Основные группы тюркоязычного населения Западной Сибири.
Территория Сибири издавна была заселена различными народами, говорящими на языках тюркской группы Алтайской языковой семьи.
В XVI-XVIII вв. тюркские группы заселяли преимущественно южные части западносибирского региона – междуречье Оби, Иртыша, Ишима и Тобола. Этнический состав тюркоязычного населения Тоболо-Иртышского региона, его структура и количественная характеристика этого населения на разных этапах подробно рассмотрена в монографии омского историка и крупного специалиста по теме – Н.А. Томилова[99], поэтому в дальнейшем мы будем опираться в работе на разработанную им классификацию.
Основную часть тюркоязычных групп Западно-Сибирской равнины составляла общность известная как «сибирские татары». К ним Н.А. Томилов отнес тюменско-туринскую, тобольскую, ясколоинскую (заболотную), курдако-саргатскую, тарскую, барабинскую и ряд других групп, образовавших, по мнению Н.А. Томилова, позднее томских татар, – это эуштинцы, чаты, калмаки и обские татары[100]. Необходимо отметить, что различные группы татар проживали юртами[101], которые в XVII-XVIII вв. были сгруппированы российскими властями в податные волости, платившие ясак в казну.
Сибирские татары не составляли какой-либо единой социальной категории в Московском государстве XVII-XVIII вв., а подразделялись властями на несколько групп по характеру отправляемых повинностей в пользу государства. По данным В.И. Шункова, около четверти татар Тобольского уезда и более трети Тюменского уезда составляли в сер. XVII в. категорию служилых татар, которые не платили ясак и, тем самым, выделялись из массы рядового ясачного населения[102]. Остальная часть татар, а также вогулы и остяки (т.е. ханты и манси) причислялась властями к ясачному населению, которое занималось, в основном, промыслами, звероловством, рыболовством.
Наиболее значительную территориальную группу в составе сибирских татар составляли татары, проживавшие на территории Тобольского уезда. Для них было характерно единое общегрупповое самоназвание «таболик», «табулык»[103]. На месте Тобольска татары расселились ещё до его построения в 1587 г.[104] При постройке города татары стали частью его населения, сюда же подселились татары из соседних деревень. В результате в Тобольске возникла крупная татарская слобода, жители которой оказались обособленными от русского населения. В этой части города постоянно останавливались караваны торговцев-бухарцев, приходивших из Средней Азии и Джунгарии. Во время пожара 1658 г. в Тобольске сгорело 250 татарских юрт, но татары не оставили города и отстроили новые широкие улицы, которые тогда назывались татарскими[105].
Однако в нач. XVIII в. факт поселения татар-мусульман в черте города повлечет за собой попытки местного православного духовенства выселить их из Тобольска, о чем будет отдельно сказано в III главе данной работы.
Особенностью этой группы татар было то, что здесь, в Тобольском уезде, большинство татар составляли юртовские служилые татары, их родственники и «захребетники»[106]. Б. О. Долгих вслед за С. В. Бахрушиным считал, что тобольские служилые татары – это «прямые потомки господствовавшего татарского ядра Сибирского царства»[107]. После прихода в районы Тоболо-Иртышья русских, значительная часть татар осталась жить в своих селениях. Часть местной знати – тарханы, мурзы – стремилась перейти на службу к московской власти и сохранить свое привилегированное положение. Они и образовали так называемых юртовских служилых татар.
Часть тобольских служилых татар проживала несмотря на то, что все они числились в Тобольске, в селениях-юртах. Особенно много их было по Иртышу, где вверх от Тобольска располагалось много поселений разных служилых людей – ружников, детей боярских, конных и пеших казаков, стрельцов, новокрещенов и др[108]. Другая часть служилых татар проживала в самом г. Тобольске, где в нижней подгородной части «столицы Сибири» жили их «захребетники», а ясашные татары.
Проблема численности тобольских татар затрагивалась несколькими исследователями. Так, например, по данным Н.А. Томилова, в кон. XVII в. в Тобольске проживали 10 служилых татар (мужчин), 28 захребетных татар (мужчин), 74 юртовских бухарца, 75 «приезжих бухарцев» для торговли и 2 казанских татарина, таким образом, в переписной книге, датируемой Н.А. Томиловым не ранее 1682 г. в татарской части Тобольска зафиксировано 171 чел. мужского пола тюркского происхождения[109].
В 1736 г. в г. Тобольске насчитывалось 92 двора татар и бухарцев, из них 1 двор татарского головы (Кульмаметьева), 16 дворов служилых татар, 24 двора ясачных татар и 51 двор бухарцев[110]. В 1782 г. в этом городе было зафиксировано 98 ревизских душ «инородцев» и 151 душа новокрещеных[111]. По данным Н.А. Томилова, в Тобольском округе в 1782 г. вместе с коренными татарами более чем в 50 селениях (из всех 82 татарских юрт) проживало 1888 бухарцев – выходцев из Средней Азии, которые составляли около 20% местного тюркского населения[112].
Кроме того, в татарских юртах г. Тобольска в XVII-XVIII вв. проживали так называемые «оброчные чувальщики»[113],имевшие свою отдельную волость. Основную их часть составляли татары, переселившиеся в XVIII в. из Казанской, Уфимской и др. губерний в Тобольск[114]. Известно, что несмотря на это обстоятельство оброчных чувальщиков все же именовали и ясачными татарами, а иногда» подушными людьми» и просто крестьянами. Таким образом, полной ясности в понимании данной категории нет, и этот вопрос требует дальнейших исследований.
Необходимо отметить, что в местах проживания тоболо-иртышских татар, если верить Кунгурской летописи, ещё во времена Кучума (а может быть и раньше) осели небольшие группы казанских татар: «Во второе лето ехав Кучум в Казань и дочь казанского царя Мурата взял в жену, и с нею много чуваш и абыз и русского полону людей и, приехав на Сибирку, пребывавше славно»[115]. Вопрос о роли поволжских переселенцев в процессе складывания сибирско-татарской общности мы оставим в стороне, т.к. он достаточно разработан в историографии, хотя и до сих пор вызывает бурные дискуссии.
Помимо названной, наиболее значительной территориальной группы сибирских татар – тоболо-иртышской, следует отметить наличие групп тарских и барабинских татар. В XVI в. тарские татары находились в составе Сибирского ханства. Территория их расселения охватывала часть Среднего Прииртышья, примерно от р. Оши и до устья р. Омь (современная Омская область). В южных и юго-западных районах тарские татары граничили с кочевым миром различных тюркских (ногайцы, казахи), а затем и монгольских (калмыцких) племен. С приходом в южные районы Западной Сибири калмыков в XVII в. граница расселения тарских татар стала отодвигаться на север. Однако наиболее существенное влияние на изменения в расселении тарских татар оказали здесь русские. Первоначально они осваивали северную часть территории, где проживали татары, так как город Тара, основанный в 1594 г. князем Андреем Елецким и отрядом служилых казаков, был самым южным русским городов в Сибири. Однако постройка в сер. XVIII в. новой укрепленной Иртышской линии[116], состоявшей из Омской, Ямышевской, Железинской, Семипалатинской и Усть-Каменогорской крепостей, открывала путь для освоения русскими слабо защищенные от набегов лесостепные и степные районы Прииртышья.
Отметим также, что частью коренного тюркского населения Западной Сибири являются барабинцы или барабинские татары (самоназвание – «бараба»). Некоторые исследователи выделяют барабинцев как самостоятельное этническое образование[117]. В настоящее время барабинцы считаются этнографической группой сибирских татар, хотя их язык несколько отличается от тоболо-иртышских и тарских татар. Территория расселения барабинцев простиралась в нач. XVII в. от южных границ Васюганской низменности на севере до Кулундинской степи на юге и позднее вошла в состав Тарского уезда Сибирской губернии[118]. Долгое время Бараба была неспокойным пограничным регионом русских владений в Сибири. В XVII-XVIII вв. территория Барабинской низменности подвергалась набегам киргиз-кайсаков (казахов) и калмыков (джунгар). Нередким явлением для данной местности было двоеданничество – т.е. ситуация, при которой барабинцы, формально признавая власть русской короны и давая ясак в казну, платили также алман (дань) Джунгарскому хану. Как отмечает сибирский историк Г.Н. Потанин, такое положение прекратилось только с возведением Колыванской линии, протянувшейся от Усть-Каменогорска до Кузнецка[119].
Подводя итог обзору основных групп тюркского населения Западной Сибири, следует подчеркнуть, что часто мы имеем дело с названиями, данными отдельным группам татар внешними наблюдателями. Во-первых, это могли быть исследователи, ученые, историки, путешественники, которые руководствовались научно-исследовательскими задачами и уже в нач. XVIII в. приступили к изучению Сибирского региона. Во-вторых, в создании номенклатуры различных групп татар принимала также участие сибирская администрация, заинтересованная в фискально-административном упорядочивании различных групп населения Сибири, приведении их в русло российских законов. Поэтому, говорить о различных группах сибирских татар как о неизменяющихся во времени, на мой взгляд, нельзя. Граница между «сибирскими татарами» и «бухарцами» была очень подвижна.