Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
Государства, в которых долгое время господствовали тоталитарные режимы власти, отличаются от тех, где уже на протяжении многих лет развиваются демократические формы правления. К странам с посттоталитарными режимами относятся страны бывшего СЭВ, а также все государства, созданные на основе республик СССР. В отличие от стран Центральной и Восточной Европы, которые ранее были суверенными государственными образованиями с цельной экономикой, во всех новых государствах, созданных на территории бывшего СССР, происходят сложные процессы, поскольку тут еще предстоит создавать, развивать и укреплять свою государственность.
Среди этих государств для нас, безусловно, наибольший интерес представляет Украина, где после провозглашения независимости и ликвидации тоталитарного режима власти произошли значительные изменения, которые, с одной стороны, оказали положительное влияние на развитие молодого государства, с другой - привели к усилению социальной и политической напряженности. Украина находится на начальной стадии формирования национальной самостоятельности. Этот процесс требует конструктивных действий как во внутренней, так и во внешней политике, фундаментальной политической, культурной и экономической переориентации. Украине предстоит укреплять взаимоотно-шения с Западом, устанавливать четкие связи в пределах СНГ, восстанавливать и развивать добрососедские отношения с Россией. Весь современный период можно назвать переходным от тоталитарного к демократическому.
Истоки этого периода надо искать в конце 70-х - начале 80-х годов, которые ознаменовались кризисом (547) тоталитарного режима. В то время была альтернатива перехода от тоталитарного к авторитарному режиму управления, и партийная номенкла-тура прилагала к тому немало усилий. Касалось это и всего бывшего СССР, и Украины.
В 1991 году эта фаза развития завершилась, и Украина пошла по пути развития демократических форм управления. Но это не означало еще полной победы демократии. Дело в том, что многие властные позиции, особенно экономические, оставались в руках бывшей номенклатуры. И если состояние социальной напряженности не будет в ближайшее время преодолено, то может последовать усиление позиций левых сил, кото-
рые затормозят развитие реформ в Украине.
В целом же Украина трансформируется в плюралистическое демократическое общество. Переходный же период можно назвать авторитарно-плюралистическим. Не всегда переходный период может обеспечить демократизацию всех сторон общественной жизни. Для этого необходимы экономические, социальные, духовные и психологические условия.
Развитие Украины на современном этапе отличается, например, от развития по пути демократии таких стран, как Испания и Португалия. Там ликвидация тоталитаризма произошла без существенных изменений в социально-экономическом строе. В этих странах уже были рыночные структуры. Украине рыночные отношения приходится формировать заново. А это кардинальные структурные изменения, которые требуют для своей реализации значительного времени. Реальной силой на этом пути мог бы стать предпринимательский корпус. Но в Украине он пока весьма слаб, значительная часть предпринимателей связана с мафиозными, криминальными элементами. В большой степени первоначальный капитал имеет криминальное происхождение. Это сдерживает и процесс создания политической элиты. Приватизация предприятий, которая проходит слиш-ком медленно, не ликвидировала монополию на производство определенных това-ров, а превратилась в монополию худшего варианта - нерегулируемую государством. Экономика Украины представляет собой конгломерат фрагментарности без сильного государст(548)венного сектора. Отсутствие национального рынка не способствует устано-влению тесных связей между регионами страны, порождает конфликтные ситуации.
Для современной политической структуры характерно юридическое, правовое офор-мление государственной независимости. Особенность заключается в том, что политичес-кие структуры действуют при отсутствии современной рыночной экономики, то есть в условиях общества, в котором господствуют потребительские интересы и отсутст-вует нормально функционирующее производство отечественных товаров. Отсюда захват рынка импортной продукцией, что не может не вызывать усиления напряженности между торговыми и производственными структурами. В такой ситуации представительная власть превра-щается в клубы обозленных потребителей, которые занимаются перераспределе-нием того, что не произведено.
В переходных обществах рост новых притязаний, не находя удовлетворения, приводит к специфической форме социальной напряженности - социальной депрессии, выраженной в чередовании полной апатии и агрессии, разочарования и озлобленности. Вспомним, что удовлетворенность = фактическим возможностям /притязания. Согласно этой формуле, удовлетворенность падает, если динамизм социальных притязаний резко опережает рост соответствующих возможностей.
Когда в конце 80-х годов средства массовой информации, политические лидеры оппозиции рисовали заманчивые картины динамичного развития стран рыночной экономики, вульгарно трактовали социальные результаты приватизации, демократизации, в Украине сформировалась новая шкала ценностей. В качестве образца брался уровень жизни высоко- и среднеразвитых государств мира. И сегодня реклама ориентирует население на довольно высокие жизненные стандарты.
Повышенные притязания населения вызваны не только усилиями СМИ, но и объективными условиями: 1) довольна высоким уровнем образованности, профессиональ-ной квалификации, общей культуры украинского народа; 2) сравнительно высоким стар-товым жизненным уровнем населения Украины, что объяснялось размещением в республике мощных оборонных пред(549)приятии, ведущих НИИ, развитых аграрных предприятий, а также удобным географическим положением, дающим возможность значительной части населения иметь дополнительные заработки ("челночные" операции жителей западных регионов и доходы жителей Южного берега Крыма).
Это определило однородность общественного мнения на первом этапе строительства нового государства относительно основных общественных целей. Так, во время референдума в декабре 1991 года около 90% населения высказалось за идею независимости и суверенитета Украины.
Однако впоследствии, из-за медленных темпов и ошибок в проведении реформ, население столкнулось с невозможностью реализации права на участие в управлении, права заниматься предпринимательством, падением уровня защищенности личности и абсолютной безответственностью государства перед гражданином. Имеющиеся возможности не позволяют реализовать экономические, социальные и духовные притязания большей части населения.
Неудовлетворенность качеством жизни постепенно ликвидирует имевшиеся ранее факторы внутренней стабильности Украины. Расхождение интересов разных социальных групп, вплоть до возникновения глубоких конфликтных ситуаций, может быть вызвано и тем, что при восприятии определенных ценностей (демократия, свобода, права человека и проч.) большинством общества, их толкование и понимание разными слоями населения неодинаково. Общество находится на стадии перехода от полной апатии к агрессивности. Все это - реальности, от которых никуда не уйти. Настоящие лидеры, политики не могут это игнорировать. Именно в такие периоды решаются судьбы народов.
В этих условиях, в связи с усилением социальной напряженности, видимо, оправдано усиление президентской власти, не доведенной, естественно, до авторитаризма. Ведь переходные политические системы являются наиболее нестабильными. Видение конфликтов, умение их разрешить - это проблемы, во многом определяющие судьбу демократизации в нашем обществе.
В теории конфликтов важнейшее место занимают вопросы преодоления социальной напряженности, раз(550)решения политических конфликтов, установления стабильности.