Просвещенный абсолютизм в России

В России осуществление подобного курса связано с царствованием Екатерины Алексеевны II (1762-1796 гг.).

Царствование Екатерины II – второй этап модернизации и европеизации России.

Просвещенный абсолютизм в России - student2.ru Внутренняя политика Екатерины II в период 1762 – 1773 гг. (до крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева)

1. курс на продолжение реформ Петра I

Ø борьба с автономией: ликвидация гетманства на Украине;

Ø превращение церкви в идеологический институт власти: секуляризация церковных владений (1764);

Ø укрепление единоначалия: реформа Сената и его превращение в высшую судебную инстанцию.

2. попытки реализовать в политической, экономической и социальной сферах ряд положений просветительской мысли

Созыв Уложенной комиссии (1767-1768 гг.): всесословное (кроме крепостных) учреждение должно было составить новый законодательный кодекс России на основе новых просветительских принципов.

Ø Составление Екатериной II «Наказа», в котором она обосновала необходимость проведения либеральных реформ при сохранении самодержавия.

Однако новый кодекс создан не был, Уложенная комиссия была распущена. Причины: неготовность российского общества даже к умеренным реформам; «пропасть» между сословиями.

Основным направлением внутренней политики Екатерины II на втором этапе ее царствования (1775-1796 гг.) стало проведение реформ по централизации и унификации центрального и местного управления, законодательное закрепление сословных прав населения.

Во многом преобразования стали следствием крестьянской войны (1773-1775) под предводительством Е.И. Пугачева.

Причины крестьянской войны: закрепостительная политика государства; рост налогового бремени и повинностей крестьян; бесправное положение инородцев.

Причины поражения: стихийность и локальность движения; социальная неоднородность участников восстания; плохое вооружение; наивный монархизм; отсутствие ясной программы.

Важные итоги царствования Екатерины II в период 1775-1796 гг.

Г.

Проведение губернской реформы (основные положения)

           
    Просвещенный абсолютизм в России - student2.ru
 
  Просвещенный абсолютизм в России - student2.ru
 
   
дворянство получило право местного самоуправления

Система губернского и уездного управления по реформе 1775 г.

Просвещенный абсолютизм в России - student2.ru

Г.

Просвещенный абсолютизм в России - student2.ru Издание Жалованных грамот

Дворянству

дворяне окончательно превратились в свободное привилегированное сословие

Городам

оформление привилегий купечества; попытка Екатерины II развить городской самоуправление и создать необходимое для реформ сильное третье сословие.

Просвещенный абсолютизм в России - student2.ru Политика «просвещенного абсолютизма» в царствование Екатерины II нашла отражение:

Ø в частичной реализации принципа разделения властей; при проведении губернской реформы были разделены административная, финансовая и судебная сферы;

Ø в активном законотворчестве самой императрицы; ее попытках создать новый законодательный кодекс при активном участии всех сословий (Уложенная комиссия, Наказ).

Ø в проведении социальной политики со стороны государства: создание Приказов общественного призрения;

Ø в законодательном оформлении прав и привилегий дворянства, купечества и городских сословий.

Ø в развитие местного выборного самоуправления;

Ø в реформе образования: провозглашение принципа бессословного образования; создание народных училищ; появление женского образования.

Просвещенный абсолютизм в России - student2.ru Особенности и противоречия «просвещенного абсолютизма» в России:

Ø стремление сочетать передовые просветительские идеи и традиционную политическую систему, основанную на неограниченном самодержавии и крепостном праве;

Ø опора только на дворянство, интересы других сословий ущемлялись;

Ø реформы осуществлялись в рамках феодальной системы, что сдерживало естественный ход общественного развития в сторону буржуазных отношений и капиталистического производства;

Ø господство методов «принуждения» во имя «общего блага»;

Ø низкий уровень образования, отсутствия у большей части российского общества потребности в собственном просвещении;

Ø насильственная и потому поверхностная европеизация российского общества; духовная невостребованность европейской культуры.

Наши рекомендации