Понятие, структура и особенности норм АП

Предмет и структура АП

Предметом АПявляются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.

Система АП подразделяется на:

- Общую, включающую нормы, охватывающие управление в целом;

- Особенную, которая состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Институты:

- В общей части АП статус граждан и негосударственных организаций, институты, регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти, институты, обеспечивающие законность в деятельности исполнительной власти, институты, регламентирующие присуждение.

- В особенной части, институты, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а потом АП деятельность, орг-хоз-ную деятельность, соц-культурную деятельность и деятельность шлсударственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей

-

Метод АП

Метод административного права - это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Основными способами правового регулирования являются:

- Предписание - возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.

- Запрет - возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.

- Дозволение - предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.

- Метод равенства, согласования, рекомендаций, метод власти-подчинения.

Суть методов АП:

- Установление определенного порядка действий.

- Запрещение определенных действий.

- Предотвращение возможности выбора.

- Предоставление возможности совершать/не совершать действия.

Источники АП

Источники АП– различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.

К источникам административного права относятся:

1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ;

2) постановления палат Федерального Собрания, органов представительной власти субъектов РФ;

3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;

4) правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;

5) решения администраций органов местного самоуправления.

Понятие, структура и особенности норм АП

Норма АП – правила поведения, регулирующие административные правоотношения, нормы принципы, нормы дефиниции.

Структура норм - способ и форма взаимосвязи ее элементов.

- Гипотеза – указывает на обстоятельства, при наличии которых реализуется норма;

- Диспозиция – само правило поведения (выражается в предписании, запрете, дозволении);

- Санкция – меры ответственности.

Особенности норм АП:

- нормы АП вторичны и производны от конституционно-правовых (в том числе множество норм носит подзаконный характер)

- нормы АП регулируют как внутриаппаратные, так и внеаппаратные отношения.

- регулируют общественные отношения, обязательным участником которого является орган испол. власти, либо его должностное лицо;

- носят императивный характер (в большинстве);

- большинство – это правила поведения

Классификация норм

- по целевому назначению (функций)

а) регулятивные; б) охранительные

- по содержанию

а) материальные; б) процессуальные: юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения ссор, конфликтов) \ процедурные (позитивные )

- по уровню обобщённости

а) общие; б) специальные

- по категоричности предписаний

а) императивные; б) диспозитивные; в) рекомендательные

- по методу воздействия

а) обязывающие; б) запрещающие; в) управомочивающие; г) поощрительные;

д) рекомендательные

- по масштабу

а) общефедеральные; б)устанавливаемые субъектами федерации; в)локальные

- по сроку действия

а) временные; б) постоянные

- по месту нахождения обязательности части нормы:

а) бланкетные; б) ссылочные

Реализация А-П норм

Реализация АПН – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования управленческих общественных отношений.

Способы реализации АПН:

1. Соблюдение – воздержание от запрещённых действий;

2. Исполнение – точное и неуклонное совершение определённых действий;

3. Использование – добровольное совершение правомерных действий;

4. Применение – состоит в принятии органами испол. власти актов управления.

Классификация А-П отношений

1. По содержанию:

- Материальнымиадминистративно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права.

- Административно-процессуальныенормы регламентируют равноправное отношение сторон – напр., в процессе производства по обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, а также в процессе разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях.

- Отношения административно-договорного характера– особый вид административно-правовых отношений, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По соотношению прав и обязанностей участников:

- властные или субординационные (по вертикали);

- взаимодействия или согласования (по горизонтали).

3. По характеру юридических фактов:

- отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами (действием или бездействием).

Государственное управление.

Государственное управление - это деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и различных формах, обеспечивающих существование гос-ва и решение сложных социальных проблем.

Инструменты (методы) реализации власти:

- Административные – нпа

- Экономические – налоговая политика, ставка рефинансирования ЦБ РФ

- Идеологические – соц. реклама, пропаганда

- Правовые – закон-во, правосудие, контроль,

- Неправовые

- Силовой ресурсы.

ПринципыГУ:

а) социально - политические

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления;

в) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления

Основные принципы формирования СГУ:

- принцип разделения властей.

- принцип комплементарности.

- принцип субсидиарности.

- принцип суверенности.

- принцип демократизма.

- принцип гомогенности.

ФункцииГУ:

· Внутренние (управление внутри государственной управляющей системы),

· внешние (влияние государственных органов на объекты управления),

· общие:

- организация (определение организационных положений, устанавливающих порядок управления, регламенты, нормативы, требования, ответственность и др.);

- прогнозирование и моделирование (научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов).

- планирование (определение цели, необходимых ресурсов, способов, сроков, форм и методов поэтапного контроля за действиями объекта).

- регулирование (через нормативно-правовые акты, государственный бюджет, государственные контракты, налоговую систему, стандарты, таможенные тарифы, определение приоритетов развития отраслей и др.).

- координация (обеспечивает согласование деятельности систем управления).

- контроль(направленный на обеспечение законности, дисциплины).

- мотивация, анализ

Предмет и структура АП

Предметом АПявляются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.

Система АП подразделяется на:

- Общую, включающую нормы, охватывающие управление в целом;

- Особенную, которая состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Институты:

- В общей части АП статус граждан и негосударственных организаций, институты, регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти, институты, обеспечивающие законность в деятельности исполнительной власти, институты, регламентирующие присуждение.

- В особенной части, институты, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а потом АП деятельность, орг-хоз-ную деятельность, соц-культурную деятельность и деятельность шлсударственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей

-

Метод АП

Метод административного права - это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Основными способами правового регулирования являются:

- Предписание - возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.

- Запрет - возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.

- Дозволение - предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.

- Метод равенства, согласования, рекомендаций, метод власти-подчинения.

Суть методов АП:

- Установление определенного порядка действий.

- Запрещение определенных действий.

- Предотвращение возможности выбора.

- Предоставление возможности совершать/не совершать действия.

Источники АП

Источники АП– различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.

К источникам административного права относятся:

1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ;

2) постановления палат Федерального Собрания, органов представительной власти субъектов РФ;

3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;

4) правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;

5) решения администраций органов местного самоуправления.

Понятие, структура и особенности норм АП

Норма АП – правила поведения, регулирующие административные правоотношения, нормы принципы, нормы дефиниции.

Структура норм - способ и форма взаимосвязи ее элементов.

- Гипотеза – указывает на обстоятельства, при наличии которых реализуется норма;

- Диспозиция – само правило поведения (выражается в предписании, запрете, дозволении);

- Санкция – меры ответственности.

Особенности норм АП:

- нормы АП вторичны и производны от конституционно-правовых (в том числе множество норм носит подзаконный характер)

- нормы АП регулируют как внутриаппаратные, так и внеаппаратные отношения.

- регулируют общественные отношения, обязательным участником которого является орган испол. власти, либо его должностное лицо;

- носят императивный характер (в большинстве);

- большинство – это правила поведения

Классификация норм

- по целевому назначению (функций)

а) регулятивные; б) охранительные

- по содержанию

а) материальные; б) процессуальные: юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения ссор, конфликтов) \ процедурные (позитивные )

- по уровню обобщённости

а) общие; б) специальные

- по категоричности предписаний

а) императивные; б) диспозитивные; в) рекомендательные

- по методу воздействия

а) обязывающие; б) запрещающие; в) управомочивающие; г) поощрительные;

д) рекомендательные

- по масштабу

а) общефедеральные; б)устанавливаемые субъектами федерации; в)локальные

- по сроку действия

а) временные; б) постоянные

- по месту нахождения обязательности части нормы:

а) бланкетные; б) ссылочные

Реализация А-П норм

Реализация АПН – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования управленческих общественных отношений.

Способы реализации АПН:

1. Соблюдение – воздержание от запрещённых действий;

2. Исполнение – точное и неуклонное совершение определённых действий;

3. Использование – добровольное совершение правомерных действий;

4. Применение – состоит в принятии органами испол. власти актов управления.


Наши рекомендации