Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.
Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.
Причины юридических коллизий могут быть:
объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.
Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:
между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);
между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);
между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);
между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);
между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);
между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).
Существует несколько способов разрешения коллизий:
отмена старого акта;
принятие нового акта;
внесение изменений в действующие акты;
систематизация законодательства; деятельность судов;
референдумы;
переговоры через согласительные комиссии;
толкование и др.
Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.
Толкование норм права.
Толкование норм права- деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти.
Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.
Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, так как применение права — одна из основных их обязанностей, та форма, в которой воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами.
Цель толкования — правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующие нормы. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе.
Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление. Его можно рассматривать в двух аспектах.
1) процесс мышления лица, изучающего правовую норму, уяснение смысла нормы и его объяснение.
2) разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель — обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме предлагаемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.
В первом случае речь идет о различных приемах уяснения норм права — текстовом, (т.е. осмысление текста нормативного акта, необходимо установить основное значение слов, их смысловой оттенок, далее становление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений; исследование технико-юридических средств и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме, изучение специальных терминов (как обыденных, общеупотребительных терминов( например, доказательство, подозреваемый), и специальные юридические термины (истец, дознание и др).систематическом (необходимо проследить и раскрыть все юридические связи нормы и ее опосредования, для этого нужно проанализировать другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, что позволяет всесторонне рассмотреть первую норму без изменения ее содержания) историко-политическом (исследование социального значения нормы, ее целей, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание; при данном толковании используются все материалы опубликованные в СМИ, а также данное толкование помогает выявить нормы отмененные, и утратившие свое значение).
Во втором случае рассматриваются такие виды толкования, как официальное (дается уполномоченными на то органами) и неофициальное (осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, данное толкование не носит обязательного характера). Официальное может быть нормативным(т.е. официальное разъяснение для всех лиц и органов, подчиненных органу производящему толкование) и казуальным( толкование которое дается каким-либо компетентным органом, например судебным, для правильного решения дела). Нормативное в свою очередь делится на аутентическое (толкование самим органом издавшим акт, в РФ могу такие разъяснения давать Президент, Правительство, и другие правотворческие органы)и легальное (толкование в форме инструкций особыми органами в силу представленных им специальных полномочий (например Конституционный суд РФ).Неофициальное- выделяет обыденное толкование( т.е. гражданами в быту), профессиональное (компетентное) (разъяснение закона адвокатом или юрисконсультом), материалы обсуждения и принятия законопроектов (доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы), и доктринальное толкование (осуществляется наукой права, специальными научными учреждениями, учеными).
Толкование норм права приводит к ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ- т.е. деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права.
Имеет 3 основные функции:
1)правонаправляющую-практика определяет общее русло для становления и развития права,
2)правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, и содержание отдельных норм
3)сигнально-информационную- практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствование или отмене.