Внутренняя и внешняя политика Александра III

Революционная ситуация 1879-1881 гг. выразилась в подъеме крестьянского, рабочего, революционного, либерального движений. Брожение охватило не только "низы", но и "верхи". Начав политику лавирования, Александр II создал специальную комиссию во главе с Лорис-Меликовым, занявшим в 1880 г. посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, которая должна была выработать проекты преобразований по ряду вопросов. Лорис-Меликов составил план комиссии выборных от земств для участия в разработке законопроектов. Фактически этот план, получивший название "конституция Лорис-Меликова", в случае его принятия означал бы решительный шаг на пути к введению парламента и конституции.

Однако убийство 1 марта 1881 г. народовольцами Александра II коренным образом повлияло на дальнейшую внутреннюю политику самодержавия. Приход к власти Александра III означал новый поворот от дальнейшего либерального реформизма к реакции.

8 марта 1881 г. на совещании в Совете министров новый царь Александр III (1881-1894 гг.) высказался против проекта Лорис-Меликова. Обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев поддержал царя и потребовал урезать права земств. 29 апреля 1881 г. был опубликован манифест, в котором заявлялось о "незыблимости самодержавия" и "первенствующей роли дворянства". Лорис- Меликов и министры –"либералы" ушли в отставку.

Летом 1881 г. утверждено "Положение", согласно которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении и каждый житель - подвергнут аресту и высылке без суда или предан военному суду.

Численность корпуса жандармов была увеличена. Широкое распространение получили отделения по охранению порядка и общественной безопасности ("охранка"), в работе которых активно использовались агенты и провокаторы.

Местная администрация могла закрывать учебные заведения, предприятия, органы печати, приостанавливать деятельность земств и городских дум.

В середине 80-х гг. окончательно утвердился новый курс, отличавшийся усилением административных начал, постоянной конфронтацией с земствами, нарушением законов. Эта политика была оформлена в ряде законодательных актов, получивших в историографии название "контрреформ".

Контрреформы в печати и просвещении. Первыми жертвами стали печать и просвещение. В 1882 г. была восстановлена предварительная цензура, установлен строгий административный надзор за газетами и журналами. В 1883- 1884 гг. закрыты все радикальные и многие либеральные издания - журналы "Отечественные записки" и "Дело", газеты "Голос" и "Земство". Введением нового университетского устава 1884 г. ликвидирована автономия университетов, усилен дисциплинарный надзор за преподавательским составом и студентами. В пять раз увеличилась плата за обучение. Указом 1887 г. “О кухаркиных детях" запрещался прием в гимназии детей низших сословий.

Аграрный вопрос. Активной политикой в аграрной сфере правительство старалось затормозить разложение крестьянства. Чтобы сохранить податную платежеспособность крестьянского двора и общины, самодержавие в конце 80-х - начале 90-х годов издало серию законов. Они закрепили общину как податную единицу, затрудняли выход из нее крестьян, а также переделы, продажи и сдачу в аренду крестьянских земель, разделы крестьянских семей и связанные с ними разделы земли. В то же время самодержавие принимает законы, направленные на укрепление дворянства, на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. Этой цели служило учреждение Крестьянского и Дворянского банков, ограничения в переселении крестьян.

Контрреформы управления. В области управления венцом реакционной политики стало учреждение в 1889 г. должности земских начальников. Эти чиновники назначались правительством обязательно из дворян, обладали большой административной и судебной властью и контролировали деятельность крестьянского самоуправления, а также других непривилегированных сословий - мещан, ремесленников, местной интеллигенции.

Вслед за этим были проведены земская и городская контрреформы. Обеспокоенное либерально-оппозиционным земским движением на рубеже 70-80 гг., самодержавие урезало избирательное право с тем, чтобы обеспечить максимальный перевес дворян в органах земского и городского самоуправления. Полномочия земств были еще более ограничены, контроль администрации над ними - усилен.

В национальной политике проявлялась насильственная русификация, религиозный гнет, антисемитизм.

Историческое значение контрреформ состояло в том, что самодержавие попыталось укрепить свою социальную базу - класс помещиков, позиции которого оказались подорваны объективными условиями развития капитализма в стране. Однако контрреформы так и не смогли ликвидировать и исправить "роковые ошибки" 60-х гг. (буржуазные реформы периода правления Александра II).

Культура России в XIX в.

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения.

Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III. Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ "о кухаркиных детях" снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ.

Большие успехи были достигнуты в высшем образовании - количество университетов к концу века достигло десяти. Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах.

Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений.

Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения.

П.Л. Чебышев ввел в математическую науку новые понятия, основал свою школу.

Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г.Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта.

Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая.

Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература. Литературная критика в лице Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского отстаивала принципы связи литературы с жизнью. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство.

Во второй половине XIX в. расцвело творчество целой плеяды выдающихся мастеров: Тургенева, Гончарова, Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Подлинным демократизмом пронизаны произведения Некрасова - поэта, редактора журналов "Современник" и "Отечественные записки".

В 80-х гг. появляются новые литературные дарования - Короленко, Чехов. Среди поэтов широко известны Майков, Полонский, Фет, А.К. Толстой. Драматургия представлена такими выдающимися творцами, как Островский, написавший около 50 пьес, и Чехов, буквально ворвавшийся на театральные подмостки в конце века.

Вторая половина XIX в. стала временем бурного расцвета музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество "могучей кучки" - композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки. Наиболее выдающиеся произведения - "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка", "Садко", "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина.

Несколько позже, в 70-х - начале 90-х гг. расцветает талант Чайковского. Оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", симфонические и камерные произведения поставили Чайковского в ряд гениев мировой культуры.

Рубинштейн, выдающийся пианист, автор оперы "Демон" и вокального цикла "Персидские песни", основал первую в России Петербургскую консерваторию.

В 80-е и особенно 90-е гг. появляется новое поколение композиторов - Танеев, Лядов, Глазунов. На конец века приходится расцвет творчества Рахманинова и Скрябина.

Ведущее место занимают Московский Малый театр и Александринский театр в Петербурге. Самой знаменитой артисткой стала Ермолова (Малый театр).

Особое значение в развитии русской живописи приобрело создание в 1870- 1871 гг. "Товарищества передвижных художественных выставок", объединившего многих художников России. Наиболее известными среди них были - И.М. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, Н.А. Ярошенко. Произведения "передвижников" отразили любовь к России, к ее народу и истории.

В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).


Наши рекомендации