Понятие, структура и особенности норм АП
Предмет и структура АП
Предметом АПявляются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.
Система АП подразделяется на:
- Общую, включающую нормы, охватывающие управление в целом;
- Особенную, которая состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.
Институты:
- В общей части АП статус граждан и негосударственных организаций, институты, регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти, институты, обеспечивающие законность в деятельности исполнительной власти, институты, регламентирующие присуждение.
- В особенной части, институты, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а потом АП деятельность, орг-хоз-ную деятельность, соц-культурную деятельность и деятельность шлсударственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей
-
Метод АП
Метод административного права - это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
Основными способами правового регулирования являются:
- Предписание - возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.
- Запрет - возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.
- Дозволение - предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.
- Метод равенства, согласования, рекомендаций, метод власти-подчинения.
Суть методов АП:
- Установление определенного порядка действий.
- Запрещение определенных действий.
- Предотвращение возможности выбора.
- Предоставление возможности совершать/не совершать действия.
Источники АП
Источники АП– различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.
К источникам административного права относятся:
1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ;
2) постановления палат Федерального Собрания, органов представительной власти субъектов РФ;
3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;
4) правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;
5) решения администраций органов местного самоуправления.
Понятие, структура и особенности норм АП
Норма АП – правила поведения, регулирующие административные правоотношения, нормы принципы, нормы дефиниции.
Структура норм - способ и форма взаимосвязи ее элементов.
- Гипотеза – указывает на обстоятельства, при наличии которых реализуется норма;
- Диспозиция – само правило поведения (выражается в предписании, запрете, дозволении);
- Санкция – меры ответственности.
Особенности норм АП:
- нормы АП вторичны и производны от конституционно-правовых (в том числе множество норм носит подзаконный характер)
- нормы АП регулируют как внутриаппаратные, так и внеаппаратные отношения.
- регулируют общественные отношения, обязательным участником которого является орган испол. власти, либо его должностное лицо;
- носят императивный характер (в большинстве);
- большинство – это правила поведения
Классификация норм
- по целевому назначению (функций)
а) регулятивные; б) охранительные
- по содержанию
а) материальные; б) процессуальные: юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения ссор, конфликтов) \ процедурные (позитивные )
- по уровню обобщённости
а) общие; б) специальные
- по категоричности предписаний
а) императивные; б) диспозитивные; в) рекомендательные
- по методу воздействия
а) обязывающие; б) запрещающие; в) управомочивающие; г) поощрительные;
д) рекомендательные
- по масштабу
а) общефедеральные; б)устанавливаемые субъектами федерации; в)локальные
- по сроку действия
а) временные; б) постоянные
- по месту нахождения обязательности части нормы:
а) бланкетные; б) ссылочные
Реализация А-П норм
Реализация АПН – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования управленческих общественных отношений.
Способы реализации АПН:
1. Соблюдение – воздержание от запрещённых действий;
2. Исполнение – точное и неуклонное совершение определённых действий;
3. Использование – добровольное совершение правомерных действий;
4. Применение – состоит в принятии органами испол. власти актов управления.
Классификация А-П отношений
1. По содержанию:
- Материальнымиадминистративно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права.
- Административно-процессуальныенормы регламентируют равноправное отношение сторон – напр., в процессе производства по обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, а также в процессе разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях.
- Отношения административно-договорного характера– особый вид административно-правовых отношений, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ.
2. По соотношению прав и обязанностей участников:
- властные или субординационные (по вертикали);
- взаимодействия или согласования (по горизонтали).
3. По характеру юридических фактов:
- отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами (действием или бездействием).
Государственное управление.
Государственное управление - это деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и различных формах, обеспечивающих существование гос-ва и решение сложных социальных проблем.
Инструменты (методы) реализации власти:
- Административные – нпа
- Экономические – налоговая политика, ставка рефинансирования ЦБ РФ
- Идеологические – соц. реклама, пропаганда
- Правовые – закон-во, правосудие, контроль,
- Неправовые
- Силовой ресурсы.
ПринципыГУ:
а) социально - политические
б) организационные принципы построения аппарата государственного управления;
в) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления
Основные принципы формирования СГУ:
- принцип разделения властей.
- принцип комплементарности.
- принцип субсидиарности.
- принцип суверенности.
- принцип демократизма.
- принцип гомогенности.
ФункцииГУ:
· Внутренние (управление внутри государственной управляющей системы),
· внешние (влияние государственных органов на объекты управления),
· общие:
- организация (определение организационных положений, устанавливающих порядок управления, регламенты, нормативы, требования, ответственность и др.);
- прогнозирование и моделирование (научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов).
- планирование (определение цели, необходимых ресурсов, способов, сроков, форм и методов поэтапного контроля за действиями объекта).
- регулирование (через нормативно-правовые акты, государственный бюджет, государственные контракты, налоговую систему, стандарты, таможенные тарифы, определение приоритетов развития отраслей и др.).
- координация (обеспечивает согласование деятельности систем управления).
- контроль(направленный на обеспечение законности, дисциплины).
- мотивация, анализ
Предмет и структура АП
Предметом АПявляются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.
Система АП подразделяется на:
- Общую, включающую нормы, охватывающие управление в целом;
- Особенную, которая состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.
Институты:
- В общей части АП статус граждан и негосударственных организаций, институты, регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти, институты, обеспечивающие законность в деятельности исполнительной власти, институты, регламентирующие присуждение.
- В особенной части, институты, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а потом АП деятельность, орг-хоз-ную деятельность, соц-культурную деятельность и деятельность шлсударственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей
-
Метод АП
Метод административного права - это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
Основными способами правового регулирования являются:
- Предписание - возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.
- Запрет - возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.
- Дозволение - предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.
- Метод равенства, согласования, рекомендаций, метод власти-подчинения.
Суть методов АП:
- Установление определенного порядка действий.
- Запрещение определенных действий.
- Предотвращение возможности выбора.
- Предоставление возможности совершать/не совершать действия.
Источники АП
Источники АП– различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.
К источникам административного права относятся:
1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ;
2) постановления палат Федерального Собрания, органов представительной власти субъектов РФ;
3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;
4) правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;
5) решения администраций органов местного самоуправления.
Понятие, структура и особенности норм АП
Норма АП – правила поведения, регулирующие административные правоотношения, нормы принципы, нормы дефиниции.
Структура норм - способ и форма взаимосвязи ее элементов.
- Гипотеза – указывает на обстоятельства, при наличии которых реализуется норма;
- Диспозиция – само правило поведения (выражается в предписании, запрете, дозволении);
- Санкция – меры ответственности.
Особенности норм АП:
- нормы АП вторичны и производны от конституционно-правовых (в том числе множество норм носит подзаконный характер)
- нормы АП регулируют как внутриаппаратные, так и внеаппаратные отношения.
- регулируют общественные отношения, обязательным участником которого является орган испол. власти, либо его должностное лицо;
- носят императивный характер (в большинстве);
- большинство – это правила поведения
Классификация норм
- по целевому назначению (функций)
а) регулятивные; б) охранительные
- по содержанию
а) материальные; б) процессуальные: юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения ссор, конфликтов) \ процедурные (позитивные )
- по уровню обобщённости
а) общие; б) специальные
- по категоричности предписаний
а) императивные; б) диспозитивные; в) рекомендательные
- по методу воздействия
а) обязывающие; б) запрещающие; в) управомочивающие; г) поощрительные;
д) рекомендательные
- по масштабу
а) общефедеральные; б)устанавливаемые субъектами федерации; в)локальные
- по сроку действия
а) временные; б) постоянные
- по месту нахождения обязательности части нормы:
а) бланкетные; б) ссылочные
Реализация А-П норм
Реализация АПН – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования управленческих общественных отношений.
Способы реализации АПН:
1. Соблюдение – воздержание от запрещённых действий;
2. Исполнение – точное и неуклонное совершение определённых действий;
3. Использование – добровольное совершение правомерных действий;
4. Применение – состоит в принятии органами испол. власти актов управления.