Ii. конституционный суд российской федерации - высший орган судебной власти по защите конституционного строя
лет. Причем назначение судей Конституционного Суда на второй срок не допускается.
В статье 15 действующего Закона установлены иммунитеты судей Конституционного Суда от уголовной и административной юрисдикции. В частности, судья неприкосновенен. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Если судья задержан на месте преступления, то произведшее задержание должностное лицо обязано немедленно уведомить об этом Суд, который в свою очередь должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой меры или отказе в нем. Особо оговаривается в Законе, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по окончании его полномочий, за мнение, выраженное им в судебном заседании, а также за принятое Судом решение. Тем самым гарантируется свобода волеизъявления судьи Конституционного Суда.
Важная гарантия судейской независимости заключается в том, что Председатель Конституционного Суда, как и никто другой в Конституционном Суде или вне его, не располагает в отношении судьи Конституционного Суда дисциплинарной властью. Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к административной ответственности.
К гарантиям независимости и самостоятельности судьи Конституционного Суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации можно отнести также порядок и основания приостановления и прекращения его полномочий, предусмотренные статьями 17 и 18 Закона. Прежний Закон о Конституционном Суде устанавливал, что полномочия судьи могли приостанавливаться только решением самого Суда и только в случаях, если: при выборах лица на должность судьи Конституционного Суда был существенно нарушен порядок, установленный Конституцией и указанным Законом; было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; судья имел занятия, не совместимые с его должностью; судья изложил в средствах массовой информации
3. Судьи Конституционного Суда: 137 порядок избрания, статус, гарантии независимости
свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу; судья по состоянию здоровья не способен длительное время выполнять свои обязанности; судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением илиреше-нием суда, вступившим в законную силу; судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; судья свыше трех раз подряд без уважительных причин не участвовал в заседаниях Конституционного Суда.
Наличие оснований для приостановления полномочий судьи Конституционного Суда констатировалось решением Конституционного Суда, которое не могло быть принято позднее одного месяца со дня обнаружения таких обстоятельств. Конституционный Суд приостанавливал полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению. Причем приостановление полномочий судьи Конституционного Суда не влекло за собой приостановления выплаты этому судье жалованья или уменьшения его размера и не лишало судью гарантий неприкосновенности, установленных указанным Законом.
Конституционный Суд неоднократно прибегал к приостановлению полномочий судей, которые в силу болезни или командировки в течение длительного времени не могли осуществлять свои функции. Особое место в ряду таких решений занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которыми были приостановлены полномочия судей В.Д.Зорькина и В.О.Лучина. В этих идентичных по тексту решениях говорилось о приостановлении полномочий названных судей на основании части третьей статьи 14 ("Судья Конституционного Суда РСФСР не может принадлежать к политическим партиям и движениям и материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений, хотя бы они и не преследовали политических целей") и пункта 3 части первой статьи 18 ("Судья имел занятия, не совместимые с его должностью") прежнего Закона о Конституционном Суде Российской Федерации.
Учитывая политическую и правовую ситуацию, в которой принимались данные решения, уместно полностью воспроизвести в настоящей работе мнение автора, приобщенное к протоколу заседания Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, не вдаваясь более в