Раздел 4. Организация и проблемы контроля за исполнением управленческих решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления

Тема 4.1. Сущность, виды и методы контроля за исполнением управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления

Понятие и сущность контроля исполнения управленческих решений. Задачи и принципы организации контроля. Виды и используемые методы контроля.

Тема 4.2. Организация контроля за исполнением управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления

Организация контроля исполнения решений органов государственного и муниципального управления. Проблемы контроля за исполнением управленческих решений на современном этапе.

IV. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

4.1. Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Концепция власти в управлении организацией, понятия: власть, влияние, харизма, лидерство, сила власти.

2. Делегирование управленческих полномочий в процессе принятия управленческих решений.

3. Подходы к распределению полно­мочий в организациях: единоначалие и поглощение пол­номочий.

4. Централизация и децентрализация процесса разработки решения.

5. Власть и организационная иерархия в качестве внерыночных средств принятия управленческих решений.

6. Процедурный характер принятия управленческих решений и его коллективистское измерение.

7. Понятие и сущность управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.

8. Виды управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.

9. Этапы процесса подготовки и реализации решений в органах государственной власти и местного самоуправления.

10. Организационная система, управленческая задача, характерные особенности решений органов государственной власти и местного самоуправления.

11. Сущность подготовки управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.

12. Методы подготовки управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.

13. Особенности подготовки управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.

14. Общий порядок подготовки распорядительного документа представительным и исполнительным органами власти.

15. Необходимость информационно-аналитической поддержки принимаемых решений, ее суть, проблемы.

16. Информационное обеспечение управленческих решений органов государственной власти и местного самоуправления.

17. Организационно-аналитическая поддержка решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления.

18. Сущность подготовки сложных единоличных решений органами государственного и муниципального управления.

19. Принципы подготовки сложных единоличных решений органами государственного и муниципального управления.

20. Типовая структура подготовки сложных единоличных решений органами государственного и муниципального управления.

21. Сущность контроля исполнения управленческих решений в орга­нах государственного и муниципального управления.

22. Задачи контроля исполнения управленческих решений в орга­нах государственного и муниципального управления.

23. Принципы организации контроля исполнения управленческих решений в орга­нах государственного и муниципального управления.

24. Виды контроля исполнения управленческих решений в орга­нах государственного и муниципального управления.

25. Методы контроля исполнения управленческих решений в орга­нах государственного и муниципального управления.

26. Проблемы контроля исполнения решений органов ГМУ.

4.2 Тесты для промежуточного контроля по дисциплине

1. По какому классификационному признаку решение органов государственной власти и местного самоуправления считается инициативным:

1.1. По субъекту принятия решения.

1.2. Исходя из степени свободы действий.

1.3. В зависимости от причины возникновения?

2. В состав каких документов администрации входит положение о принятии решений в чрезвычайных условиях:

2.1. Распорядительные.

2.2. Организационные.

2.3. Организационно-распорядительные.

3. Процесс подготовки решений органами государственной власти и местного самоуправления содержит:

3.1. Одинаковое число этапов по сравнению с типовой методикой.

3.2. Отличается по числу этапов и их содержанию.

3.3. Содержит меньше число этапов принятия решения.

4. С чего начинается работа по составлению проекта распорядительного документа:

4.1. С определения круга должностных лиц по его подготовке.

4.2. С формулирования цели и задач реализации решения.

4.3. Со сбора информации для подготовки проекта решения?

5. Характеристики, которые не подвластны прямому воздействию внешней среды, называются:

5.1. Фазовыми переменными.

5.2. Управляющими параметрами.

5.4. Основными параметрами системы.

6. Закончите список особенностей организационного управления, осуществляемого органами государственной власти и местного самоуправления:

6.1. Неаддитивность отношений.

6.2. Неопределенность ситуации.

6.3. Многокритериальность выбора.

6.4. …

6.5. …

6.6. …

6.7. Влияние фактора времени.

7. Закончите перечень этапов структуры подготовки и принятия единоличного сложного решения в органах государственной власти и местного самоуправления:

7.1. Оценка обстановки.

7.2. …

7.3. …

7.4. …

7.5. Принятие решения.

8. В чем состоит отличие операции формирования замысла от операции формирования проекта решения (исключите неверное):

8.1. Уровень интеграции используемых данных.

8.2. Необходимость прохождения разных организационных этапов подготовки.

8.3. Разный состав лиц, работающих над замыслом и проектом решения.

9. По какой поговорке можно оценить главное в искусстве принятия решения:

9.1. Поспешишь – людей насмешишь.

9.2. Все хорошо в свое время.

9.3. Тише едешь – дальше будешь?

10. Ранжируйте по степени глубины следующие высказывания:

10.1. Контроль – это процесс, объединяющий достижение целей администрации.

10.2. Контроль – важнейшее звено системы управления.

10.3. Контроль – функция управления, отвечающая за действенность принимаемых решений.

10.4. Контроль – средство достижения конкретности и компетентности руководства.

V Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах: учебник для вузов / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. – СПб: Питер, 2009. – 480 с.: ил.

2. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник / Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 2008.

3. Лифшиц, А.С. Управленческие решения: учеб. пособие / А.С. Лифшиц. – М.: КНОРУС, 2009. – 248 с.

4. Ременников, В.В. Разработка управленческого решения : учеб. пособие / В.В. Ременников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 140 с.

5. Юкаева, В.С. Управленческие решения: учеб. пособие / В.С. Юкаева. – 4-ое изд. – М.: Дашков и К, 2008.

Дополнительная литература:

Асаул, А.Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса / А.Н. Асаул, И.П. Князь, Ю.В. Коротаева; под ред. А.Н. Асаула. – СПб.: ИПЭВ, 2007.

6. Балдин, К.В. Риск-менеджмент: учеб. пособие / К.В. Балдин. – М.: Эксмо, 2006.

7. Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник / О.И. Ларичев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос: Физматкнига, 2006.

8. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учеб. пособие / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006.

9. Смирнов, Э.А., Аникеева, О.Б. Женщины России и мира на уровне разработки и принятия решений // Государственная власть и местное самоуправление, 2008, №7.

10. .Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Чудновская, С.Н. Управленческие решения: учебник / С.Н. Чудновская. – М.: Эксмо, 2007.

12. Рекомендуемые периодические издания:

«Проблемы теории и практики управления»

«Власть»

«Управление персоналом»

«Чиновник»

«Городское управление»

VI Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

а) программное обеспечение:Изучение дисциплины предполагает проведение лекционных занятий с использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint.

б) техническое и лабораторное обеспечение

При изучении основных разделов дисциплины, проведения семинарских занятий студенты используют компьютерное оборудование, информационную среду Интернет.

VII МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации преподавателю

Экзамен является заключительной формой внутривузовского контроля знаний студентов. Целью проведения экзамена является выявление уровня знаний, навыков и умений применительно к конкретной дисциплине в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к получаемой в ВУЗе специальности.

К экзамену допускаются студенты, освоившие программу курса и выполнившие установленный кафедрой и деканом (учебной частью) перечень контрольных мероприятий.

На экзамен выносятся наиболее существенные, узловые вопросы из программы курса. В билете 2 вопроса, в том числе один из вопросов может отражать степень усвоения практических навыков. Экзаменационные вопросы обсуждаются на заседании кафедры за 1-1,5 месяца до начала сессии. Периодически (не реже одного раза в 2-3 года) экзаменационные вопросы пересматриваются и обновляются.

Экзамен по дисциплине принимает преподаватель, прочитавший курс лекций. В случае его отсутствия по болезни или другой уважительной причине прием курсового экзамена может осуществить другой преподаватель, но при обязательном согласии заведующего кафедрой и деканата. При проведении экзамена студентам разрешается пользоваться «Программой дисциплины», методическими пособиями.

За один - два дня до экзамена экзаменатор проводит консультацию, где он может осветить наиболее трудные для восприятия проблемы курса, а так же ознакомить студентов с порядком проведения экзамена (времени и места его проведения, наличии методических пособий и т.д.).

При непосредственном приеме не рекомендуется перебивать студента, но можно задавать уточняющие и наводящие вопросы. На проведение экзамена отводится до 30 минут. Время на ответы по вопросам билета студент распределяет по своему усмотрению. В конце ответов экзаменатору целесообразно указать студенту на ошибки, упущения и неточности, допущенные при ответе. Окончательная оценка может учитывать не только ответы студента на вопросы экзаменационного билета, но и его активность в познании учебного материала в течение семестра.

Методические рекомендации студенту

На лекции, исходя из общего числа аудиторных часов, предусмотренных программой, выделено 6 часов.

При подготовке к лекции студенты должны предварительно ознакомиться с учебным материалом по данной теме и при конспектировании лекции акцентировать внимание на новых теоретических положениях, правовых и иных данных, не нашедших отражения в учебной литературе.

На семинарские занятияв соответствии с программой выделено 4 аудиторных часа.

Цели семинарского занятия состоят в развитии у студентов:

- навыков самостоятельной работы с учебной литературой;

-умения осмыслить и проанализировать изученный материал.

Семинарские занятия проводятся в форме групповой дискуссии. Дискуссия может быть организована как между отдельными студентами или парами студентов (мини-группами), когда практически каждый студент имеет возможность высказать свое мнение, так и между группами (3-5 человек), каждая из которых готовится к семинару, подбирая определенные подходы или точки зрения к решению поставленных преподавателем в плане занятия проблем.

Программа курса отводит 98 часов для самостоятельной работы студента. Предполагается, что эти часы будут заполнены подготовкой к семинарским и практическим занятиям, посещением библиотек, чтением учебников, статей и монографий, просмотром материалов в электронных библиотеках, базах данных и в Интернете.

Желательно сразу же настроиться на систематическую самостоятельную работу, четко распланировать время, которое можно уделить учебной дисциплине, и постараться выдерживать этот план.

Самостоятельная работа требует изучения законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющихся по данной проблематике, научных исследований, статей, аналитических обзоров, специализированных изданий, периодической печати. Накопленные студентами знания по теме семинарского занятия могут быть отражены в форме доклада, проблемного сообщения, иного самостоятельного выступления, а также дополнения сообщений студентов, выступавших в ходе дискуссии по вопросам семинара.

Кроме того, она расширит общекультурный и научный кругозор и поможет стать действительно образованным человеком, широко мыслить и уметь формулировать свои идеи.

Требования ( показатели) к уровням освоения программы

«Отлично»(«5») - студент глубоко и полно владеет содержанием учебного материала и понятийным аппаратом; умеет связывать теорию с практикой, иллюстрировать примерами, фактами, данными научных исследований; видит межпредметные связи, предложения, способен делать выводы логично, четко. Ясно и кратко излагает ответы на поставленные вопросы; умеет обосновывать свои суждения и профессионально-личностную позицию по излагаемому вопросу. Ответ носит самостоятельный характер.

«Хорошо»(«4») — ответ студента соответствует указанным выше критериям, но содержание ответа имеет отдельные неточности (незначительные ошибки) в изложении теоретического и практического материала, отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обоснованностью и полнотой; допущенные ошибки исправляются студентом после дополнительных вопросов экзаменатора.

«Удовлетворительно»(«3») - студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает существенные ошибки в определении понятий, формулировке положений, не привлекает для аргументации ответа основные положения, концептуальных и нормативных документов, не умеет обосновать свои суждения; наблюдается нарушение логики изложения. Ответ отличается низким уровнем самостоятельности, не содержит собственной профессионально - личностной позиции.

«Неудовлетворительно» («2») - студент имеет разрозненные, бессистемные знания: не умеет выделять главное и второстепенное; допускает ошибки в определении понятий, формулировке теоретических положений, искажающие их смысл; не ориентируется в нормативно-концептуальных, программно-методических, исследовательских материалах, беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет применять знания для обоснования и объяснения фактов, не устанавливает межпредметные связи.

Результаты проведения экзамена отражаются в соответствующей ведомости, которая в день проведения экзамена сдается в учебную часть.

Студент, дважды подряд получивший неудовлетворительную оценку, сдает экзамен, только комиссионно. В состав такой комиссии входят: преподаватель-экзаменатор, заведующий кафедрой и представитель деканата (учебной части). В случае неудовлетворительной комиссионной пересдачи экзамена материалы направляются в деканат для представления об отчислении его из числа студентов.

Студенты, по уважительной причине не явившиеся на экзамен, должны получить в деканате (учебной части) разрешение на его сдачу и согласовать с экзаменатором время проведения экзамена.

Наши рекомендации