Транснациональные преступления определяются отечественной доктриной как международно-противоправные деяния, нарушающие или создающие угрозу развитию международных отношений.
В отечественной доктрине эту категорию преступлений называют иногда либо "конвенционными", поскольку составы данной категории преступлений предусмотрены в международно-правовых конвенциях, либо "уголовными преступлениями международного характера", поскольку непосредственный объект этих преступлений имеет общеуголовный характер в смысле внутреннего права, но с иностранным элементом.
Как правило, транснациональные преступления совершаются физическими лицами и не связаны с политикой того или иного государства, а ответственность за их совершение наступает по внутреннему уголовному праву страны. Государства - участники конвенций по борьбе с определенными видами транснациональных преступлений обязаны криминализировать деяния, составы которых предусмотрены в международно-правовых актах, и предусмотреть санкции за их совершение.
Критерии отнесения того или иного преступления к категории транснационального указаны в Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности 2000 г. (ст. 3). Любое преступление носит транснациональный характер, если:
- оно совершено в более чем одном государстве;
- оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
- оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет свою преступную деятельность в более чем одном государстве; или
- оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
С конца XIX в. и до сегодняшнего дня на универсальном и региональном уровнях государствами заключено множество конвенций по борьбе с отдельными видами транснациональных преступлений. Наиболее значимыми из них, принятыми в последние годы, являются: Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Европейская конвенция об уголовно-правовой ответственности за коррупцию 1999 г.; Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности 2000 г. и протоколы к ней; Конвенция о киберпреступности 2001 г.; Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и др.
Уголовный кодекс Российской Федерации на сегодняшний день содержит более 60 статей, составы которых основаны на международно-правовых актах с участием нашей страны.
В докладе Генерального секретаря ООН на Восьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности транснациональные преступления были разделены на пять основных групп:
- террористические преступления транснационального характера (захват воздушных судов и другие незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; пиратство и др.);
- организованные на международной основе клановые преступления с главной целью получения доходов (незаконный оборот наркотиков; торговля людьми; организация нелегальной иммиграции; контрабанда оружием и похищенными транспортными средствами; распространение порнографии и эксплуатация проституции и др.);
- экономические преступления, предусматривающие осуществление операций и транснациональных действий в двух или нескольких странах (легализация преступных доходов; коррупция; фальшивомонетничество);
- транснациональная незаконная торговля предметами искусства, представляющими культурное и религиозное достояние нации;
- действия, которые путем загрязнения нарушают экологический баланс и состояние окружающей среды в более чем одной стране.
Одним из самых тяжких транснациональных преступлений сегодня является международный терроризм. По своей объективной характеристике это преступление настолько многоаспектно, что в мировой доктрине и практике до сих пор нет четкого правового определения состава этого деяния. Терроризм может выражаться как в захвате заложников, так и в угоне воздушных судов, как в совершении актов насилия против государственных деятелей и дипломатов, так и в разрушении каких-либо объектов: самолетов, морских судов, административных и жилых зданий. Однако, каким бы способом ни был совершен террористический акт, главной целью террористов всегда являются запугивание населения, создание атмосферы страха и оказание давления на третью сторону, которой чаще всего оказываются органы государственной власти и управления.
Еще одна особенность современного терроризма состоит в том, что сегодня совершение этого деяния в одиночку для него нехарактерно, и это преступление имеет все признаки организованной преступности.
9 декабря 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой терроризм рассматривается как собирательное понятие, охватывающее различные его проявления, запрещенные международными конвенциями.
Систему антитеррористических конвенций, образующих в совокупности универсальную международно-правовую основу борьбы с международным терроризмом, сегодня образуют 16 международных соглашений (13 конвенций и трех протоколов), которые открыты для участия всех государств-членов: это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г. (Токийская конвенция), касающаяся авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция), касающаяся захвата воздушных судов; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция), касающаяся актов авиационного саботажа, таких как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г., касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., касающаяся незаконного захвата и использования ядерных материалов; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., касающаяся террористической деятельности на борту судов; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1998 г., касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформах; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г., предусматривающая химическую маркировку для облегчения обнаружения пластических взрывчатых веществ; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., касающаяся использования взрывных или иных смертоносных устройств в местах общественного пользования; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.
В 2005 г. международное сообщество также внесло существенные изменения в три из этих универсальных документов, а именно были приняты поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, а также Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол к Протоколу по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
С 2000 г. в рамках Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по терроризму ведется разработка проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.
§ 5. Правовая помощь по уголовным делам
Одним из проявлений международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью является оказание государствами правовой помощи по уголовным делам. Согласно международным договорам правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности.
Таким образом, юридическим основанием оказания правовой помощи может быть либо международный договор, либо принцип взаимности.
Договорная регламентация правовой помощи по уголовным делам осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровнях. Универсальные конвенции по борьбе с отдельными видами международных и транснациональных преступлений, как правило, всегда содержат положения, регулирующие этот вопрос. Что касается региональных договоров, для России наиболее значимыми здесь являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Кроме того, наша страна имеет двусторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам со многими государствами мирового сообщества.
Большое значение для унификации законодательства государств в области взаимного оказания правовой помощи имеет Типовой договор о взаимной правовой помощи, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в качестве рекомендации в 1990 г.
В случае если в отношениях между государствами отсутствует договорно-правовая основа оказания правовой помощи, она может быть оказана в порядке взаимности. Принцип взаимности, как правило, подтверждается письменным обязательством государственного органа (например, Верховного Суда РФ, МИД РФ и др.) оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
Правовая помощь по уголовным делам включает в себя целый комплекс элементов, которые отдельно оговариваются при заключении договора.
Объем правовой помощи. В одних договорах четко очерчивается круг процессуальных действий, осуществляемых в порядке правовой помощи, но не ограничивается перечень уголовных дел, по которым такая помощь оказывается. В других объем процессуальных действий расширен за счет иных действий, связанных со сбором доказательств. Третьи соглашения ограничивают и объем правовой помощи, и перечень деяний, в связи с производством по которым она оказывается.
Типовой договор 1990 г. предусматривает стандартный объем правовой помощи, который может включать выполнение следующих процессуальных мероприятий:
- получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц либо содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний (международные договоры РФ устанавливают правила в отношении вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории России, для участия в уголовном судопроизводстве. Вызванные в Российскую Федерацию для допроса или производства с их участием других следственных действий свидетели, эксперты не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на территории России к уголовной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения Государственной границы РФ. Они не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства. Правовое положение иностранных свидетелей и экспертов определяется как УПК РФ, так и международными договорами РФ, которые устанавливают дополнительные гарантии прав этих субъектов российского уголовного судопроизводства);
- предоставление судебных документов (в соответствии с международными договорами в просьбе о вручении должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Если указанный в просьбе о вручении адрес оказался неполным или неточным, запрашиваемое учреждение в соответствии с законодательством своего государства принимает меры для установления точного адреса. Вручение документов осуществляется в соответствии с правилами, действующими в запрашиваемом государстве. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять. В случае непринятия такого документа вручение считается несостоявшимся);
- проведение розысков и арестов имущества (возможность производства обыска и выемок в порядке правовой помощи зафиксирована многими международными соглашениями РФ);
- обследование объектов и участков местности;
- предоставление информации и вещественных доказательств (международные договоры РФ закрепляют порядок и условия предоставления сведений о физических и юридических лицах, правда, объем предоставляемой информации неодинаков. Кроме того, договоры фиксируют меры по защите сведений о физических лицах);
- предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов.
Порядок взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными учреждениями юстиции. В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий направляется через:
- Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
- Министерство юстиции РФ - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
- Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
- Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.
Помимо УПК вопросы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами регулируются в РФ и другими документами. Международные договоры, в которых участвует РФ, закрепляют несколько вариантов осуществления взаимодействия правоохранительных органов. Как правило, такое взаимодействие осуществляется через центральные правоохранительные органы, но могут быть и исключения. Например, некоторые договоры предусматривают единый для всех учреждений и всех категорий запросов порядок сношений - через Министерство иностранных дел, т.е. по дипломатическим каналам. Запросы об оказании правовой помощи могут также исполняться при посредничестве Интерпола или другой международной организации.
Международные договоры РФ устанавливают перечень реквизитов поручения о правовой помощи. В запросе должны содержаться: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
При составлении поручений используются государственные языки сторон, в отдельных случаях может быть предусмотрено использование нескольких языков. В договорах иногда содержится также указание на сроки исполнения поручения.
Отказ в правовой помощи. Исходя из особенностей национального законодательства и собственных интересов, государства в договорах об оказании правовой помощи предусматривают основания для отказа в ее исполнении. Следует различать общие и специальные основания отказа в правовой помощи.
Общие основания отказа относятся к любым действиям, в отношении которых поступила просьба о правовой помощи. Например, правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой стороны; если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона рассматривает в качестве политического преступления; если расследование связано с религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью лица; если выполнение просьбы может нарушить международно-правовые принципы уголовного процесса.
Специальные основания отказа в правовой помощи относятся к конкретным процессуальным действиям, в отношении которых поступил запрос.
§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников и передача
осужденных для отбывания наказания в государство
гражданства
В отечественной доктрине под выдачей (экстрадицией) понимается основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.
В международном праве различают три вида выдачи: а) выдача для уголовного преследования; б) выдача для исполнения приговора; в) выдача на время.