Мир политики в реальном и исследовательском отношениях
Рассмотрение концептуальных подходов к истолкованию политической сферы позволяет сделать вывод о существовании разных социальных и научных сторон политики и, соответственно, о многомерном характере этой важнейшей части человеческого бытия. Политика*выступает прежде всего в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из многих видов активности социальных субъектов, их коллективного и индивидуального поведения; 3) как тип социальных отношений — между индивидами, малыми группами и большими общностями.
В первом аспекте политика рассматривается в виде структурной составляющей общества в целом с присущими ей определенными положением и ролью, но которая при этом обладает особыми сущностными (субстанциональными) и функциональными свойствами. В марксистской теории политика выступает в роли регулирующей «надстройки», состоящей в первую очередь из государственной организации, которая обеспечивает сложившийся властный статус-кво для системы отношений производства и обмена. У Парсонса и Бертрана Рассела (1872 - 1970) политическая подсистема общества выполняет функции целеполагания и целедостижения, а у бихевиористов (Лассуэлл, Абрахам Каплан (1918 - 1993) и др.) — контроля и распределения ресурсов. Начиная с Аристотеля и Никколо Макиавелли, за политикой в ее качестве своеобразной области общественной жизни ученые закрепляют функции согласования общих и частных интересов, осуществления власти, поддержания социального порядка и руководства людьми, осуществления общезначимых целей, регулирования ресурсов и управления социумом*.
МАКИАВЕЛЛИ(Machiavelli), Никколо(1469, Флоренция — 1527, Флоренция) — итальянский политический деятель, мыслитель, существенно повлиявший на формирование и развитие европейской политической философии Нового времени, военный теоретик, историк, писатель и поэт. Авторполитических и исторических сочинений, среди которых самые значительные: «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (1503); «Государь» (1513); «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1517); «О военном искусстве» (1521); «История Флоренции» (начата в 1520) и др. Вклад в развитие политической мысли.Значение творчества Макиавелли для политической науки определяется прежде всего его попыткой теоретизировать самостоятельность политики, отделив от нее сферу морали (религии), и утвердить этот принцип автономии в качестве ведущего для деятельности самих правителей (участников политических отношений) и для исследования этой стороны человеческого бытия. Предложенное Макиавелли новое видение политики основано на жестком реализме (нужно анализировать политические факты такими, какими «они есть на самом деле», а не как «то, что должно быть») и на критическом отношении к человеку, для которого характерны непостоянство, неблагодарность, вероломство, склонность к дурным поступкам, многие другие пороки (антропологический пессимизм). Исходя из данного понимания политики и природы человека, Макиавелли сформулировал критерий всякой политической практики, который заключается в эффективности, распространив его на выбор средств и способов политической деятельности. Они могут быть безнравственными, порой очень жестокими, даже бесчеловечными, но и такие средства оправданы в случае, если их цель — сохранение власти, ослабление которой ведет к хаосу, еще большему злу и несправедливости. Макиавелли уделил много внимания феномену власти, ее захвату и удержанию, особенно когда дело сводится к созданию и сохранению государства. Именно власть выступает залогом стабильности в стране и упорядоченных отношений между людьми, от которых она требует подчинения созданным ею законам во имя общего блага. Соответственно, способ прихода к власти определяет и способы ее удержания. Макиавелли — основоположник влиятельной традиции понимания государства как особым образом организованной политической власти. Сверх того, он считал государство воплощением на практике всех нравственных идей, с которыми связана и мораль; отсюда и вывод — именно государству, а не церкви надлежит осуществлять нравственно-воспитательную функцию. Богатый политический опыт и исторические познания позволили Макиавелли создать оригинальную концепцию политических добродетелей государей, к числу которых относятся сила, хитрость, здоровье, патриотизм, умение предвидеть и способность противостоять судьбе. Образцы проявления таких качеств — правители Древнего Рима. Однако все подобные свойства редко объединяются в одном властителе. По этой причине предпочтительнее республиканская форма правления, позволяющая участвовать в осуществлении власти многим политикам, наделенным разными добродетелями. По мнению Макиавелли, единовластные правители нужны во время образования государств, но наилучшее правительство для их сохранения — республиканское. Следуя критерию эффективности, мыслитель предположил, что для оптимального государственного устройства нужно сочетание монархии, аристократии и республики, в котором уравновешены недостатки каждой формы правления и тем самым созданы препятствия против узурпации власти одной из политических групп. |
Второй тип подхода к анализу политики зиждется на ее трактовке в качестве способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и поведения в обществе. В марксизме главное содержание политики — борьба за власть, действия по ее завоеванию и удержанию. В схожем ракурсе Вебер рассматривает данную категорию как предприятие и профессиональную деятельность, что происходит и в рамках экономики. Для Лассуэлла и других бихевиористов политика — вид социального поведения индивидов (и их групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании. В свою очередь, целерациональное поведение — политическая подоснова для сторонников теории рационального выбора.
В случае третьего основного аспекта объяснения политики она включается в сложную сеть социальных отношений и связей (в других понятиях — взаимодействий и коммуникаций) в качестве одного из целого ряда их типов. Еще Аристотель определил политику как высший вид человеческого общения, а Макиавелли видел в ней многостороннее противоборство за государство и власть различных социальных субъектов: государя и народа, партий и сословий. Марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. Уже в XX в. разрабатываются, вслед за концепцией борьбы классов, модели конфликта-консенсуса, классифицирующие политику по типам конфликтных отношений и социальных взаимодействий, — Шмитт, Дарендорф, Козер, Кеннет Боулдинг (1910 - 1993) и др., а также схемы институционально-властных отношений, где она понимается как некая всеобщая структура для соединения (консолидации) разных проявлений социальной и политической жизни, — Жорж Бюрдо, Морис Дюеерже (род. 1917) и др.
Объяснения категории политики распределяются по двум наиболее общим направлениям. Первое из них основано на дедуктивном (от общего к частному) и объективированном (воплощенном в доступных восприятию положениях) подходе к осмыслению политики как некоего целостного макромира, части деятельности социума, сферы общественного развития — «надстройка», подсистема, предприятие и т.д., связанных с выполнением определенных функций (управления и регулирования, общественной консолидации и поддержания порядка). Второй подход отражает приоритеты индуктивного (от частного к общему) и субъективированного видения политики, разделяющего ее на субъекты и объекты, микромиры их действий и взаимодействий, которые становятся всеобщими благодаря политическим отношениям.
Уже со времен классического гегельянства и марксизма в социальной мысли распространено представление о двойственном характере понимания политики с ее объективной и субъективной сторонами. Итак, политика как категория проявляется в этих двух основных измерениях: 1) она отражает, образно говоря, «объективное бытие», т.е. целостные и сущностные свойства политической сферы в их «внешней» позиции к общественной жизни вообще; 2) в своей форме «субъективного инобытия» политической жизни показывает «внутренний» механизм политических отношений между различными социальными акторами, связанный с их интересами, установками, идеями, взаимодействиями, а также со статусами и ролями. Подобная двойственность политики была убедительно продемонстрирована французским социологом и политологом Пьером Бурдьё (1930 - 2002).
С одной стороны, объективные структуры, которые конструирует социолог в рамках объективизма, отстраняясь от субъективных представлений агентов, лежат в основе таковых и содержат структурные принуждения, влияющие на взаимодействие; но, с другой стороны, эти представления должны быть усвоены, если хотят, чтобы с ними считались, в частности, в индивидуальной или коллективной повседневной борьбе, нацеленной на трансформацию или сохранение объективных структур. Это значит, что оба подхода — объективистский и субъективистский — находятся в диалектической связи. П. Бурдьё, «Социальное пространство и символическая власть» |
БУРДЬЁ(Bourdieu), Пьер(1930, Дангин - 2002, Париж) — известный французский социолог-теоретик и политолог. Среди его учителей были Луи Альтюссер (1918 - 1990) и Мишель Фуко (1926 - 1984). С 1964 г. бессменно занимал должность руководителя исследований Школы высших исследований по общественным наукам в Париже; много преподавал, был профессором Коллеж де Франс. В 1975 г. основал Центр европейской социологии и известный журнал «Ученые труды по социальным наукам», которые возглавлял вплоть до кончины. Бурдьё неоднократно получал престижные награды и премии по социальным наукам; избран действительным членом Французской академии (1981), член Американской академии наук и искусств (1983); почетный доктор ряда европейских университетов. Автор многочисленных статей и книг, включая: «Наследники. Студенты и культура» (1964, соавт.); «Педагогическое отношение и коммуникация» (1965, соавт.); «Ремесло социолога» (1968, соавт.); «Воспроизводство. Элементы теории системы образования» (1971, соавт.); «Политическая онтология Мартина Хайдеггера» (1976); «Вопросы социологии» (1980); «Хомо академикус» (1984); «Государственное дворянство. Высшие школы и корпоративный дух» (1989); «Ответы. К рефлексивной антропологии» (1992, соавт.); «Правила искусства. Происхождение и структура поля литературы» (1992); «Нищета мира» (1993); «Свободный обмен» (1994); «О телевидении» (1996); «Противодействие. В поддержку сопротивления против неолиберального вторжения» (1998); «Господство мужчин» (1998); «Экономическая социология и социология экономики» (2000); «Противодействие-2. В поддержку европейского социального движения» (2001) и др. Вклад в развитие политической мысли.Бурдьё отличает своеобразная критичность в анализе социального и политического миров, их характеристик и основных принципов. Его исследованиям свойственна глубокая саморефлексия, связанная помимо прочего с обоснованием значения ученого для общества — он не является нейтральным наблюдателем и фактом наблюдения воздействует на социальный мир, от которого сам и зависит. Концепциям Бурдьё присуща особая оригинальность, заключающаяся в попытке снятия «ложных оппозиций» между различными научными парадигмами и методами, в синтезе собственно социологии и этнологии, антропологии, философии, политологии, лингвистики и т.п. Это обстоятельство, в свою очередь, предопределяет разнообразие изучаемых Бурдьё объектов — от спорта до телевидения, от политики до искусства и пр. |
Многомерный характер категории политики предопределяет довольно сложный состав самой политической науки, что будет показано далее.
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА