Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России ХХ - нач. ХХI вв.
После февральской буржуазно-демократической революции в России (1917 г.) Временное правительство, пришедшее к власти, пыталось реформировать прежнюю модель социальной помощи нуждающимся. В сложных условиях военного времени возникла необходимость объединить дело призрения в масштабах страны. В мае 1917 г. образуется Министерство государственного призрения, что было обусловлено экономической разрухой, резким ухудшением материального положения основной массы населения России, растущим количеством людей, нуждающихся в призрении и в первую очередь инвалидов войны. В структуре министерства были созданы отделы призрения «хроников и увечных», призрения слепых и глухонемых и др. Таким образом была предпринята попытка взять координацию деятельности учреждений и лиц, осуществляющих призрение инвалидов, в руки государства.
К осени 1917 г. в ведение Министерства государственного призрения были переданы организации, ведомства, попечительства, общества, которые занимались социальной помощью. На этом попытка реформирования общественного призрения с сохранением частной благотворительности в России закончилась. Других серьезных шагов Временное правительство сделать не успело.
Следующий этап развития социальной помощи в России связан с событиями октября 1917 года. В изменившихся условиях продолжался поиск новой модели социальной помощи. Координирующим центром всей этой деятельности стал Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в апреле 1918 г. в Народный комиссариат социального обеспечения. В начале советская власть взяла курс на развитие политики социального страхования, распространявшегося на всех лиц наемного труда. Оно включало все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости и т.д.).
В ноябре – декабре 1917 г. правительство приняло несколько декретов, положивших начало новой системе социального обеспечения. Одним из первых постановлений правительства стал декрет, на основе которого всем пенсионерам, получавшим пенсии по причине несчастных случаев по 1917 г. включительно, пенсия увеличивалась на 100 % за счет пенсионного фонда.
Однако вскоре социальное страхование было трансформировано в государственную систему социального обеспечения нуждающихся граждан. Финансирование всех видов социального обеспечения, включая инвалидов стало осуществляться из государственного бюджета. Источником финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. 17 ноября 1917 г. был образован комитет «Союз увечных воинов», который имел свое финансирование, институт помощи. Его деятельность контролировалась Комиссариатом государственного призрения.
17 декабря 1917 г. было решено привести в жизнь Постановление «О процентных надбавках к пенсиям солдат инвалидов». По сути это был первый шаг новой власти в области социального обеспечения инвалидов. Вскоре (30 апреля 1918 г.) впервые официально заявлено, что вместо благотворительности должна предоставляться социальная помощь в форме предоставления убежища для военно-увечных, назначение им пенсий, развитие учебных заведений государственного призрения.
25 апреля 1919 г. инвалиды Гражданской войны были приравнены в пенсионном обеспечении к инвалидам труда. 28 октября этого же года к ним были приравнены инвалиды Первой мировой войны. В это же время при ВЦИКе создается Комитет помощи раненым и больным красноармейцам, действовавший до марта 1930 г., когда все функции Комитета были переданы Всероссийскому обществу помощи инвалидам войны.
28 апреля 1919 г. законодательство о социальном обеспечении пополнилось Положением «О социальном обеспечении инвалидов - красноармейцев и их семейств». В это время в стране функционировало 1800 учреждений для инвалидов, в которых содержалось 166 тыс. человек.
По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г. право на пенсию по инвалидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности по причине трудового увечья, профессионального или общего заболевания, а также старости. Причем право на пенсию имели лишь лица, проработавшие по найму не менее 8 лет. Такое ограничение было введено для того, чтобы правом на обеспечение не воспользовались «нетрудовые элементы».
Призрение инвалидов войны, в том числе Красной Армии, Красной Гвардии, продовольственной армии, царской армии, а также семей инвалидов обеспечивал Народный Комиссариат социального обеспечения.
Трудней вопрос социальной помощи нуждающимся решался в деревне. Государственным социальным обеспечением пользовались только те крестьяне, которые являлись участниками войны, инвалиды и жертвы террора военного времени, содержание которых было невозможно силами крестьянской взаимопомощи или трудоустройства в артелях или кооперациях инвалидов, которые появились в это время.
В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1921 г. в деревне была проведена большая работа по созданию крестьянских комитетов взаимопомощи. Именно на них возлагалось налаживание общественной трудовой взаимопомощи и непосредственной адресной помощи красноармейцам и трудармейцам, впавшим в нужду. Комитеты выделяли пособия, ссуды, поддерживали инвалидные дома и т.д.
В сентябре 1925 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР утвердил «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи», в котором еще раз подчеркивалось, что они обязаны осуществлять социальное обеспечение инвалидов, а также содержать инвалидные учреждения. Крестьянские общества активно работали вплоть до периода создания колхозов, когда появляются кассы взаимопомощи колхозников, действовавшие на основе Положения, утвержденного постановлением ВЦИК и Совнаркома 13 марта 1931 г. По этому документу кассы взаимопомощи должны были заниматься организацией мастерских и трудоустройством инвалидов. Кроме того, кассы общественной взаимопомощи открывали дома престарелых, дома инвалидов, пункты медицинской помощи и др.
В ноябре 1921 г. были созданы общественные организации нового типа: Всероссийский Союз кооперации инвалидов и Всероссийский комитет помощи больным и демобилизованным красноармейцам и инвалидам. В 20-30-е гг. получают широкое распространение всевозможные кооперативы и общественные организации инвалидов, с 1923 г. активно создавались производственные кооперативы, которые были важным источником заработка инвалидов. В это время кооперацией инвалидов было охвачено 36 тысяч человек.
30 января 1925 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об обеспечении инвалидов Гражданской войны из числа рабочих и служащих, а также семейств рабочих и служащих, погибших в гражданской войне» были предусмотрены серьезные меры по улучшению обслуживания инвалидов и увеличения им пенсий.
В марте 1928 г. было принято новое Положение ВЦИК и СНК, которое улучшало пенсионное обеспечение инвалидов труда в зависимости от группы и причины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы.
Координацией всей этой важной деятельности занимались и общественные организации, в частности Всероссийское общество слепых (ВОС), учрежденное в 1923 г. (насчитывало 10 тыс. незрячих), Всероссийское общество глухих (ВОГ), созданное в 1926 г. (объединяло 4 тыс. человек). Велика роль этих объединений была в налаживании протезирования, профессионального обучения и переобучения инвалидов.
О внимании правительства к проблемам инвалидам говорит учреждение в марте 1931 г. при Наркомате соцобеспечения специального Совета по трудоустройству инвалидов. Решением правительства за ними на промышленных предприятий бронировалось до 2 % общего числа рабочих мест.
Довольно остро в эти годы стоял вопрос о протезировании нуждающихся. Для более эффективного обеспечения инвалидов протезами в октябре 1937 г. было создано Главное управление протезной промышленности. Это решение способствовало расширению производства и увеличению такой продукции для инвалидов.
Определенные успехи государства по оказанию помощи нуждающимся в годы первой пятилетки позволили в Конституции 1936 г. закрепить право всех граждан на социальное обеспечение, в том числе по старости, болезни, утрате трудоспособности.
В годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) важным направлением социальной деятельности стала реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов и т.д.
Уже в начале войны создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. организуются дома для инвалидов Великой Отечественной Войны, в которых увечные воины осваивали новые профессии, проходили переквалификацию, получали возможность трудиться. Именно инвалиды в первую очередь получали жилье и топливо. С 1942 г. они были освобождены от налога на строение и от земельной ренты. Активную работу по оказанию помощи инвалидам вели органы социального обеспечения: организовывали выдачу пенсий, продуктов, одежды. Для координации деятельности различных структур в этом направлении создавались городские и районные комиссии по оказанию помощи инвалидам.
В сельской местности поддержку инвалидам оказывали кассы общественной взаимопомощи колхозов, потребкооперации, правлениями колхозов. Инвалиды войны обеспечивались продуктами, строительными материалами, семенами и т.д. Потребкооперация обеспечивала их мылом. спичками, солью, керосином, промтоварами.
Особым направлениям помощи инвалидам являлось обеспечение работой. 6 мая 1942 г. правительство СССР приняло постановление «О трудовом устройстве инвалидов Великов Отечественной войны» в соответствии с которым органы соцобеспечения обязаны были заниматься трудоустройством инвалидов войны и организации обучения новым профессиям.
14 апреля 1944 г. Наркомат соцобеспечения РСФСР принял инструкцию «О порядке трудового устройства инвалидов Отечественной войны», в которой определялись четкие требования к работе в этом направлении.
Широкий размах приобретает в рассматриваемый период общественная и частная инициатива помощи жертвам войны: шефство над госпиталями и учреждениями социального обеспечения со стороны деятелей культуры, общественных объединений школьников, тимуровского движения и т.д. К организации работы по трудоустройству инвалидов войны были привлечены профсоюзы. 8 июля 1944 г. секретариат ВЦСПС принял постановление, которое активизировало эту деятельность. Местные профсоюзные органы и первичные организации обязаны были всячески содействовать инвалидам в поисках работы и трудоустройства. Профсоюзы способствовали также открытию артелей инвалидов, специальных ремонтных мастерских, производственных комбинатов.
Однако, анализируя состояние социального обеспечения в 20-е- пер. пол. 40-х гг., следует отметить, что в планировании и управлении и управлении социальной работой делается упор на развитие жестких централизованных начал.
После окончания Великой Отечественной войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Послевоенный голод 1946-1947 г., усиление криминогенной обстановки, высокая смертность населения, усиление миграционных процессов тяжело сказывались на внутреннем положении страны. Это привело к нарастанию социальной напряженности.
Но как ни парадоксально, именно в послевоенный период у людей наблюдается определенный эмоциональный подъем, который объяснялся окончанием войны, надеждами, вызванными великой жертвенной победой.
Происходит некоторая демократизация (по сравнению с военным временем) общественной жизни. Она сопровождалась перевыборами Советов всех уровней, прямым или тайным выборам народных судей и заседателей. Возобновляются съезды общественных политических организаций СССР. В 1946 г. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства.
Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. и Директивы по пятилетнему плану предусматривали повысить государственные расходы по социальному страхованию и затратам государства на социальную сферу, включая пособия инвалидам труда и инвалидам Великой Отечественной войны.
В целом послевоенный период характеризуется новыми подходами в социальном обеспечении. Углубляется процесс специализации услуг для нетрудоспособных, что позволило сосредоточить внимание на трудоустройстве и профессиональном обучении инвалидов, их медицинском обслуживании и уходе в домах-интернатах для инвалидов и престарелых. Этому способствовала организация Министерства социального обеспечения РСФСР. 7 мая 1947 г. было принято Положение о Министерстве. На него возлагалось, кроме всего, организация врачебно-трудовой экспертизы, осуществление мероприятий по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов, организация протезно-ортопедической помощи и общее руководство деятельностью Всероссийских обществ слепых и глухонемых и т.д.
Улучшению жизни страны способствовали реформы второй половины 50-х годов. В этот период регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Шло массовое строительство жилья.
В 1954, 1962, 1964 годах были приняты постановления Правительства о предоставлении права бесплатного проезда внутри городским транспортом инвалидам – слепым, инвалидам не имеющим обеих ног, с параличем двух конечностей и инвалидам не имеющим руки и ноги.
Важным шагом в развитии социального обеспечения стал Закон СССР «О государственных пенсиях» ( от 14 июля 1956 г.). Он значительно расширил круг лиц, которые могли ее получать. Считается, что именно этот акт положил начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению в России.
В сентябре 1960 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР, которое касалось общеобразовательных школ для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей. В нем устанавливались сроки обучения: в неполных средних школах для слепых и школах для слабовидящих детей – девять лет и в средних школах ( для окончивших неполную среднюю школу) – три года; в неполных средних школах для тугоухих детей на первом отделении – 10 лет, на втором отделении – 12 лет и в средних школах (для окончивших неполную среднюю школу) – три года; в школах для глухонемых детей, дающих образование в объеме пяти классов неполной средней школы, - восемь лет и в неполной средней школе для получивших образование в объеме пяти классов неполной средней школы – четыре года.
Для детей, получивших в школе глухонемых образование в объеме пяти классов неполной средней школы и не имеющих возможности продолжать учебу в неполной средней школе, срок обучения увеличивался на один год для завершения профессиональной подготовки. Кроме всего, учитывая специфику обучения глухонемых детей, в школах для них открывались приготовительные классы.
В начале 60-х годов значительно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР. На это ведомство, в соответствии с постановлением Совета Министров республики, возлагалась выплата пенсий, организация врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, предоставление протезно-ортопедической помощи населению и др.
Оформление системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения в стране завершается принятием Закона СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» ( от 15 июля 1964 г.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1964 г. были повышены минимальные размеры государственных пенсий инвалидам I и II групп. Проведение таких мероприятий улучшило материальное положение более чем пяти миллионов пенсионеров. Кроме того, Постановлением Совмина СССР от 6 марта 1965 г. были расширены льготы инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великой отечественной войне. В частности, устанавливалась броня для приема на работу инвалидов ВОВ в пределах до 2 % общей численности рабочих и служащих дифференцировано для каждой отрасли. Руководителям предприятий, учреждений и организаций рекомендовано принимать инвалидов Отечественной войны на работу с неполным рабочим днем с оплатой труда по фактической выработке.
Постановление Совмина СССР определяло, что отпускаемые инвалидам Отечественной войны лекарства по рецептам врача должны оплачиваться ими в размере 20 % стоимости. Кроме всего, работающим инвалидам ВОВ предоставлялось первоочередное право направления в санатории, санатории-профилактории, дома отдыха и на амбулаторно-курортное лечение.
Расширялась сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов. В Российской Федерации в 1967 г. функционировало около 830 домов и 154 специализированных дома для детей-инвалидов. Дома для престарелых и инвалидов, дома для детей-инвалидов, техникумы и профессионально-технические школы-интернаты содержались за счет ассигнований из государственного бюджета на социальном обеспечении.
Следует учесть, что развитие российского законодательства по отношению к инвалидам опиралось на международные акты. Одним из первых таких документов, включавших положение по защите прав инвалидов, является, наряду с Всеобщей декларацией прав человека (1948), Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. В ней содержатся статьи, направленные на защиту отдельных слоев общества, в том числе инвалидов.
Вступившие в силу в 1975 г. Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, вместе составляющие Международный билль о правах человека, имеют самое непосредственное отношение к положению инвалидов в обществе, поскольку создают правовую основу обеспечения им равных прав и свобод наряду с остальными гражданами.
В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, рекомендовав всем международным организациям соответствующего профиля, а также правительствам стран-членов ООН, включать в разрабатываемые социальные программы необходимые статьи, предусматривающие эффективное претворение принципов и положений данной Декларации.
Чтобы придать новый импульс прогрессу в отношении общества к инвалидам ООН объявила 1981 год Международным годом инвалидов. Он проходил под лозунгом «Полное участие и равенство» - признания прав на полное участие инвалидов в жизни общества. Именно тогда впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением.
Наиболее важным итогом Международного года инвалидов являлось Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 г.
Цель ее заключается в содействии эффективным мерам по предупреждению инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации «равенства» и «полного участия» инвалидов в социальной жизни и развитии. Это означает создание таких же условий жизни, что и для всего населения. Причем эти задачи должны реализовываться во всех странах.
Всемирная программа включает меры по предотвращению инвалидности посредством борьбы с недоеданием, загрязнением окружающей среды, антисанитарией, недостаточным предродовым и после родовым уходом, заболеваниями, вызванными загрязнением воды, и различными несчастными случаями. Посредством расширения программ иммунизации международное сообщество могло бы добиться крупных достижений.
В конце 60-х годов во многих развитых странах мира началась разработка и реализация новой концепции инвалидности, учитывая связь между ограничениями, которые испытывает инвалид, структурой и характером окружающей его среды и отношением населения к инвалидам. Основными терминами, отражающими этот процесс стали «инвалидность», включающее в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира. и «нетрудоспособность», означающее утраты или ограничение возможности участия в жизни общества наравне с другими.
В 70-х годах многие представители организаций инвалидов и специалисты в области инвалидности выступили с критикой такой терминологии за их нечеткость и односторонность. В частности данные термины отражали лишь медицинские и диагностические подходы и игнорировали несовершенство и недостатки окружающего общества.
В 1980 году Всемирная организация здравоохранения приняла международную классификацию дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, который предполагал уже более точный подход к содержанию основных понятий «инвалидность» и «нетрудоспособность». В частности, данная классификация проводит более четкое разграничение между «дефектом», «инвалидностью» и «нетрудоспособностью». Однако и этот подход подвергается критике за то, что они «неадекватно отражают взаимодействие между социальными условиями или ожиданиями и способностями индивидуума».
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) запрещала дискриминацию по признаку инвалидности и предусматривала принятие специальных мер для обеспечения прав детей-инвалидов.
Значительным событием в развитии инвалидного движения стало проведение по инициативе ООН Десятилетия инвалидов (1983 -1992 гг.), принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи № 37/52 от 3 декабря 1982 г. Международный год инвалидов, Всемирная программа действий инвалидов, Десятилетие инвалидов дали мощный толчек прогрессу в этой области. Именно в данный период инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением.
В начале 90-х годов началась разработка нового концептуального документа, определившего развитие инвалидного движения на последующие десятилетия и в России. В частности резолюцией № 26 от 27 мая 1990 г. экономический и социальный совет ООН создал специальную рабочую группу правительственных экспертов для разработки стандартных правил создания равных возможностей для инвалидов. Эта работа получила широкую поддержку мировой общественности. Вновь данная проблема обсуждалась на 32 сессии Комиссии социального развития 20 февраля 1991 года. Принята рекомендация представить новый документ на сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В результате огромной работы Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций на сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96) были приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей». Цель «Правил…» заключается в обеспечении такого положения, при котором инвалиды, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица.
Данный важный международный документ включает 22 правила, которые затрагивают медицинское обслуживание инвалидов, реабилитацию, образование, занятость, социальное обеспечение, семейную жизнь, культуру, отдых и спорт, религию, подготовку персонала, организации инвалидов и т.д.
Таким образом происходило постепенное углубление знаний и расширение понимания вопросов инвалидности и используемой терминологии. В настоящее время признается необходимость рассмотрения как индивидуальных потребностей инвалида (реабилитация, предоставление технических средств и т.д.), так и недостатков, характерных для общества по отношению к инвалидам (различные препятствия для участия в жизни общества). Наибольшее распространение получили такие термины как «предупреждение инвалидности», «реабилитация», «обеспечение равных возможностей».
Достижением советской системы социального обеспечения, которое опиралось и на международные акты, являлось введение полного социального обеспечения трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при наступлении старости или инвалидности и других предусмотренных российским законодательством случаях.
Специфическими затратами социального обеспечения стали его всеобщность, равное право на получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения.
Однако следует помнить, что в условиях административно-командной системы в России сложилась государственная монополия на социальное страхование. Этот процесс сопровождался ликвидацией оправдавших себя форм благотворительности, лишением общественных организаций советского периода возможности участия в деле социальной помощи инвалидов. Общественное призрение, таким образом, свелось к социальному обеспечению. Под давлением сложившейся государственной системы был ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности.
В 80-е годы кризисные явления в экономике привели к нарастанию социальных проблем в обществе, включая и социальное обеспечение инвалидов. Назревала необходимость его перестройки.
В августе 1988 г. было учреждено Всероссийское общество инвалидов (подробней о деятельности общественных объединений инвалидов см. главу 12). Создание общественной организации инвалидов России позволило более четко сформировать проблемы людей с ограниченными возможностями и начать работу по их разрешению. Кроме того, важнейшим направлением работы Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) стало участие в развитии законодательства по проблемам инвалидов, защита их конституционных прав.
Начиная с конца 80-х и начале 90-х годов в России возрождается инвалидная пресса. Большой популярностью пользуется общероссийские ежемесячные газеты «Надежда» (Орган ЦП ВОИ) и «Русский инвалид» (учрежденный московским городским отделением ВОИ), а также региональные и территориальные газеты «Нижегородский инвалид», «Голос надежды» (Екатеринбург), «Контакт-информ» (Санкт-Петебрург), «Здравствуй» (Пермь), «Милосердие» (Красноярск) и др. В Екатеринбурге с 1990 г. издается всероссийский журнал инвалидов «Голос», в Барнауле журнал «Встреча». Во многих местных периодических изданиях существуют страницы и рубрики, связанные с проблемами инвалидов.
В Перми при областном правлении ВОИ в 1993 году образован редакционно-издательский центр «Здравствуй», который выпустил десятки книг для инвалидов. Среди этих изданий для инвалидов «Жить как все», «Тем, кто в коляске», «Рядом с ними», «Разорванный круг» и др.
В 1987 г. приказом Министерства социального обслуживания РСФСР были утверждены положения «О территориальном центре социального обслуживания пенсионеров» и «Об отделении социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам». В этих учреждениях оказывалась помощь инвалидам и гражданам пожилого возраста.
В настоящее время в России приоритеты международных норм над внутригосударственными закреплены в Конституции РФ (1993). В частности, пункт 4 ст. 15 Конституции гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являлось составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерацией установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируется и российское законодательство. Государственно-правовые основы социальной защиты и помощи инвалидам отражались в Конституции РФ, а также в нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Российской Федерации, указах президента РФ, постановлениях и распоряжениях правительства об инвалидах, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местной власти.
Социальная защита, социальная работа с инвалидами основывается на конституционно-правовых установках и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ. Особую значимость для осуществления социальной защиты и социальной работы с инвалидами имеет ст. 7 Конституции, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.
В ст. 39 основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае его болезни, инвалидности…» Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других услуг и т.д.
Правовой статус инвалидов определен Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995). Права пожилых граждан и инвалидов на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995).
Реформы, проводимые в России 90-х гг. вызвали обострение социально-экономической ситуации в нашей стране, что заметно усилило влияние всех факторов, обуславливавших причины инвалидности. Наметилось отставание уровней доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления. Снизились возможности и системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения, менее эффективной стала охрана труда, ухудшалось состояние окружающей среды.
Ко всему добавляется отсутствие навыков здорового образа жизни, употребление суррогатных спиртных напитков, распространение наркомании – все это повлияло на рост инвалидизации населения страны и обострение проблем детской инвалидизации. В июне 1996 г. в России пенсию по инвалидности получало 5 млн. человек.
Именно в это время на помощь инвалидам приходит общественность. В 1991-1992 гг. были зарегистрированы Российский благотворительный фонд для слепых и слабовидящих детей, ассоциация молодых инвалидов «Апрель», общественная благотворительная ассоциация «Фонд социальной помощи пенсионерам» и мн.др.
В 1991 г. было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Конкретной деятельностью по разработке и реализации социальной политики государства занимались профильные департаменты и управления. Основную исполнительскую и координационную роль в решении проблем инвалидности и инвалидов выполнял Департамент по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Важнейшим направлением деятельности Департамента являлась разработка основ государственной политики в области реабилитации и социальной интеграции инвалидов и т.д.
В 90-е годы была разработана и реализовывалась федерально-комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», «Социальная защита инвалидов военной службы» и др.
В середине 90-х гг. созданы детские социальные учреждения нового типа: 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В России тогда насчитывалось 342,7 тыс. детей-инвалидов. Из них 60 % - с психоневрологическими заболеваниями, 10% - опорно-двигательного аппарата.
Именно тогда была создана нормативно-правовая база, определяющая инвалидность, создана государственная служба медико-социальной экспертизы, принято Положение о порядке признания граждан инвалидами, разработаны основы формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
После принятия закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995) появились новые благотворительные организации и фонды, призванные помогать инвалидам.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 – ФЗ. В отличие от прежнего компенсационного подхода к инвалиду, сводящемуся лишь к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг, закон обосновал новую идеологию, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей и реализация гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципам и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации (подробней об этом см. гл. 2 учебного пособия).
В июне 2004 г. произошла еще одна реорганизация Министерства, курирующего социальную защиту и поддержку нуждающихся. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 утверждало Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и др. Новое Министерство курирует деятельность фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования.
Продолжающейся рост числа инвалидов в наше время заставляет совершенствовать проводимую в отношении инвалидов политику, устранять препятствия (невежество, пренебрежение, предрассудки и др.) на пути приближения общества к нуждам инвалидов, преодолевать изоляцию данной группы населения.
На протяжении развития общества, особенно в течение последних двухсот лет отношение к инвалидам изменялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставшими инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы организации инвалидов, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним.
В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, признание потенциальных возможностей инвалидов.
Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 832 в целях создания условий для формирования в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и реинтеграции в общество утверждена целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.».
В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ – Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция призывает страны к решению задач безбарьерной среды - системы физической доступности как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации, и транспорта. Это возможность инвалидам вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни: учиться, работать, отдыхать вместе со всеми.
Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы недискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество.
В настоящее время почти 130 государств уже подписали Конвенцию, 20-ратифицировали ее. Российская Федерация ратифицировала этот важный международный документ в конце 2009 года.
Сегодня в России насчитывается 13,2 млн. инвалидов, что составляет более 9 % населения страны. За последние годы в стране проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты инвалидов. Большое внимание уделяется повышению уровня доходов инвалидов и улучшению качества жизни. В течение 2009 г. рост пенсий для этой категории составила около 36 %, или 20% сверх роста цен.
Помимо пенсий инвалиды получают единовременные денежные выплаты, которые в 2009 г. увеличены примерно на 13 %. В этом же году был принят закон, который упрощает порядок подачи заявлений об отказе от получения набора социальных услуг, а также его предоставления.
В 2009 г. в соответствии с Указом Президента более 50 тыс. инвалидов, состоящих на учете на 1 января 2005 г. для обеспечения транспортными средствами, получили единовременную денежную выплату в размере 100 тыс. рублей или, соответственно, автомобиль.
В 2007 – 2009 гг. продолжалась реализация программы «Социальная поддержка инвалидов». приоритетными мероприятиями которой было финансирование строительства и реконструкции учреждений медико-социальной экспертизы.
В рамках этой программы были представлены субсидии общественным организациям инвалидов. Они направлены также на расходы, связанные с укреплением материально-технической базы самих общественных организаций, предприятий. В 2009 г. объем таких субсидий составил 1700 млн. рублей.
Среди наиболее серьезных современных