РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в. 11 страница
Индустриализация С.Ю.Витте. Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъема экономики. В конце 19в. ее главным проводником в России стал министр финансов С.Ю.Витте, обосновывавший свои цели так: "Без своей собственной промышленности Россия не может достигнуть настоящей экономической независимости, а опыт показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять и свое политическое могущество". Основные мероприятия индустриализации: жесткая налоговая политика, введение акцизов на товары массового спроса, винная монополия, протекционистские таможенные тарифы, введение "золотого рубля" в 1897г., привлечение иностранного капитала, развитие банковской системы. Итоги: промышленное производство России в 1890-е гг. выросло в 2,26 раза, производство чугуна – в 3,16 раза, нефти – в 5,49 раза. Россия вышла на 5 место в мире по развитию экономики.
"Искра" - первая общерусская марксистская нелегальная газета. Издавалась за рубежом. Была создана Лениным при участии группы "Освобождение труда" в 1900г. Редакция - В.Ленин, Г.Плеханов, Ю.Мартов, П.Аксельрод, В.Засулич, А.Потресов. Кроме газеты редакция издавала журнал "Заря". Имела группы содействия и агентурную сеть в России. Сыграла значительную роль в становлении РСДРП. Выходила до окт. 1905.
Кадеты (конституционные демократы), "Партия народной свободы" – одна из крупнейших политических партий России начала XX в. Существовала в период с октября 1905 г. по ноябрь 1917 г. Представляла левое крыло в российском либерализме. Главный печатный орган – газета "Речь". Признанный лидер партии – П.Н.Милюков. Среди видных ее деятелей - В.Д.Набоков, П.Б.Струве, В.И.Вернадский, С.А.Муромцев, И.И.Петрункевич, П.Д.Долгоруков. В программе партии предусматривалось: установление в России конституционной и парламентской монархии, введение основных демократических свобод, достижение компромисса между землевладельцами и земледельцами, выкуп части земли у помещиков крестьянами, частичное ее отчуждение в государственный земельный фонд за "справедливое вознаграждение". Предполагалось ввести рабочее законодательство. Кадеты считали невозможным опираться на один какой-либо класс общества и провозглашали себя надклассовой общенациональной партией. Отсюда ярко выраженный национализм их программы, особенно проявившийся в годы первой мировой войны. В программу постоянно вносились изменения, главным из которых стал отказ в мае 1917 г. от идеи конституционной монархии и провозглашение ориентации на демократическую республику. В годы революции 1905-1907 гг. в партию входило около 50 тыс. человек. Депутаты от кадетской партии входили в состав Государственной думы всех четырех созывов. Наибольших успехов они добились на выборах в I Думу в 1906 г. (179 мест), намного опередив остальные партии. Председателем Думы стал кадет С.А.Муромцев. В 1907 г. кадеты. хотя и сохранили лидерство на выборах во II Думу, но все же несколько утратили свои позиции (98 человек, председатель – Ф.А.Головин). Отсутствие выраженной социальной базы и компромиссное поведение кадетов стали причиной падения их популярности. Проиграв выборы в III Думу (54 места), кадеты фактически оказываются в оппозиции правительству, активно выступают против его политики. В IV Думе кадеты получили 59 мест и продолжали вести оппозиционную политику до начала первой мировой войны, после чего безоговорочно поддержали правительство в его участии в войне. В августе 1915 г. кадеты составили ядро "Прогрессивного блока", куда вошли 236 из 422 депутатов IV Думы. Целью блока было продолжение войны, обеспечение победы в ней России и предотвращение революции в стране. Одним из ключевых требований становится создание "министерства общественного доверия" вместо предлагавшегося ранее "ответственного министерства". Кадеты прибегали к компромиссному снижению требований и в других ключевых вопросах. В результате Февральской революции 1917 г. кадетская партия превратилась в правящую. Ее представители входили во все четыре состава Временного правительства. Декретом Совета народных комиссаров объявляются вне закона.
Конституция(лат. - устройство) – основной закон государства, определяющий его устройство, принципы образования и структуру властных органов, права и обязанности граждан, избирательную систему.
Конституционализм– стремление к ограничению прав верховной власти законом, конституцией.
Концессия(лат. - уступка) – передача в пользование на определенный срок иностранным государствам, кампаниям, частным лицам или частным предприятиям природных богатств, государственных предприятий.
Курия – разряд избирателей по имущественному, национальному и другим признакам. Куриальная система – выборы по избирательным куриям – позволяет регулировать представительство различных социальных или национальных групп в выборных органах власти.
"Легальный марксизм" - идейно-политическое течение конца XIX - начала XX вв. Теоретики – П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, М. И. Туган-Барановский. Как мировоззрение, политическая теория и практика означал соединение умеренного марксизма, исключающего "революционные скачки", перевороты, диктатуру пролетариата, с ценностями либерализма, проповедью миссионерской роли капитализма в России. Критиковали народников, предполагали сотрудничество с российской социал-демократией. Форма существования – легальная: многочисленные публикации, издательские центры (редакции газет, журналов), работа кружков и семинаров, лекции в университетах.
"Ликвидаторы" – сторонники течения в РСДРП периода 1908-1914гг. Лидеры – А.Потресов, Ф.Череванин, П.Гарви и др. В печати (журналы "Возрождение", "Наша заря") и организационных структурах России, а также эмиграции выступали с предложениями "ликвидировать" старую модель РСДРП. Считали необходимым отказаться от нелегальных форм деятельности, предлагали интегрироваться в третьеиюньскую систему, использовать опыт тред-юнионизма. Подвергались резкой критике со стороны большевиков, которые в янв. 1912 организационно размежевались с ними.
Люмпен-пролетариат (нем. – лохмотья) – низшие слои общества (нищие, бродяги, уголовные элементы); деклассированная, деморализованная часть пролетариата, неспособные к самостоятельным политическим действиям. Увеличивается в переходные периоды с ростом социальной незащищенности, падением уровня культуры и нравственности.
Манифест 17 октября 1905 ("Об усовершенствовании государственного порядка") – документ, подготовленный С. Ю. Витте и опубликованный от имени царя. Появление Манифеста связано с политической обстановкой; всероссийской Октябрьской политической стачкой. Признавал Думу законодательным органом, расширял избирательные права, гражданские свободы. В развитие идей Манифеста реорганизовывалась высшая исполнительная власть, объявлялась политическая амнистия, отменялась предварительная цензура, была начата подготовка нового избирательного закона.
Меньшевики – реформистское направление в российской социал-демократии, которое сформировалось на II съезде РСДРП в 1903 г. Лидеры - Г.В.Плеханов, Ю.О.Мартов, И.О.Аксельрод и др. Социализм в их представлении мог быть достигнут при создании материальных предпосылок, наличии высокой степени обобществления производства. Отсюда их расчет на длительную эпоху капиталистического развития. В политических требованиях на первое место ставили демократические задачи. Лидерство в демократическом движении отдавалось либеральной интеллигенции. В общедемократической революции признавали союз рабочего класса и крестьянства. Выступали против революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и против чисто пролетарской диктатуры в 1917 г., ратуя за республику и всеобщее избирательное право. В аграрном вопросе меньшевики отстаивали программу "муниципализации" земли. Частная собственность распространялась на надельные земли крестьян, а помещичьи земли предполагалось передать в ведение муниципалитетов или земств. При этом земли помещиков не конфисковывались, а "отчуждались", что сохраняло возможность их выкупа. В организационных вопросах выступали против типа политической партии как строго централизованной организации с жесткой дисциплиной, отдавали предпочтение партии парламентского типа. Организационное оформление меньшевиков как фракции произошло после II съезда РСДРП. В годы 1-й мировой войны в рядах меньшевиков появилось три течения: оборонцев (выступавших за победу России и ее союзников в войне), интернационалистов и межрайонцев. Меньшевики поддержали Февральскую революцию 1917 г., вошли в состав всех трех коалиционных Временных правительств, но не приняли революцию Октябрьскую на основании убеждения в том, что материальные предпосылки для социализма в России не созрели. Правые меньшевики участвовали в вооруженной борьбе против большевиков. Часть меньшевиков эмигрировала, некоторые вступили в состав РКП(б).
Многоукладность экономики – одновременное существование нескольких особых типов хозяйства, в основе которых лежит определенная форма собственности на средства производства и соответствующие ей производственные отношения людей (например, в начале 20в. в России – патриархальный (натуральное хозяйство); частнокапиталистический; монополистический; мелкотоварный; государственно-капиталистический).
Монархисты – сторонники монархической формы государственного устройства; члены многочисленных партий, организаций, движений в России и эмиграции, рассматривающие монархию как наиболее совершенную форму государства. Начали структурироваться в ходе первой русской революции: "Союз русского народа", "Союз Михаила Архангела", "Союз русских людей", Партия правового порядка, Партия "националистов" и др.
Монополия (греч. - один продаю) – исключительное право на что-либо. В конце 19в. происходит захват союзами капиталистов исключительного права на производство и реализацию определенных товаров для господства на рынке. Основные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн. В картелеучастники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства и сбыта продукции. Синдикат – предприятия лишены коммерческой самостоятельности (определены общие цены и условия продажи), но сохраняют производственную и юридическую самостоятельность. В России в конце 19 - начале 20 вв. наиболее распространенная форма: "Продамет", "Продуголь", "Продвагон" и др. Трест – предприятия теряют производственную, а часто и юридическую самостоятельность. Власть в них сосредоточена в руках правления или головной компании. Концерн – многоотраслевое объединение (финансы, промышленность, транспорт, торговля и проч.) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью от господствующей группы монополистов.
Октябристы – члены праволиберальной партии "Союз 17 октября", созданной после опубликования Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. По мнению октябристов, этот документ означал переход России к конституционной монархии. Главной своей задачей партия считала содействие правительству, в случае, если оно пойдет по пути общественных реформ. Программа: конституционная монархия в едином и неделимом российском государстве; решение аграрного вопроса без отчуждения помещичьих земель; ограниченное право на стачки и 8-ми часовой рабочий день. Партия представляла промышленно-торговую буржуазию, либерально настроенных помещиков, часть чиновников и состоятельной интеллигенции. Лидеры октябристов: А.И.Гучков, М.В.Родзянко, Д.Н.Шипов и др.
Оппозиция – противодействие, сопротивление, противопоставление своих действий, взглядов, политики другим действиям, взглядам, политике. Выступление вразрез с мнением большинства, с господствующими установками, выдвижение своей альтернативы.
"Отзовисты" - приверженцы радикального курса в рядах сторонников В.И.Ленина. Считали необходимым выйти из всех легальных организаций, "отозвать" думскую фракцию и сосредоточиться на нелегальных формах работы.
"Партия нового типа" - элемент доктрины большевиков; теория политической организации, призванной по В.И.Ленину (книга "Что делать?", 1902г.) организовать ядро профессиональных революционеров и соединить марксизм с рабочим движением.
"Правда" - газета, официальный печатный орган РСДРП - РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. Была основана в 1912г. по инициативе В.И.Ленина. Кроме "Правды" существовал целый ряд большевистских изданий: "Эхо", "Вперед" и др.
Пролетариат (лат. – неимущий). В марксистской концепции – рабочий класс, класс наемных рабочих, лично свободных, не имеющих собственности, источником существования которых является продажа своей рабочей силы (труда), собственникам средств производства (капиталистам, буржуа).
Ревизионизм (лат. – пересмотр) – требование пересмотра, ревизии учения, теории, взглядов.
Революционная ситуация – совокупность объективных факторов, обусловливающих возможность революции. В.И.Ленин в работе "Крах II Интернационала" выдвинул три ее признака: 1)кризис "верхов", когда "верхи" не могут, а "низы" не хотят жить по-старому; 2)обострение свыше обычного нужды и бедствий угнетенных классов; 3)значительное повышение активности масс, их готовность к радикальным действиям. Чтобы революционная ситуация переросла в революцию (действительность), нужен еще и субъективный фактор – способность революционных сил к победе.
"Серебряного века" культура – русская самобытная культура конца 19в. – начала 1920-хгг. Этот период стал переломным в духовной жизни русского общества. Во-первых, менталитет человека, пронизанного политикой и социальностью, мешал думать и чувствовать свободно и индивидуально. Стала очевидной бессмысленность насилия, невозможность изменения внешних условий бытия вне "самости" человека. Концепция философа В.Соловьева, призывающего к сотрудничеству Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания интеллигенции. Это устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства Добра, Красоты, Истины. Эти идеи продолжили Е.Трубецкой, С.Булгаков, П.Флоренский, А.Лосев. Соловьёвство породило неохристианские поиски, своеобразное богоискательство. Во-вторых, это время отказа от "социального человека", время индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайнам психики и глубинам "зазеркалья", к примату иррационального в человеке. Это господство субъективизма и мистического начала в культуре. В-третьих, творчество возводится в культ. Оно становится интегральным способом осмысления времени и "Я" через мотивы смерти, поиска Бога, свободной воли. В-четвертых, это время выдающихся художественных открытий, новых направлений, которое дало беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Символизм, акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, конструктивизм, неоантичность дали миру А.Блока. А.Белого, Ф.Сологуба, К.Бальмонта, Д.Мережковского, З.Гиппиус, Вяч.Иванова и Г.Иванова, И.Мозжухина, В.Холодную, М.Шагала, А.Бенуа, В.Кандинского, К.Малевича, В.Татлина, В.Маяковского, В.Хлебникова, М.Цветаеву, А.Ахматову, С.Рахманинова, А.Скрябина, И.Стравинского, В.Мейерхольда, К.Станиславского и др. "Серебряный век" - это не только время, но и отношение художника к этому времени: жизнь – это творчество, а творчество – это жизнь. Таким образом, это сложный, противоречивый взлет мировой культуры. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа, и становление либеральной традиции установок на эволюцию и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создание культурной ауры нового типа.
Социал-демократы – в начале 20 в. интеллигентская сила, прочно еще не сросшаяся с массами. Социальные и политические ценности рассматривались с точки зрения классовой борьбы. Свое предназначение видели в том, чтобы внести в массы пролетариата социалистическое сознание. Перспективы освобождения России от самодержавия связывали с деятельной, сознательной борьбой рабочего класса, ведя активную революционную агитацию. Сдержанно относились к революционному потенциалу крестьянства. Выступали за "чистоту" рядов; осторожно относились к другим социалистическим течениям, враждебно - к либералам. В начале 20 в. оформилось революционное крыло – большевики – во главе с В.И.Лениным. Большевизм – сложный социально-политический феномен, течение внутри марксизма и российского рабочего движения, фракция в РСДРП (некоторые историки настаивают на том, что существовали две партии – большевиков и меньшевиков). Реформистское направление, российский вариант социал-демократии западного типа – меньшевизм во главе с Ю.Мартовым.
Социализм – термин впервые употреблен в 1834 г. Пьером Леру, в работе "Об индивидуализме и социализме". Слово не имеет строго определенного содержания. Оно обозначает пеструю совокупность убеждений, взглядов и надежд на установление справедливого общественного порядка, свободы и равенства. Исключается неравенство в распределении собственности и доходов. А.Сен-Симон, Ш.Фурье и Р.Оуэн представляют утопический социализм. Некоторым влиянием пользовалась в сер. XIX в. социалистическая теория П.Ж.Прудона (1809-1865 гг.). Отрицая принципы государственной централизации, он высказал мысль о преобразовании общества в федерацию общин (мелкотоварное производство). Критиковал денежную систему, считая возможным безденежный эквивалентный товарообмен. Отвергал политические формы борьбы, партии и профсоюзы. Выступал за развитие кредитных и потребительских ассоциаций. Критику идей Прудона дал К.Маркс в "Нищете философии" (1847 г.). Во второй пол. XIX в. Преобладающим социалистическим учением стал марксизм. Широко была распространена доктрина Э.Бернштейна. В России в конце XIX в. было две социалистические идеологии – народничество и марксизм. В начале XX в. в России под социализмом понимались учения, принимающие следующие положения: осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; ликвидация частной собственности и товарно-денежных отношений; обобществление основных средств производства и введение централизованного управления производством и распределением; ликвидация эксплуатации. В полной мере эти положения были отражены в теории и практике советского государства (1917-1991 гг. В.Ленин, Л.Троцкий, Н. Бухарин, И.Сталин, Н.Хрущев, Л.Брежнев и др.).
Социалисты-революционеры (эсеры) – неонародническая партия, была образована в 1902 г. Лидеры В.М.Чернов, А.Р.Гоц, Н.Д.Авксентьев, Б.В.Савинков и др. Печатные органы: газета "Революционная Россия", журнал "Вестник русской революции". С момента своего образования партия стала претендовать на роль одной из крупнейших оппозиционных сил в России. В 1905 г. была принята партийная программа. Основной в ней стала идея "крестьянского социализма". Эсеры считали, что марксизм с его идеей гегемонии пролетариата справедлив только по отношению к Западной Европе. Россия же имеет иное будущее, поскольку важнейшую роль в жизни страны играет крестьянская община. Именно крестьяне должны были стать ведущей силой в будущей революции. Эсеры не отделяли, подобно социал-демократам, рабочий класс от крестьянства. Рабочие, крестьяне и часть интеллигенции составляли, по их мнению, так называемый трудовой класс. Будущая революция будет проводиться в интересах именно этих групп населения. Главным в революции будет земельный вопрос. Эсеры предлагали программу "социализации земли", основанную на отрицании принципа частной собственности. Земля должна передаваться на уравнительных началах в пользование крестьянам по трудовой норме (не больше, чем крестьянин с семьей может обработать без применения наемного труда). Распоряжаться землей будет община. Говорилось также о необходимости развития кооперации. На особом положении находилась Боевая организация, занимавшаяся подготовкой террористических актов. Последовательно ее возглавляли Г.Гершуни, Е.Азеф, Б.Савинков. Террор признавался важной составной частью деятельности партии, хотя и не единственной. Большое внимание уделялось также пропагандистской работе. За годы революции 1905-1907 гг. было совершено 220 террористических актов. По оценкам историков, в 1906 г. эсеров было около 65 тысяч человек, а в 1910 г. – не более 10 тысяч. Кризис партии привел к ее расколу. Выделилось левое крыло, получившее название эсеры–максималисты и правое, приверженцы которого стали именоваться народными социалистами, или энэсами. В годы I-й мировой войны роль эсеров вновь стала возрастать. При этом в их рядах продолжается перегруппировка сил. Эсеры разделяются по признаку отношения к войне на "оборонцев" и "интернационалистов". Рост авторитета партии позволяет им сыграть значительную роль в событиях 1917 г. Им удается возглавить многие Советы, после мая 1917 г. они входят во Временное правительство, председателем которого также становится эсер А.Ф.Керенский. Эсеры выступают с активным осуждением курса большевиков на вооруженное восстание, считая его преждевременным и авантюристическим. Свои главные надежды они связывают с Учредительным собранием. После победы большевиков эсеры покидают II Съезд Советов. 5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание. Его председателем был избран В.М.Чернов. Состоялось единственное заседание, после чего Учредительное собрание было распущено большевиками. 14 июня 1918 г. после объявления эсеров контрреволюционной организацией партия оказывается фактически запрещенной. Социалисты-революционеры начинают вооруженную борьбу с новой властью, пытаясь найти свою политическую нишу между крайне левыми (большевиками) и правыми силами (белогвардейцами-монархистами). Недовольство широких масс политикой "военного коммунизма" подталкивает их к решительным действиям. Эсеры становятся во главе некоторых восстаний и мятежей. В 1922 г. проходит суд над руководителями эсеровской партии. Они приговариваются к смертной казни, хотя впоследствии приговор был смягчен.
"Союзы борьбы за освобождение рабочего класса" - название нелегальных социал-демократических организаций, существовавших в конце XIX в. в ряде городов России (Москва, Екатеринослав и др.). Самый крупный находился в Петербурге, был создан осенью 1895г., включал районные группы и рабочие кружки, возглавлявшиеся В.И.Лениным, Ю.О.Мартовым, А.Н. Потресовым и др. "Союзы" строились по принципу централизма; руководителями рассматривались как форма "соединения социализма с рабочим движением", "зачатки" революционной партии "нового типа".
Столыпинская аграрная реформа – реформа крестьянского надельного землевладения в России в начале XX века. Названа по имени П.А.Столыпина. По указу 9 ноября 1906 г. каждый домохозяин, владевший землей на общинном праве, мог требовать укрепления своего надела в собственность. Для поощрения выхода из общины излишки наделов, которыми пользовались крестьяне к моменту издания Указа, укреплялись в собственность также безвозмездно, или по цене 1861 г. (в 10-12 раз меньше рыночной стоимости земли). Для выхода из общины с землей требовалось согласие общины. Если в течение 30 дней сельский сход не давал согласия, выдел производился распоряжением земского начальника. Выходивший из общины крестьянин мог требовать, чтобы все земельные отдельные участки, находившиеся в его пользовании, были сведены к одному месту (отруб). Крестьянин мог выходить также на хутор - отдельно стоящую усадьбу с земельным наделом. Другим направлением реформы стала организация крестьянского переселения в юго-восточные и восточные районы страны. Переселенцы получали льготы в виде освобождения от налогов, отсрочки от военного призыва и т.п. Основной целью этих мероприятий было, во-первых, смягчение земельного голода в малоземельных районах; во-вторых, повышение эффективности крестьянского хозяйства; в-третьих, создание класса мелких и средних земельных собственников, не склонных к проявлению революционного насилия. Указ 9 ноября 1906 г. был рассмотрен Думой и Государственным советом, где в него были внесены некоторые изменения, одобрен, а затем утвержден царем в виде закона 14 июня 1910 г. 29 мая 1911 г. в дополнение был издан закон о принудительном землеустройстве, который должен был еще более ускорить ломку общины. Особая роль в реформе отводилась Крестьянскому банку. Для проведения реформы в жизнь создавались специальные землеустроительные комиссии под председательством губернаторов и уездных предводителей дворянства. Реформа проходила фактически до 1917 г., но наиболее активно – в 1908-1909 гг. По состоянию на 1 января 1916 г., всего из общины выделилось почти 2,5 млн. крестьянских хозяйств, или 26% их общего количества. За Урал переселилось около 3 млн. человек, из них 17% впоследствии вернулось обратно. В руках крестьян в 1916г. было 90% пахотной земли. Деятельность Столыпина со временем стала встречать сильное противодействие со стороны царя, а после того как в 1911г. реформатор был убит террористом Д.Богровым, начатое им дело постепенно сходит на нет.
Третьеиюньская монархия – особая политическая система, возникшая в России после роспуска II Государственной думы 2 июня 1907г., когда без ее одобрения был изменен избирательный закон, что по сути явилось государственным переворотом. Количество выборщиков от рабочих и крестьян уменьшилось. Дума "поправела" и была вынуждена постоянно лавировать при принятии законов. Третьеиюньская монархия сохраняла одновременно неограниченное самодержавие и двухпалатный парламент, опиралась на крупную буржуазию и пыталась "сверху" модернизировать Россию.
Черносотенцы – участники крайне правых организаций в России в 1905 – 1907гг., взявшие наименование "черной сотни" (в Московской Руси – часть городского населения, которое не входило в высшие разряды (сотни) горожан). Создавали отряды из мелких лавочников, деклассированных элементов. Выступали с позиций монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма. Проводили погромы, поддерживали репрессивные меры правительства.
Черта оседлости – одна из форм русификации. Установлена граница территории (1791-1917 гг.), за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (за исключением купцов первой гильдии, крупных мастеров, ремесленников и проч.). Охватывала 15 губерний Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабию, Курляндию, часть Украины.
"Экономизм" - течение в российской социал-демократии периода ее становления. Лидеры - С.Н.Прокопович, Е.Д.Кускова, Б.Н.Кричевский, А.С.Пиккер, В.П.Махновец. Основные центры - газета "Рабочая мысль" (1897-1902 гг.), журнал "Рабочее дело". Идеи были изложены Кусковой в манифесте "Credo" (1899 г.). "Экономисты" считали необходимым сосредоточение усилий пролетариата на достижении конкретных, осязаемых экономических результатов, выступали под лозунгом "рабочие для рабочих". Отрицали необходимость выдвижения пролетариатом собственных политических требований вне оппозиционной деятельности либерально-демократических сил. Как общественно-политическое явление "экономизм" отражал сложные процессы самоопределения РСДРП, в определенном смысле явился основой противостояния и политической борьбы. Лениным и его сторонниками расценивался как проявление буржуазного влияния на пролетариат, российская разновидность ревизионизма. Влияние "экономизма" упало к 1903 г.
Персоналии
Авксентьев Николай Дмитриевич (1897-1943 гг.) - видный деятель правого крыла партии социалистов-революционеров. Вступил в нее в 1905 г., тогда же был кооптирован в состав ЦК, входил в Петербургский Совет рабочих депутатов. Занимал относительно умеренную позицию по многим вопросам социально-экономического и политического развития. Противник экстремистской тактики. С 1913 г. входил в масонскую ложу "Агни". Лидер "ликвидаторского" течения в партии, позже - эсер-оборонец. Эмигрировал.
Аксельрод Павел Борисович (1850-1928 гг.) – участник российского революционного движения. С 1883 г. - член группы "Освобождение труда", с 1900г. - один из редакторов "Искры", с 1903 г. – один из лидеров меньшевизма. Один из самых непримиримых противников большевизма. Предлагал приблизить российскую социал–демократию к европейской модели. Противник Советской власти, эмигрировал.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948 гг.) – один из главных представителей русского "духовного ренессанса" начала 20 в., выдающийся философ. На рубеже веков примыкая к "легальным марксистам", в дальнейшем обратился к религиозной философии. В 1922 г. по инициативе Ленина был выслан за границу. Им создано более 40 книг. Узловой момент его творческих поисков – вопрос о том, что такое русский народ в общем контексте европейских народов, каковы его исторические и психологические особенности, что такое "русская душа". Бердяев много писал об истоках русских революций и их воздействии на судьбы русской культуры, при этом подчеркивая, что все российские революции – неизбежное следствие самого характера народа, его противоречивой истории. Большое внимание он уделил таким проблемам, как нация и культура, война и культура, культура и цивилизация. В марксизме, как он считал, есть не противоречащее христианству служение не себе, а "великому целому". В Париже издавал религиозно – философский журнал "Путь" (1925-1940 гг.).