Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
Ломоносов - теоретик русского классицизма
Для успешного развития русской литературы необходимо решение двух первоочередных задач:
· преобразовать систему стихосложения;
· реформировать литературный язык.
«Письмо о правилах российского стихотворства»:
силлабо-тоническая система стихосложения утверждается как «природная» для русского языка.
«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»:
учение о «трех штилях».
Сущность данного учения заключается в том, что Ломоносов выделил в русском языке 3 группы слов:
- к первой группе относятся старославянские, редко употребляемые, но понятные каждому;
- ко второй - старославянские, употребляемые и в русском языке;
- к третьей группе - разговорные слова.
С точки зрения Ломоносова, в произведениях
- высокого стиля (поэма, ода, трагедия) нужно использовать слова первых двух групп;
- среднего стиля (научное сочинение, стихотворные послания друзьям) – второй и третьей групп;
- низкого стиля (комедия, эпиграмма, басня, дружеское письмо) – третьей группы.
Ломоносов-стихотворец
Жанровая структура творчества: обращался к жанрам героической поэмы и героической идиллии, переводил псалмы, писал сатирические стихотворения, эпиграммы, притчи, оды, был автором трагедий.
Жанр оды как центральный жанр в творчестве Ломоносова
К «Письму о правилах российского стихотворства» поэт приложил оду «На взятие Хотина», в которой он попытался воплотить все декларируемые им постулаты.
Жанр оды позволил поэту соединить в одном произведении лирическое и публицистическое начала, поставить вопросы, имевшие государственное значение, облечь их в образную форму, многократно усиливающую воздействие заложенной в стихотворении идеи на читателя.
Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол ея Величества Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
· посвящена историческому лицу, прославляемому как мудрый монарх, деяния которого направлены на процветание России.
· написана высоким торжественным стилем;
· использованы аллегории;
риторические вопросы;
восклицания;
аналогии с образами античности.
· на первый план выдвигается величественный образ России: панегирик становится размышлением о перспективах развития нации, о настоящем и будущем ее культуры.
Поэтический цикл «Разговор с Анакреоном»: высшей целью и высшим благом для истинного художника является обращение к образу «возлюбленной Матери» - Родины: величавой, духовно богатой, процветающей и могущественной.
Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816)
Роль Державина в развитии русского классицизма
1) обновил литературную систему классицизма, приблизив классицистическую поэзию к реальной жизни, решительно отступил от канонов классицизма, перенося античные образы в атмосферу жизни русского человека конца XVIII века, обращаясь к будням, узнаваемым деталям быта;
2) в области стиля достиг «необыкновенного соединении самых высоких слов с самыми низкими и простыми» (Н.В. Гоголь);
3) создал глубоко новаторского образа человека в его неповторимой индивидуальности, как внешней, так и внутренней.
Державин-поэт
«Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице» (адресована Екатерине II)
- отказывается от использования исключительно высокого стиля;
- сочетает оду с сатирой, противопоставляя просвещенного монарха и «порочного мурзу»;
- создает образ Екатерины как многоплановый образ, вбирающий черты государственного деятеля и частного лица. Она предстает как мудрая монархиня, но объектом восхищения лирического героя Г.Р. Державина является, прежде всего, ее душа, исполненная добродетелей;
- вводит мощное автобиографическое начало;
- вписывает картины частной жизни в хвалебную оду.
Стихотворение «Властителям и судьям» как образец гражданской лирики (переложение текста 81 псалма)
- характерен ярко выраженный обличительный пафос. В противовес эпически спокойному строю библейского песнопения в стихотворении Державина звучит гневная отповедь «земным богам», поэт высказывает глубокое неудовлетворение существующей властью, которая плодит на земле «лихоимство и насилие», напоминает сильным мира сего об их обязанностях перед подданными.
Стихотворение «Памятник»
- воплощена центральная идея философской лирики Державина: необходимость сохранения веры в несокрушимое достоинство человеческой жизни и искусства вопреки всем превратностям судьбы.
2.3 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение– это идейное движение, которое получило распространение в Западной Европе и Северной Америке в XVII-XVIII веках. Эпоха Просвещения в России наступает со второй половины XVIII века.