Лекция 10. Казанская губерния в XVIII в.

1. Административное и социально-экономическое положение Казанской губернии в XVIII в.

Период XVIII в. ознаменовался крупными административно-территориальными реформами Российской империи, начатыми Петром I., которые непосредственно коснулись и Казанского края. Основу губернии составила территория Казанского царства, которое формально существовало после захвата в 1552 году Казанского ханства, возглавлялось царём Государства Московского на правах личной унии и административно управлялось т. н. приказом Казанского дворца в Москве.

Территория края в 1708 г. вошла в состав вновь организованной Казанской губернии, тем самым потеряв последние, даже номинальные признаки самостоятельности:

Великий государь указал… в своем Великом Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:

VI. Казанская. Казань, а к ней города: Яик, Терек, Астрахань, Царицын, Дмитровской, Саратов, Уфа, Самара, Симбирск, Царев Санчурск, Кокшанск, Свияжск, Царев Кокшанск, Алатырь, Цывилск, Чебоксары, Кашпир, Ядрин, Кузмодемьянск, Яренск, Василь, Курмыш, Темников, Нижний Новгород, Арзамас, Кадом, Елатьма, Касимов, Гороховец, Муром, Мокшанск, Уржум, Балахна, Вязники, Юрьевец-Повольской. Итого 36. Да к Казани, к Астрахани, к Симбирску, к Уфе пригородки. Да… приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город.

Таким образом, в состав губернии вошли все Среднее Поволжье, Нижнее Поволжье и Приуралье. В 1775 г. Казанская губерния включала в свой состав 13 уездов: Казанский, Арский, Козьмодемьянский, Лаишевский, Мамадышский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Тетюшский, Ядринский. В XVIII веке из Казанской губернии в самостоятельные административные единицы выделены Симбирская, Нижегородская, Пензенская, Астраханская губернии.

В 1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года – вновь губерния)

В конце XVIII в. Казанская губерния получила то административное деление и размеры, которые в основном сохранились до 1917 г., причем татарское население искусственно было включено в состав разных губерний. В результате такого искусственного разделения и усиленной колонизации Казанской губернии в конце XVIII в. количество татарского населения составило всего около 40%.

Во главе стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административной, судебной и военной власти. Губернаторами царь назначил близких ему людей – в Казанскую губернию был назначен Петр Матвеевич Апраксин. Вторыми лицами в управлении губернией были вице-губернаторы – как правило, местные дворяне.

В течение всего периода эволюции Казани, торговля занимала одно из важных мест в развитии экономики государства. По причине прекрасного расположения города, активности в развитии торговли купцов, казанские рынки оказались насыщенными высококачественными товарами, из-за чего купцам не выгодно было вкладывать свои сбережения в развитие промышленности и они развивали торговлю. Экономическое развитие губернии в XVIII в. характеризуется прежде всего развитием феодального способа производства, который являлся господствующим. Однако со второй половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В крае появляются первые промышленные предприятия. Среди отраслей промышленности следует выделить кожевенное (предприятия Галанского, Абсалямова, Исхакова, Ибраева, Азимова, Юсупова, Аитова), мыловаренное и свечное (предприятия Хальфиных, Замановых, Гумеровых, Котеловых, Лихачевых и др.), суконное (предприятия Михляева, Дрябловых, Осокиных), медеплавильное (предприятия Иноземцова и Абсалямова), селитренное (предприятия Т. Ледаговского), винокуренное, текстильное производства. Большое значение в экономике края играло возникшее в 1718 г. Казанское адмиралтейство.

В 1714 г. в Казани была построена суконная мануфактура. Вначале она принадлежала государству, а затем (после 1724 г.) переходила из рук в руки купцов И. Михляева, А. Дряблова и И. Осокина. Работные люди мануфактуры в массе своей состояли из крепостных приписных крестьян Казанской губернии. Около этого предприятия выросла Суконная слобода, где они и ютились.

Существенную роль в экономике края играл гужевой транспорт. Казань стояла на перекрестке сухопутных путей. Через город проходила дорога, соединявшая Москву, а с 1703 г. и Петербург, с Уралом и Сибирью (Москва-Казань-Екатеринбург-Тюмень).

Казань относилась к числу городов с развитой постоянной торговлей. К концу XVIII в. в городе действовало до 850 лавок. В гостином дворе продавались всевозможные шелковые материи с золотом и серебром, китайские, сибирские и персидские товары, немецкие и российские сукна, тканое золото и серебро, платки, ситцы, ленты и другие товары, доставляемые из Петербурга, Москвы, с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. В 8 торговых рядах всегда можно было купить чай, кофе, разные краски, ладан, бумагу, медную, оловянную и чугунную посуду, листовое железо, выделанные кожи, всевозможные меха, тулупы и «всякий мелочной немецкий и российский товар». На трех площадях города также производилась торговля; на Хлебной каждый день съезжались крестьяне из уездов для продажи хлеба, гороха и всевозможных семян, а на двух других крестьяне продавали всякие съестные припасы, рыбу, мясо, скот, сено, лошадей, повозки и т.п. Из Архангельска и из Малороссии в Казань доставлялись виноградные французские и венгерские вина, французская водка, английское пиво и всякие фрукты; из Астрахани – рыба соленая, икра, хлопчатая бумага и др.

Из Казани, в свою очередь, вывозились товары в Петербург, Москву, Архангельск, Астрахань, Оренбург и на Ирбитскую ярмарку. Это были воск, сало, мед, пух, щетина, кожа, медь, мыло, хлеб, пшено, повозки, холст, обувь, сукна и др. Казань, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Весь торг европейской части, связанный с Сибирью, Уралом и Приуральем, стал совершаться не иначе, как через Казань, и это способствовало быстрому восстановлению ее торгового значения. Во второй половине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской Империи.

Татарские купцы вывозили различные товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские города на ярмарки.

К XVIII в. относится завязывание постоянных экономических связей с Китаем, основная меновая торговля с которым осуществлялась на Кяхтинской ярмарке. После отмены государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена под контроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств и объединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров. Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары и контролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них – казанская, члены которой обменивали на чай (основной товар кяхтинской торговли) сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Кяхтинские компании действовали до 1800 г.

Общность языка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические и экономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока способствовали росту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций торгового капитала татарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь посредниками и одновременно активными участниками российско-восточной торговли, татарские купцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на Востоке, способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных странах.

Вторая половина XVIII в. была переломной в развитии промышленности и торговли у татар Казанских городских слобод. Успешно развиваются в этот период такие производства, как кумачное, кожевенное и мыловаренное. Развитие получают те производства, которые поставляли традиционные для Казани товары на российский и внешний рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырья и мукомольная промышленность. Остальные товары давало ремесло. Во второй половине XVIII в. в Казани быстро растет количество заводов. По данным начала 90-х гг. XVIII в. в Казани зарегистрировано 87 «заводов»: 30 мыловаренных, 39 – кожевенных и козловых, 7 – пивоваренных и солодовенных, 9 – относились к различным. В Казанской губернии довольно значительное число крестьян были заняты в промыслах по обработке дерева, волокнистого вещества, животных и минеральных продуктов, а также металла. В производстве по обработке дерева получили широкое распространение такие промыслы, как рогожно-кулеткацкий, смолокуренный, изготовление мебели, плетеных сундуков и корзин и др. Но прославил Казанскую губернию экипажный промысел. Он возник здесь еще в середине XVIII в., задолго до начала пароходства на Волге и Каме, Казань уже тогда являлась одной из центральных станций на Сибирском тракте, соединявшем Запад и Восток Российской империи. Отсюда ежегодно по разным причинам сотни и тысячи жителей центральных районов страны отправлялись в Сибирь и на Дальний Восток. Необходимость в прочных экипажах для дальнего пути и вызвала их производство. Со временем кареты, кибитки, тарантасы и другие виды транспорта, изготовленные казанскими мастерами, приобрели широкую популярность в России.

Как и в других районах страны, в Казанской губернии в это время наблюдалась специализация крестьянских промыслов в определенных селах и деревнях. Рыбная Слобода Лаишевского уезда была знаменита своими изумительными кружевами (промысел возник еще в конце XVI в.), а также ювелирными изделиями из серебра. Крестьяне татарских сел Ядыгер и Шемордан Мамадышского уезда издавна славились как замечательные мастера по обработке кожи и меха и выработке всевозможных изделий из них. Из с. Кукмор того же уезда русские и татарские предприниматели поставляли на базары и ярмарки крупные партии валяной обуви (валенки). Широкое распространение в Казанской губернии получил промысел по изготовлению кожаной обуви, главным образом ичигов из цветного сафьяна. Этот промысел возник еще в Волжской Булгарии и успешно развивался среди татар в последующее время. Татарские ичижники, разработав собственные приемы и рисунки, стали делать эту обувь лучше среднеазиатских мастеров и успешно конкурировали с ними на восточном рынке. Кроме того, ичиги имели немалый спрос как декоративная обувь и среди русского общества, а как оригинальные вещи шли даже в страны Западной Европы. Центр промысла находился в Казани, с широким охватом татарских и русских близлежащих и отдаленных деревень.

2. Усиление политики насильственной русификации и христианизации в XVIII веке

XVIII век характеризуется дальнейшим усилением политики национального угнетения. В 1713 и 1720 гг. издаются указы Петра I, направленные на насильственную христианизацию татарского населения и предоставление существенных экономических и политических льгот для крещеных. Мусульмане и язычники были обложены дополнительными податями за право молиться своим богам.

По указу Петра от 1704 г., было велено «с абызов данные деньги сбирать с мечетей и с кереметей, переписав, сколько у которой мечети в приходе будет мужеска и женска полу, и вдовцев и холостых, и вдов и девок; и сбирать те данные деньги с женатых со всякого человека по три деньги; со вдовцев и с холостых и с малых ребят, со всякого человека по две деньги; с замужних жен по три деньги и с жены; со вдов и с девок по две деньги с человека на всякой год».

3 ноября 1713 г. был принят указ о крещении тех магометан в Казанской и Азовской губерниях, у которых во владениях имелись крестьяне православной веры. Эти мусульмане должны креститься в течение полугода, а «как воспримут святое крещение, и тем поместьям и вотчинам и людьми и крестьяне владеть по-прежнему. А ежели в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и со крестьянами у них взять и отписать на него Великого Государя, и без указу никому не отдавать».

В результате принятых мер мурзы и служилые татары, верные исламской вере, практически были лишены своих поместий и вотчин. Согласно документу, составленному в Сенате, «в 1715 г. по указу Петра Великого за невосприятие православной христианской веры греческого исповедания жалованные старые деревни с людьми и крестьянами отписаны на императорское величество».

2 ноября 1722 г. указом Петр I рекруты из инородцев, в случае крещения, освобождались от воинской службы. В 1724 г. Сенат дважды принимал решение о новых льготах новокрещеным.

28 августа он принял указ, по которому татар и прочих иноверцев, принявших православную веру, «освобождали от кабалы и учинили свободными».

21 октября Сенат удовлетворил прошение сибирского митрополита о предоставлении льгот осужденным, пожелавшим принять святое крещение. Сенат предписал осужденных на смерть и пожелавших креститься в православную веру татар и других иноверцев, обучив, крестить, а по восприятии святого крещения «ежели кто из них будет достоин казни, таких отсылать по обыкновению».

Для расширения миссионерской деятельности православной церкви в 1738 г. при свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора. Она ставила своей целью «умножение христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья «для вятщего утверждения в вере». Это была настоящая инквизиторская организация.

Наделенная большими полномочиями, контора насаждала православие среди народов нерусской национальности не стесняясь в средствах. основъной целью которой являлось принудительное официальное крещение.

Новокрещенская контора действовала до 1764 г., т.е. 26 лет, и за эти годы вызвала всеобщую ненависть и возмущение. Они заставляли их креститься, подвергали смертельным побоям, разоряли их хозяйства, а доносчиков награждали. Руководивший Новокрещенской конторой архимандрит Сильвестр старался оправдать кровавый террор, проводившийся его инквизиторами. Но возмущение деятельностью Сильвестра было так велико, что Синод был вынужден назначить вместо него другого.

Не лучше был и новый инквизитор Лука Конашевич. Под его руководством деятельность этой конторы стала более энергичной. По его указанию только в Казанском уезде в 1742 г. из 546 действовавших мечетей было разрушено 418. Он подвергал татар-мусульман жестоким наказаниям, заточал в тюрьмы, разорял их дома и деревни. Синод поддерживал своего ставленника, проклиная мусульман и мусульманское учение, называя Магомета «самым студным лживым пророком» (указ от 24 декабря 1750 г.).

Деятельность Луки Конашевича вызвала глубокое возмущение. Татары писали в своих жалобах, что если их будут и дальше принуждать креститься, они оставят свои дома и деревни и уйдут в леса. Луку Конашевича перевели в Белгород епископом, но память об этом жестоком инквизиторе осталась надолго. В народном предании рассказывается, что Лука Конашевич стремился всех татар превратить в русских и что по жалобе татар министры осерчали на него и сослали в Сибирь. За время существования Новокрещенской конторы было обращено в христианство 409864 человека – цифра по тому времени огромная. Именно нежелание татар принять православие, а также противодействие политике христианизации мусульманского духовенства, его огромное влияние в татарском обществе привели к принятию решения о разрушении мусульманских мечетей. За короткий срок в ряде территорий России было снесено 545 мечетей.

Татарское население отвечало на такие репрессии новыми восстаниями (1718, 1735, 1739 гг.). Однако все они жестоко подавлялись.

Стремление татарского народа к свободе и национальной самостоятельности особенно сильно проявлялось в его участии в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, который обещал вернуть им независимость. Несмотря на то что «пугачевщина» потерпела поражение, она оказала большое влияние на дальнейшую политику Российского государства в отношении мусульман.

Екатерина II была вынуждена пойти на некоторые послабления. Так, например, в 1773 г. был издан указ «О веротерпимости», которым юридически запрещалось насильственное крещение, с 1776 г. татарам было разрешено вести торговлю по всей России, в 1782 г. в Казани была образована Татарская ратуша, с 1784 г. татарские мурзы были формально приравнены к русскому дворянству, в 1764 г. была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строить мечети. Указом 1788 г. было организовано Мусульманское духовное собрание. Открылось поле экономической и духовной деятельности, чем удачно воспользовалось татарское общество. В Казани и других населенных пунктах открывались мектебе и медресе. Так, например, в 1771 г. в Казани были открыты Ахуновское и Апанаевское медресе, в 1780 г. – медресе при доме Амирханова. Вскоре крупные медресе возникли в Оренбурге, Астрахани, Троицке и других городах.

Екатерина II получила ласковое прозвище «Аби патша» – «Царица-бабушка». Ее царствование известный миссионер протоиерей Е. Малов считал «счастливым и благодетельным для мусульман». «Золотым веком» для татар-мусульман называет царствование Екатерины II А. Рорлих. «Однако это лишь отчасти верно, – продолжает историк, – так как она по-прежнему одобряла миссионерскую деятельность, несмотря на ее ограничение по сравнению с предшественниками. В отличие от предшественников, Екатерина II не испытывала презрения к татарам-мусульманам, более того, она считала, что татары могут выступать в роли цивилизирующего фактора по отношению к языческим народам Российской империи».

Для самих же мусульманских народов, прежде всего татар, христианизация обернулась социокультурным расколом.

3. Участие народов края в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева

Усиление национального и колониального гнета в XVIII в. вызвало ответные реакции татарского народа. Хотя реформы Петра 1 считаются прогрессивными, они были проведены на костях и крови трудящихся. При строительстве Петербурга на его болотах и подступах к нему погибали десятки тысяч лучших сыновей татарского народа. Только в Кавказском походе Петра 1 против Персии в 1724 г. погибло более чем 30 тыс. солдат-татар.

Татары, не вынося тяжелого национального и колониального гнета, продолжали бежать от своих очагов в Приуралье. Там постепенно копился горючий материал для новых вооруженных выступлений против угнетателей. В 1705–1711 гг. татары и башкиры восставали под руководством Алдара и Кучума, в 1735–1740 гг. повстанцы под руководством Акай-батыра дошли до Казани. Согласно преданиям, Акай родился в д. Катмыш (Мамадышский р-н.). В 1755 г. восстание готовил татарский мулла Батырша Мязгильдин. В 1764–1767 гг. поднялись на борьбу крестьяне села Тирса (Агрызский район ТР), в те же годы готовил выступление масс мулла Мурад.

Одно из самых крупных социальных потрясений XVIII века – восстание под предводительством беглого донского казака Емельяна Пугачева, объявившего себя «счастливо спасшимся» императором Петром III, как свидетельствуют документы архива, самым непосредственным образом затронуло жизнь жителей Казани.

В 1773 г. татары активно включились в крестьянскую войну под руководством донского казака Емельяна Пугачева. Война длилась до 1775 г. Из среды татар вышли талантливые организаторы масс, храбрые командиры, такие как полковники Бахтияр Канкаев, Мясгут Гумеров, Аит Уразметов, Муса Мустафин, Осип Енгалычев, Юскей Кудашев, Давыдов и десятки других. Восставшие добились крупных военных успехов, побед. Овладели такими городами-крепостями, как Яик, Оса, Сарапул, Мензелинск, Елабуга, Заинек, Ижевский, Воткинский и др., осадой взяли Оренбург…

1 января 1774 года казанское дворянство составило из своих людей и своим иждивением вооруженный конный корпус. Узнав об этом, Екатерина II выразила свое благоволение и повелела также из своих дворцовых волостей снарядить рекрутов. Среди личных бумаг императрицы сохранилась речь, сочиненная неизвестным казанским дворянином в 1774 году в связи с этими событиями: «Но едва успеваем сказать здесь, – обращается к Екатерине Великой неизвестный казанский помещик, – всемилостивейшая государыня Вашему императорскому величеству крайния чувствия искренности нашей за милости твои; едва успеваем воскурить пред образом твоим великая императрица нам священным и нам любезным кадило сердец наших за благоволении твои, уже мы слышим новый глас, новыя от тебя радости, новаго нам твоего великодушия и снисхождения. Что ты делаешь кроме милосердия? Что сие! В трех светах владычеством своим не вместимая самодержица, славимая в концах земных, честь царей, украшение корон, матерь человечества, из боголепия величества своего, из сияния славы своея снисходишь, приемлешь на себя рабие название и имянуешься нашею казанскою помещицею!… Признаем тебя своей помещицей, принимаем тебя в свое товарищество», – пишет в заключение всеподданнейшей речи неизвестный автор.

11 июля 1774 года войско Пугачева, насчитывающее около 20 тысяч человек при 12 орудиях, подошло к Казани. Утром следующего дня 14 колонн под руководством самозванца ринулись на город. Узнав, что к Казани приближаются правительственные войска под предводительством подполковника Михельсона, Пугачев отошел к Арскому полю и принял бой, который продолжался 5 часов и закончился поражением восставших. 15 июля войско Пугачева предприняло еще одну неудачную попытку взять Казань. В обороне города, как видно из доношения куратора Московского университета В.Е. Адодурова Екатерине II, активно участвовали гимназисты и их преподаватели. «Оные гимназисты, – сообщает Адодуров, – быв при защите города Казани особливым корпусом под приводом помянутого советника Каница, который при том и ранен, а из учителей и учеников трое убиты и несколько ранены». 25 августа 1774 года императрица особым указом наградила учителей и учеников Казанской гимназии за их верность и мужество в обороне города от «пугачевцев». В крестьянской войне под руководством Е.И. Пугачева кроме русских приняли участие многие нации и народности огромной России.

В 1775 г. Пугачев был казнен на Болотной площади в Москве. Народное движение было подавлено. Однако из «пугачевщины» императрица Екатерина II извлекла серьезные уроки. Бесправные народности Урала и Поволжья получили некоторые элементы культурно-религиозной автономии, расширилось мануфактурное производство, организованное татарами: кумачное, мыловаренное, кожевенное, поташное, писчебумажное и др.

4. Развитие культуры и просвещения в XVIII веке

Проведенные реформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центром просвещения и культуры в регионе.

В 1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин (1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Державин (1743–1816).

В 1791 году в городе был открыт первый постоянный театр.

Важнейшим культурным событием того времени было открытие в 1758 году в Казани (по инициативе М.В. Ломоносова) гимназии. В ней изучались восточные языки (татарский, арабский, турецкий, персидский и др.). Важное значение имело открытие в гимназии татарского класса. С этим классом тесно связано начало просветительской деятельности талантливой семьи Хальфиных.

Первым преподавателем татарского языка в гимназии стал Сагит Хальфин. Он вел научную работу: его перу принадлежат первая напечатанная татарская азбука, русско-татарский словарь, включающий более 20 000 слов и другие книги. В 1785–1800 годах преподавателем татарского языка в гимназии был сын С. Хальфина – Исхак, который вместе со своим братом Исмаилом продолжил просветительскую деятельность отца.

Важным этапом в эволюции просветительства является становление в Казанском крае книгопечатания, благодаря которому появился первый печатный татарский шрифт (XVIII в.)

В Казани в XVIII в. жили многие представители русской литературы. Среди них известный русский поэт Г.Р. Державин, драматург и поэт М.И. Веревкин, поэт Г.П. Каменев и др. С XVIII в. Казань становится объектом изучения русских ученых. В 30-х гг. Казань посетили академики Г.Ф. Миллер, С.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников. Результатом их экспедиции явилась книга Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов». Много ценных этнографических сведений можно встретить в сочинениях академиков И.И. Лепехина, И.Г. Георги, П.И. Рычкова и других авторов.

Одним из показателей развития культуры, является развитие архитектуры народа.

Казань, как культурный центр Казанской губернии XVIII века отличается от предыдущих и последующих веков как по своему социально-экономическому развитию, так и по облику. Хотя она до последней четверти этого столетия сохранила некоторые черты старых времен, но постепенно меняла свой внешний вид. В начале века функционировали торговые ряды, лучами расходившиеся от кремля. Например, от Спасских ворот к Черному озеру шла кривая улица, в конце которой на откосе горы сосредоточены были деревянные лавки, парусиновые палатки и т.д. Здесь продавали продукты питания. В других торговых рядах-улицах шла оживленная торговля железными и деревянными изделиями, хозяйственным инвентарем. Это было наследство с прошлого века.

Вместе с тем облик Казани стал меняться в связи с постройкой новых промышленных предприятий. «Пумповый» завод, возникший в 1712 году, имел 10 зданий, Казенная суконная фабрика, построенная в 1714 году, владела также несколькими зданиями и заложила основу Суконной слободы. Появились новые и развивались старые частные предприятия. Интенсивно строились каменные церкви. Так, в 1722 году в Мокрой слободе – Ильинская церковь. Самой монументальной постройкой города стал Петропавловский собор, построенный купцом Михляевым в 1722–1726 годах.

Таким образом, в XVIII в. город начал развиваться в западную и северную стороны от Казанки.

Расположенная за Кабаном Татарская слобода до конца века особенно не росла. В годы архиерейства мракобеса Луки Канашевича жители слободы терпели многочисленные лишения. Слобода от города была отделена рогатками. Лука Конашевич разными ухищрениями добился крещения 6 домохозяев, и это было использовано для постройки там церкви. В то же время 2 слободские мечети и медресе были сломаны. Половину земли татар отвели под церковное владение. После городского пожара 1749 г. хозяев вынудили образовать Новую татарскую слободу на более отдаленном месте (совр. Ул. Гафури и др.), окруженном болотами.

Старая татарская слобода к концу столетия выросла и вошла в состав города. В 60-х годах в этой слободе были построены 2 каменные мечети: Апанаевская (строитель Я. Султангаев), Марджани (строитель А. Ибрагимов, И. Исмагилов и др.) и в Новой Слободе две деревянные мечети. Мечеть Марджани, выстроенная в духе петербургского барокко, сохранилась до наших дней. Мечеть Апанаева, также сохранившаяся, построена в духе московского барокко в те же годы.

Во второй половине века рядом со Старой слободой возникла, Служило – татарская слобода. Она населялась исключительно служилыми татарами на основании дарованной грамоты 1686 г. о льготах по торговле. Параллельно с этой улицей появилась Мещанская (ныне ул. Нариманова). Здесь сенатским указом 1763 г. разрешено было жить неслужилым татарам, и они стали записываться в мещанское сословие. Во всех этих слободах был замечен быстрый прирост жителей и таким образом, город постепенно сливался со своими слободами. Этому способствовало и то, что в 1729 г., по распоряжению губернатора Волынского, обветшалые деревянные стены вокруг посада были срыты.

Во второй половине XVIII в. кремль в основном стал каменным. На одной стороне кремля стояли гауптвахта, губернская канцелярия, губернаторский двор, собор Благовещения, Оберкомендантский двор.

До 30-х годов XVIII в. около кремля находились мясные и рыбные торговые ряды, которые потом перенесли ближе к оз. Кабан. Здесь возник второй казанский базар – «рыбный». Этот базар (ныне пл. М. Джалиля) и начинающийся от него кривой овраг были самыми грязными местами тогдашней Казани

До второй половины XVIII в. город развивался без планировки. Имелись прямые, кривые, полукруглые улицы и тупики. Лишь в 1764 г. центральная часть Казани подверглась планировке. По этому плану верхняя часть города застраивалась каменными домами. По генеральному плану, окончательно утвержденному Екатериной II в 1782 г., центральная часть и главные улицы начали строиться из кирпича. Каменное строительство поощрялось администрацией и получило интенсивное развитие.

Наши рекомендации