Упражнение 2 «Пластическое изображение гнева».
Цель:научить детей адекватно выражать гнев с помощью своего тела (жесты, позы и др.).
Попросить встать детей в произвольную позу и подумать о той ситуации, которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.
Попросить сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях тела они наиболее явные.
Попросить совершать движение таким образом, чтобы максимально выразить те чувства, которые они испытывают.
Обсудить с детьми: легко ли было выполнять упражнения; в чем они испытывали затруднение; что они чувствовали во время выполнения упражнения; изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.
Упражнение 3.Рецепт «Как можно сделать ребенка агрессивным».
Цель: помочь детям разобраться в том, что они называют «агрессивным поведением»; разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
Инструкция. Попросить детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит. Написать на бумаге рецепт, следуя которому, можно создать «агрессивного ребенка», а также нарисовать портрет такого ребенка.
- Зачитать свои рецепты и изобразить агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, какой у него голос).
- Обсудить с детьми: что им нравится в агрессивном ребенке; что не нравится; что бы они хотели изменить в таком ребенке.
- Попросить детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе? Знают ли они детей, которые бывают агрессивными. Как они считают, почему люди бывают агрессивными? Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решить проблему другим способом? Как ведет себя жертва агрессии? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
Упражнение 4. Релаксация «Апельсин».
Цель: научить ребенка управлять своим гневом; снизить уровень личной тревожности.
Инструкция. Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросить детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они его возьмут в руку и начнут выжимать сок. Рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.
Разожмите кулачек, откатите апельсин, ручка теплая, мягкая, отдыхает. Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза.
«Рефлексия». Ритуал прощания.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень
приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать
ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу.
Занятие 9. «Поведение в конфликте»
Цель: тренировка умения взглянуть на конфликтную ситуацию с разных точек зрения и выработка навыков по их эффективному разрешению.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Методика «Шкатулка для крика»
Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «шкатулочке для криков» и как можно громче прокричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятий. После занятия ребята могут забрать свой крик обратно.
Ритуал приветствия.
Основная часть
Сегодня мы поговорим о конфликте. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
Правила предупреждения конфликтов.
•Не говорите сразу с возбуждённым человеком;
•Прежде чем сказать о неприятном постарайтесь создать доброжелательную
атмосферу, отметьте заслуги и хорошие дела человека;
•Постарайтесь посмотреть на проблему иначе, поставьте себя на место другого человека;
•Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение,
не скупитесь на похвалу и добрые слова;
•Умейте заставить себя промолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.