, кафедрах, монастырях согласно закону об учителях Энрике II (XIV в.), существовали частные учебные заведения, которые могли открывать в городах учителя. Они получали значительные льготы в судебных делах, в отношении налогов и личного статуса. Развивается печатное дело с конца 15в., в основном в русле церкви или навигации. Внимание к классическому образованию породило желание пересмотреть традиционные методы изучения древних языков. Антонио Небриху, гуманист, лингвист, создает новые учебники грамматики латинского и греческого языков, пользуясь методом Л. Валлы, и два словаря латинско-кастильский и кастильско-латинский.В этот период происходит становление театра (переживает расцвет религиозная драма, процессии, для придворных торжеств пишет свои эклоги Хуан дель Энсино).К церковным праздникам часто были приурочены и светские развлечения: корриды, которые расцвели с конца XV в., театральные представления, балы, турниры. В то же время появились праздники чисто светского характера. Они были связаны со значительными историческими датами, событиями в королевской семье, победами, приездом именитых гостей.