Понятие правовой нормы и ее структура
Норма права- это установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, закрепляющее права и обязанности участников правоотношений. Под структурой нормы правапонимается внутреннее строение нормы и способ взаимосвязи ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза- это структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации. Может быть общей и конкретной. По степени определенности.т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.
Диспозиция- структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо содержит само правило поведения, которое влечет за собой юридические последствия. Диспозиция выступает основной регулирующей частью, нормы.
Санкция- структурный элемент нормы права, предусматривающий правовые последствия, которые должны наступить для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения, предусматриваемые нормами трудового права).
Классификация правовых норм:
По сфере действия:
Общие нормыприменяются ко всем отношениям данного рода. Специальные нормырегулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.
Исключительные нормыустанавливают изъятия из содержащихся в общих и специальных нормах правил. Например, хотя по общему правилу выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок.
По целевому назначению:
Регулятивные нормынепосредственно устанавливают права и обязанности участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции, закрепляющий права и обязанности граждан.
Охранительные нормырегулируют отношения, связанные с
юридической ответственностью.
Понятие источника права
Источник права определяется неоднозначно:
1. как деятельность государства по созданию правовых предписаний;
2. как результат этой деятельности.
Виды правовых источников:
1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;
2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;
3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.
Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала:
1) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права;
2) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право;
3) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле.
Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо: издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов; санкционирование его государственным органом.
Виды источников права:
1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи.
2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно: в Великобритании, США, Канаде, Австралии;
3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права.
4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.).
Правовое государство
- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).
2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.
3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.
5. Взаимная ответственность государства и личности:
личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).
Политический режим
Политический режим - это способ властвования. Он характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответ на вопрос о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества и в каком числе к правотворчеству.
Демократический режим.
Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.
В некоторых источниках выделяется ещё и либеральный (полудемократический) режим, он основывается на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Он обладает признаками демократического режима лишь частично, но и антидемократическим его однозначно назвать нельзя.
Авторитарный режим.
Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако, при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие.
Тоталитаризм -является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни государства.