Утрата лицом статуса беженца или вынужденного переселенца и лишение данного статуса
Лицо утрачивает статус беженца:
1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;
2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;
3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;
7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в данном государстве более не существуют.
Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона.
Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным.
Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, и не использующее в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.
Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, и члены его семьи теряют право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации. Право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения сохраняется за членами семьи лица, лишенного статуса беженца по обстоятельствам.
Заключение
Итак, мы рассмотрели такую тему, как социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев, рассмотрели понятие и категории граждан, которые могут быть признаны таковыми, их права и обязанности, а также лишение и утрата лицом статуса этой категории граждан и сделали вывод, что законодательная база очень несовершенна и существует еще много пробелов и проблем, которые необходимо решать нашему правительству.
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество русских и других русскоязычных людей - граждан бывшего СССР оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.
Последние далеко не всегда обеспечивали им - прежде всего по языковым, национальным признакам - условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России также привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри России.
Массовой характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц. Поэтому были приняты законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с таким ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве и решают другие вопросы.
Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих: по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.
Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем устройства на новом месте жительства.
Беженцы и переселенцы - это тяжкие реалии сегодняшнего дня. Проблема усугубляется спорами о том, какому ведомству отвечать за ее решение, и сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны, программа, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций в помощи этой категории людей.
На оказание помощи беженцам и переселенцам направлена российская гуманитарная инициатива, выдвинутая на международной конференции по защите людей, нуждающихся в этом.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон о беженцах (в ред. ФЗ от 07.11.2000 N 135-ФЗ).
2. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (с изменениями от 7 августа 2000 г.)
3. Бирюков П.Н.Международное право: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1998. — 416 с.
4. Деготь Б.А., Шубин И.И. Российское законодательство о социальной защите населения. – М., 1996.
5. Кулаков В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. – М., 2000.
6. Полинушина Б.А. Вопросы пенсионного обеспечения жителей Чеченской Республики, вынужденно покинувших ее территорию. Журнал «Пенсия», 2000. № 5.
7. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование , 1997.