Понятие беженца и вынужденного переселенца

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Понятие беженца и вынужденного переселенца. 4

2. Категории граждан, которые могут быть признаны беженцами и вынужденными переселенцами. 7

3. Признание лица беженцем или вынужденным переселенцем. 8

4. Права и обязанности лица, признанного беженцем или вынужденным переселенцем 10

5. Утрата лицом статуса беженца или вынужденного переселенца и лишение данного статуса. 13

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 18

Введение

Россия в 1993 году присоединилась к Женевской Конвенции «О статусе беженца» и были приняты законы «О беженцах» (т.е. о лицах, не имеющих гражданства РФ) и «О вынужденных переселенцах» (т.е. о гражданах РФ). Законы очень несовершенные, так как очень не ясны. Хотя это очень близкие законы, сделаны они не параллельно. Довольно трудно понять, чем положение беженца отличается от положения переселенца. В них в двух соседних абзацах в одном случае говорится о регистрации ходатайства о присвоение статуса беженца или вынужденного переселенца, в следующем - о регистрации лиц подавших ходатайство - кого или что регистрировать непонятно.

Эти законы не выполнимы еще и потому что, когда они принимались, они были материально не обеспечены. Предполагается, что всем, чьи ходатайства зарегистрированы, обеспечиваются места в центрах временного поселения. А в центрах временного поселения, ну, просто замечательная жизнь: там кормят, лечат, учат, даже подыскивают людям работу. Их просто нет, таких центров, физически не существует. Число беженцев и вынужденных переселенцев и близится уже к 3 миллионам.

Оба закона требуют принятия массы дополнительных решений и постановлений, определяющих механизмы их действия. Но несмотря на все недостатки, все же эти законы хороши тем, что в них есть установка на помощь людям, в отличие от многих других законопроектов.

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политичес­ких убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, при­знаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

Заключение

Итак, мы рассмотрели такую тему, как социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев, рассмотрели понятие и категории граждан, которые могут быть признаны таковыми, их права и обязанности, а также лишение и утрата лицом статуса этой категории граждан и сделали вывод, что законодательная база очень несовершенна и существует еще много пробелов и проблем, которые необходимо решать нашему правительству.

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество русских и других русскоязычных людей - граждан бывшего СССР оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.

Последние далеко не всегда обеспечивали им - прежде всего по языковым, национальным признакам - условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах нача­лось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регио­нах самой России также привели к вынужденному переселе­нию большого числа граждан внутри России.

Массовой характер указанных выше процессов вызвал не­обходимость правового регулирования статуса этих лиц. Поэтому были приняты законы Российской Фе­дерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатай­ством о признании за ними такого статуса, права и обязан­ности обратившихся с таким ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве и решают другие вопросы.

Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих: по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного само­управления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем устройства на новом месте жительства.

Беженцы и переселенцы - это тяжкие реалии сегодняшнего дня. Проблема усугубляется спорами о том, какому ведомству отвечать за ее решение, и сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны, программа, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций в помощи этой категории людей.

На оказание помощи беженцам и переселенцам направлена российская гуманитарная инициатива, выдвинутая на международной конференции по защите людей, нуждающихся в этом.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон о беженцах (в ред. ФЗ от 07.11.2000 N 135-ФЗ).

2. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (с изменениями от 7 августа 2000 г.)

3. Бирюков П.Н.Международное право: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1998. — 416 с.

4. Деготь Б.А., Шубин И.И. Российское законодательство о социальной защите населения. – М., 1996.

5. Кулаков В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. – М., 2000.

6. Полинушина Б.А. Вопросы пенсионного обеспечения жителей Чеченской Республики, вынужденно покинувших ее территорию. Журнал «Пенсия», 2000. № 5.

7. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование , 1997.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Понятие беженца и вынужденного переселенца. 4

2. Категории граждан, которые могут быть признаны беженцами и вынужденными переселенцами. 7

3. Признание лица беженцем или вынужденным переселенцем. 8

4. Права и обязанности лица, признанного беженцем или вынужденным переселенцем 10

5. Утрата лицом статуса беженца или вынужденного переселенца и лишение данного статуса. 13

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 18

Введение

Россия в 1993 году присоединилась к Женевской Конвенции «О статусе беженца» и были приняты законы «О беженцах» (т.е. о лицах, не имеющих гражданства РФ) и «О вынужденных переселенцах» (т.е. о гражданах РФ). Законы очень несовершенные, так как очень не ясны. Хотя это очень близкие законы, сделаны они не параллельно. Довольно трудно понять, чем положение беженца отличается от положения переселенца. В них в двух соседних абзацах в одном случае говорится о регистрации ходатайства о присвоение статуса беженца или вынужденного переселенца, в следующем - о регистрации лиц подавших ходатайство - кого или что регистрировать непонятно.

Эти законы не выполнимы еще и потому что, когда они принимались, они были материально не обеспечены. Предполагается, что всем, чьи ходатайства зарегистрированы, обеспечиваются места в центрах временного поселения. А в центрах временного поселения, ну, просто замечательная жизнь: там кормят, лечат, учат, даже подыскивают людям работу. Их просто нет, таких центров, физически не существует. Число беженцев и вынужденных переселенцев и близится уже к 3 миллионам.

Оба закона требуют принятия массы дополнительных решений и постановлений, определяющих механизмы их действия. Но несмотря на все недостатки, все же эти законы хороши тем, что в них есть установка на помощь людям, в отличие от многих других законопроектов.

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политичес­ких убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, при­знаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

Понятие беженца и вынужденного переселенца

Часто понятие «вынужденный переселенец» путают с другими понятиями, например «беженец». В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называют, например, «беженцы из Чечни», «беженцы из Ингушетии», «беженцы из Северной Осетии» и т.д.

Вместе с тем эти термины отличаются друг от друга.

Лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженца» проникает после первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН имеется Управление Верховного комиссара по делам беженцев. В 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о правовом статусе беженцев, а в 1967 г. принят протокол этой Конвенции. Особую категорию образуют политические беженцы, т.е. лица, подвергавшиеся преследованиям по политическим мотивам в стране своего постоянного проживания. Их нередко называют лицами без гражданства, поскольку практически статус таких беженцев ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к политическим беженцам может рассматриваться, как основание претендовать на получение политического убежища. Решение этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся политические беженцы. Проблема беженцев не может решаться по единому образцу. На ее решение влияют различные факторы (социальный и национальный состав беженцев, причины, побудившие их покинуть Родину и т.д.).

По российскому законодательству беженцем признается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ «О беженцах» 19 февраля 1993 г.). Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совер­шении:

- преступления против мира, военного преступления или преступ­ления против человечности;

- тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

- деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Например, «русские беженцы» в 1926 году определялись как «любые лица русского происхождения, которые не пользуются или более не пользуются защитой правительства Союза Социалистических Советских Республик и не приобрели иного гражданства». Аналогичным было и содержание понятия «армянский беженец». Указанное определение содержалось в Соглашении от 12 мая 1926 г., касающемся выдачи удостоверений личности русским и армянским беженцам. В данном случае пребывания лица за пределами страны происхождения прямо не требовалось, но оно подразумевалось, поскольку целью соглашения была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. Удостоверения утрачивали силу, если их владельцы возвращались в страну происхождения. Впоследствии аналогичный подход использовался в соглашениях 1936 года о лицах, бежавших из Германии.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Наши рекомендации