Каждый из которых располагал одним, а то и несколькими «законными» наследниками престола — уж этого-то добра в мусульманских странах всегда хватало.

В XIV веке религиозный фанатизм не был столь популярен, как а наши дни.

Он знал везира Омара еще со времен Абу Инана и сохранил свой министерский пост, получив прибавку к жалованью; можно предположить, что заговор Омара не был тайной для Ибн Хальдуна. Так, заговор за заговором у Ибн Хальдуна начала складываться репутация «мусульманского Макиавелли».

Для реальной карьеры Ибн Хальдуну надо было сохранить верность предыдущему султану, разоблачить заговор своего друга Омара, да еще суметь при этом очернить Ибн Марзука... но как раз этого Ибн Хальдун никогда и не умел.

Ибн аль-Хатиб (1313-1374) — арабский ученый, философ и государственный деятель, придворный эмира Гранады Мухаммада V, написавший среди прочих книг биографию Ибн Хальдуна.

Почему беду, станет ясно буквально через страницу.

Он прожил еще 52 года, успев за это время полностью поменять образ жизни и наконец всерьез заняться историей и философией, которые и были его истинным призванием.

Как вы, наверное, заметили, с этой Биксры, как и с Дона, выдачи не было; а все потому, что территория вокруг Биксры принадлежала кочевому племени дававида, периодически поддерживавшему того или иного султана, но сохранявшего полную независимость. Ибн Хальдун был в хороших отношениях с вождями этого племени и пользовался на его территории не только неприкосновенностью, но и немалым авторитетом.

' Мы понимаем, что вся эта история все больше становится похожа на сказку из « Тысячи и одной ночи», но таковы уж были реалии тогдашней Северной Африки. Постоянные войны и смены правителей сопровождались

Значительными потерями среди образованных людей, и найти себе толкового хаджиба было не так-то просто. А если учесть хорошие отношения Ибн Хальдуна с племенем дававида, то он и вовсе оказывался нарасхват,

В своем дневнике Ибн Хальдун регулярно сетует на «интриги врагов», демонстрируя тем самым совершенно неприемлемую для придворного беспомощность перед нормальной конкуренцией вассалов. К счастью для себя, Ибн Хальдун оказался достаточно умен, чтобы вовремя прекратить попытки бороться за Власть, не умея этого делать.

Которого, как и хафсидского правителя, захватившего Бужи, звали Абу-ль-Аббас; мо поскольку п нашей истории он не играет никакой роли, мы не станем запутывать читателя лишними подробностями,

Главная книга Ибн Хальдуна, п которой мы подробно расскажем во второй части.

Как мы уже писали, имя Ибн Хальдуна стало в арабской традиции столь же нарицательным, как имя Макиавелли — а европейской.

! Именно по этой причине бизнесменам не место в гос управлении: они слишком часто меняют правила. В США, кстати, власть так устроена, чтобы некоторым бизнесам можно было правила немножко нарушать, именно из-за этого они более эффективны, чем другие страны.

; Или же властная группировка переходит к «ручному управлению» источ н ик ами своих доходов,

Разницу между управлением «в один уровень» и в «три уровня» можно легко понять на простом эксперименте. Возьмите волейбольный мяч и стучите им по полу, отбивая вниз при каждом отскоке. Никаких проблем, верно? А теперь касайтесь его только на каждом третьем отскоке. Раз, другой — и вот уже мяч укатился далеко в угол. Вот так и в управлении!

И это даже гордо называют «шоковой терапией»!

Вспомните, что помогло в конечном счете Ибн Хальдуну!

Чести, идеологии, представлении о самом себе как о высшем существе и так далее.

1 Например, в случае серьезного экономического или военного кризиса, когда возникает угроза самому существованию элиты. Выдержать такие испытания способны лишь элиты с развитой политической культурой, включающей в себя понимание опасности «ручного управления»,

Классический пример — Великая французская революция, когда народившаяся буржуазная элита попробовала поуправлять Францией в соответствии со своими представлениями о правильном обществе. Гильотина не знала отдыха.

Нужно понимать разницу между обычной передачей имущества и должностей по наследству и Егаспедственной элитой как социальным институтом. Наследственная элита — это когда философ Бертран Рассел (1872-1970) приходится прямым потомком графу Эдварду Расселу (1653-1727), одному из «семи бессмертных», призвавших Вильгельма Оранского на английский престол. Имущество и должности без соответствующего воспитания гг поддержки от других членов элиты ничего не значат: дети выбившихся в люди родителей, как правило, проматывают отцовские состояния, и следующее поколение снова опускается на дно; отсюда известная английская поговорка: «От деревянных башмаков до деревянных башмаков — три поколения» (в России она известна по американскому переводу: «От бедности до бедности», но версия с деревянными башмаками куда доходчивей).

Хотя этот закон Власти известен уже несколько сотен лет, в каждом веке появляются люди Власти, проверяющие его на прочность. Вернуть Европу к монархическому правлению в XIX веке пытался Наполеон, в XX веке — Гитлер, XXI век еще ждет своего Великого Вождя. Однако каждый раз род о-племенной тип власти оказывался прочнее.

‘ Настолько сложные, что в социологии до сих пор идет спор между «элитистами», обнаруживающими в США наследственную элиту, и «плюралистами», отрицающими ее существование. Подробнее об этом во второй части.

Наиболее показательный пример — инвестиционные фонды. Вместо прямого владения корпорациями американские богачи стали покупать их от имени фондов, анонимность вкладов в которые защищена законодательством, 1аким образом, реальные владельцы большинства мировых компаний попросту неизвестны: везде среди акционеров какие-то фонды, которые всего лишь держат акции в интересах анонимных клиентов.

1 На этой книге, «Ирония демократии», регулярно переиздающейся в США с 1966 г., выросло уже несколько поколений студентов, на 2016 год запланировано очередное, уже 17-е, издание. Поэтому мы и называем ее классическим учебником.

Как он был нарушен в середине XIX века, в результате чего началась весьма кровопролитная Гражданская война, Г1о некоторым признакам (мировой экономический кризис, поляризация политического спектра) очередное нарушение консенсуса уже на подходе.

Кофи Аннан (р. 1938) — международный (родился в Гане, образование получил в Швейцарии и США, работал в ООН и в Египте) дипломат, первый чернокожий Генеральный секретарь ООН (1997-2006).

Коджо Аннан (р. 1973, Женева) — сын Кофи Аннана от первого брака (с нигерийкой Гиги Алакиджа),

Сталину тогда, кстати, никто ничего не сказал по очень простой причине: Балггенберги были посредниками по поставке американских товаров через Швецию Гитлеру. Кстати, одним из главных американских спонсоров Гитлера был Прескотт Буш — дедушка Буша-мл. Как говаривал Воланд: «Как причудливо тасуется колода!»

Наши рекомендации