Политика как социальное явление
Политология
Сосунов Денис Владимирович
Лекция # 1, 26.03.09
Учебники:
- Введение в политологию. В.П. Пугачев
- Политология. М.А. Василик
Политология как наука
1) Актуальность политологического знания
2) Предмет политологии
3) Методы политологии
4) Функции политологии
1) Актуальность политологического знания
Высокая роль определяется первостепенностью политики.
× Глобализация, регионализация, появление проблемы терроризма заставляют задумываться о причинах этого.
× Возрастает число субъектов политики (некоммерческие организации, СМИ).
× Возрастает число различных проблем (проблема власти, проблема становления понятийной системы и проч.).
× Влияние СМИ.
Основатель – Аристотель. Он выделял правильные и неправильные формы правления, применяя эмпирический метод.
В эпоху Возрождения Н. Макиавелли стал рассматривать вопросы политики отдельно от морали, религии. Центр изучения – проблема власти. В своем основном труде “Государь” он пытается описать технологию политического лидерства. Макиавелли показывает, как должен вести себя государь, он дает советы правителям.
XIX век. 1857 г. – в США впервые появляется кафедра политологии и истории.
1903 г. – в США создается ассоциация политических наук.
2) Предмет политологии
Политология – наука о мире политики. Она включает в себя политические институты, процессы.
Разные авторы привязывают определение к разным явлениям (например, Р.Т. Мухаев).
Структура не является монопольной.
Уровни политологии:
- Уровень политических теорий. Ученые пытаются разработать различные теории для объяснения.
- Уровень политических институтов. Происходит изучение конкретных институтов (государство, политические партии, общественные, некоммерческие организации).
- Уровень, включающий изучение мотивов, стереотипов, поведения субъектов политики (политическая психология).
3) Методы политологии
Выделяют 3 группы методов:
- Политологические методы:
1) политико – исторический метод (применяется, когда исследователь хочет узнать исторические факты);
2) институциональный (функционирование института и проч.);
3) системный метод (политика как система, взаимодействие с внешней средой, как тот/иной закон принимается в народе);
4) структурно – функциональный метод (тех/иных явлений);
5) сравнительный (взаимосвязь нескольких объектов – России и США, например);
6) социологический (направлен на изучение общественного мнения, выявляется связь между социальной средой и определенным политическим курсом);
7) антропологический (в центре внимания человек, как проходит его политическое становление и проч.);
8) психологический (изучение политического поведения, например).
- Общелогические методы:
1) анализ и синтез;
2) дедукция и индукция;
3) моделирование (результатов выборов, например);
4) математические методы;
5) прогностические м., опирающиеся на:
- оперативные прогнозы (до месяца);
- краткосрочные политические прогнозы;
- среднесрочные прогнозы (до 5 лет);
- дальнесрочные прогнозы (до 25 лет).
- Эмпирические методы:
1) анкетирование;
2) наблюдение;
3) анализ документов;
4) статистический.
4) Функции политологии
- Теоретико – познавательные;
- Оценочная (оценка федеральному закону, например);
- Диагностическая (выявление наиболее актуальных проблем общества);
- Прогностическая (развитие ситуаций на несколько лет);
- Мотивационно – регулятивная (можно задать ту/иную модель поведения);
- Ф-ция политической социализации (процесс усвоения норм, ценностей отдельным индивидом/группой в определенный период времени);
- Ф-ция рационализации и оптимизации политической жизни (рецепты, как сделать жизнь комфортнее).
Политика как социальное явление
1) Природа и социальное значение политики
2) Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
3) Виды, типы, формы политики
4) Структура и функции политики
1) Природа и социальное значение политики
Существует несколько подходов к изучению понятия политики.
- Политика как управление. Политика понимается как существование каких-то проблем, поставленных перед обществом и требующих своего решения. Задача такой политики: восстановление равновесия и устранение проблемы с наименьшими потерями. Главный субъект политики – государство, политические партии. Сущность подхода: разделение обязанностей и полномочий, выполнение участниками политической жизни тех/иных ролей, функций. Необходимое условие – соблюдение процедур, определенных правил игры. Недостаток: управление не всегда является политическим.
2) Политика как стратегия, программа действий одного человека, группы, государства. На первый план выходит субъект, воля участников политического процесса. Политика – совокупность средств, методов, необходимых для того, чтобы прийти к власти и полезно ее осуществлять. Главная цель политической борьбы – государственная власть. Основоположник – Н. Макиавелли (“Цель оправдывает средства”).
3) Политика как определенная область общественной жизни, где конкурируют противоборство, различные политические силы со своими собственными интересами.
Все три подхода тесно связаны между собой.
Специфика политики:
Политика использует для нее характерные регуляторы человеческих отношений (государственная власть, политические организации, политические процедуры);
- К политике прибегают тогда, когда все другие способы и методы (регулирующие конфликт, например) не действуют.
- Политика – та сфера, где избираются лица на определенные должности, с определенными полномочиями для осуществления власти. Таким образом, политикой определяются условия взаимодействия людей и установления правил их существования.
- Политика занимается вопросами, на которые сложно дать однозначные решения => задача политики: найти оптимальное решение для большинства граждан (высшие руководители, даже не разбираясь в этой области, должны найти оптимальное для большинства). Истина ситуативна (для разных времен разные ценности).
- Природа политики парадоксальна: она требует и конфликта, и согласия.
Лекция # 2, 02.04.09
2) Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
Политика и экономика
a) политика в том же направлении, что и экономика;
b) политика в противоположном направлении;
c) в некоторых моментах совпадают.
Политика и право
Право консервативно, а политика обладает ярко выраженными динамическими характеристиками.
× Законодательство должно обновляться постепенно, не разрушая правовое пространство государства
× Правовые акты должны получать поддержку наиболее влиятельных политических сил и общества в целом
Политика и мораль
- Политика не совместима с моральными нормами
- Политика и мораль частично совпадают
- Политика и мораль взаимосвязаны, но очень важно создать условия, при которых политика будет считаться моральной.
Политика ориентируется на определенные интересы, а мораль носит общечеловеческий характер.
Политика использует специфическое средство – власть. Результат политической деятельности зависит от применяемых средств. Мораль чувствительна к средствам.
Требования морали абсолютны, в политике тайная истина коньюктурна.
3) Виды, типы, формы политики
Политика многообразна. Виды:
1) внутренняя политика:
по сферам жизни:
- экономическая;
- культурная;
- политика в области образования и др.
по субъектам:
- молодежная;
- региональная;
- национальная и др.
по характеру:
- прогрессивная;
- консервативная;
- реакционная и др.
2) внешняя политика
Формы:
1) мирные
2) насильственные.
Типы:
1) война
2) революция
3) реформы
4) контрреформы и др.
Типы разнообразны и зависят от многих факторов.
4) Структура и функции политики
Структура (элементы):
- Политическая власть (ключевой элемент) – это способность, возможность одного субъекта проводить свою волю вопреки сопротивлению другого.
- Политическая организация – совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, отдельных групп, общества в целом.
- Политические отношения – это определенная форма взаимосвязи субъектов политики. Выделяют отношения согласия, партнерства, конкуренции, конфликта и проч.
- Субъекты политики – это наиболее активные участники, влияющие на различные политические процессы. Среди субъектов выделяют: отдельных политических лидеров, партии, классы.
- Политическое сознание – это субъективная сфера, включающая политическую психологию и идеологию.
- Политическая культура – это тип отношений к политическим явлениям, который проявляется в политическом поведении людей.
Функции политики:
1) гуманистическая функция предполагает защиту общества от хаоса, беспорядка, насилия;
2) обеспечение целостности и стабильности политической системы;
3) артикуляция, выражение – публичная презентация интересов, требований различных групп, слоев. Политика направлена на защиту интересов.
4) функция управления и регулирования;
5) функция мобилизации ресурсов и повышения эффективности общественно – политической деятельности (актуальна в период форс-мажорных ситуаций);
6) функция рационализации общественной жизни. Политика направлена на то, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее.
7) функция политической социализации.
Политическая власть
1) Понятие и структура
2) Основные концепции и определения власти
3) Ресурсы власти
1) Понятие и структура политической власти
Главный институт власти – государство. Основные носители власти: партии, движения, отдельные авторитетные личности. Приоритет государственной власти состоит в том, что она призвана способствовать эффективной реализации частных интересов в политической сфере. Государственная власть – главный объект борьбы и взаимодействия различных групп, партий. Власть не всегда связана только с политикой. Говоря о политической власти, можно сказать, что различные философы пытались разгадать ее сущность, феномен, рассмотреть структуру власти. Власть – это явление социальное по своей природе, возникающее только в обществе. Обеспечение целостности и регулирование разнообразных отношений может достигаться различными способами. Исходя из содержания, можно сказать, что власть может быть конструктивной (направленной на осуществление интересов большинства) и деконструктивной (основанной на насилии).
Структура политической власти (элементы):
a) источник власти (авторитет личности, сила, закон, харизма и проч.);
b) субъект власти (государство, его институты, элиты и политические лидеры);
c) объекты власти (индивиды, отдельные социальные группы, общество в целом);
d) ресурсы власти (материальные, силовые, информационные, психологические);
e) функции власти (господство, руководство, контроль, координация, сила, мобилизация).
2) Основные концепции и определения власти
Основные подходы к изучению власти. В политической науке существует множество концепций, объясняющих феномен власти. Можно выделить 2 основных подхода:
- Поведенческий подход трактует власть как определенную сущность, субстанцию, которую можно объяснить, исходя из поведения субъекта политики. Выделяют несколько концепций:
a) теологическая (божественный характер власти, потребность власти – грех);
b) биологическая (власть – механизм обуздании человеческой агрессивности, которая заложена в его инстинктах, представитель – Ф. Ницше);
c) бихевиоризм (“Выводи власть из природы человека”). Большинство людей политическую реальность воспринимают иррационально. Основной мотив политической активности – стремление подчинить своей воле поведение другого человека.
d) психоаналитическая (власть как господство бессознательного).
- Социологический подход. Концепции:
a) позитивистская концепция М. Вебера. В основе властных отношений лежат отношения господства, подчинения => власть – это способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других субъектов политики.
b) структурно–функциональная концепция: власть – это отношения неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполнением тех/иных ролей;
c) конфликтологическая концепция, К. Маркс. Власть – отношения господства–подчинения одного класса, обусловленные его экономическим неравенством/местом в политической структуре общества.
d) дуалистическая концепция, М. Дюверже. Различные понятия власти и господства. Внутри власти существует два основных элемента: материальный интерес и вера в то, что подчинение власти похвально. Господство – насильственные меры. Подчинение основано на харизме.
3) Ресурсы власти
Ресурсы власти – совокупность средств и методов применения, которые обеспечивают возможность субъектов власти осуществлять свое влияние. Р. Даль: “Ресурсы меняются вместе с развитием общества”. В примитивных обществах ресурсы власти – традиции, обычаи; в капиталистическом обществе – капитал, в современном обществе властные отношения зависят от того, кто обладает знанием => главный ресурс власти – информация.
Лекция # 3, 09.04.09