Доктора педагогических наук
Профессора Н.Ф.Басова
Авторы:
Н.Ф.Басов – доктор педагогических наук (редактор, введение, глава 1, приложения);
С.В. Бойцова – кандидат педагогических наук (глава 2,4),
О.Н. Веричева - кандидат педагогических наук, О.Б.Скрябина - кандидат педагогических наук (глава 3)
С.В. Бойцова - кандидат педагогических наук, Е.Ю.Смирнова (глава 5)
О.Н.Веричева - кандидат педагогических наук, Е.Н.Бобкова - кандидат педагогических наук (глава 6)
Ж.А.Захарова – доктор педагогических наук, Ю.В.Румянцев - кандидат педагогических наук (глава 7)
И.Н.Грушецкая - кандидат педагогических наук, О.А.Павлова - кандидат педагогических наук, М.С.Петрова - кандидат педагогических наук, А.И.Тимонин - доктор педагогических наук (глава 8)
В.М.Басова - доктор педагогических наук, А.Н.Смолонская - кандидат педагогических наук, О.С.Щербинина - кандидат педагогических наук
(глава 9)
Е.Е.Смирнова - кандидат педагогических наук (глава 10)
О.М.Забелина - кандидат педагогических наук (глава 11)
Н.Б. Топка - кандидат педагогических наук (глава 12)
А.В.Воронцова - кандидат педагогических наук (глава 13)
Аннотация
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с инвалидами. В нем рассматриваются направления и формы социальной защиты, помощи и поддержки инвалидов, особенности социального обслуживания этой категории населения.
Включает в себя основные темы курса, в каждой из них имеются вопросы для самоконтроля и списки рекомендуемой литературы.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр), а также практических работников.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. | ||
Глава 1. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России………………………………………… | ||
1.1. | Призрение немощных и увечных в IХ – перв. пол. ХVIII вв…………… | |
1.2. | Развитие социальной помощи и призрения инвалидов в России во второй половине ХVIII – нач. ХХ вв…………………… | |
Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России ХХ – нач. ХХI вв………………... | ||
Глава 2. Социальная политика в отношении инвалидов | ||
2.1. | Сущность социальной государственной политики в отношении инвалидов …………………………………………………………………….. | |
2.2. | Нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов……………………………………………………………………... | |
Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами | ||
3.1. | Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения ………... | |
3.2. | Технология социального консультирования инвалидов……………... | |
3.3. | Социальная реабилитация инвалидов …………………………………. | |
3.4. | Технологии социальной адаптации инвалидов ……………………..... | |
3.5. | Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами | |
Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов | ||
4.1. | Положение инвалидов на рынке труда…………………………… | |
4.2. | Социальная поддержка безработных инвалидов…………………… | |
Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов | ||
5.1. | Пенсионное обеспечение инвалидов………………………………… | |
5.2. | Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов …………………………………………………………………… | |
Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов | ||
6.1. | Социальное обслуживание в стационарных учреждениях………….. | |
6.2. | Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов | |
Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов | ||
7.1. | Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов……. | |
7.2. | Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида…. | |
Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами | ||
8.1. | Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России………………………………………………………… | |
8.2. | Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования………………………………………… | |
8.3. | Организация досуга молодых инвалидов……………………………. | |
Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов | ||
9.1. | Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки……. | |
9. 2. | Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов …….. | |
9.3. | Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………………. | |
Глава 10.Гендерный аспекты социальной работы с инвалидами | ||
10.1. | Гендерные особенности инвалидности……………………………………... | |
10.2. | Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью ……………………………………………………………... | |
Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях | ||
11. 1. | Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении……………………………………………..…. | |
11.2. | Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве РФ………………………… | |
11.3. | Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях……………………………………………… | |
Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов | ||
12.1. | Понятие и виды общественных объединений инвалидов…………………. | |
12.2. | Содержание деятельности общественных объединений инвалидов. | |
Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами | ||
13.1. | Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами……... | |
13.2. | Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностей………………………….. | |
Приложения……………………………………………………………….. |
Введение
Отношение к инвалидам всегда являлось показателем экономической и нравственной зрелости любого общества. Понятие «инвалид» в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный». В период петровских реформ инвалидами называли военнослужащих, которые по причине заболевания, ранения или увечья не могли нести воинскую службу. Лишь после Второй мировой войны происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В настоящее время наиболее полное определение инвалидности содержится в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ: инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.
В свою очередь ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, контролировать сове поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы.
Известно, что все инвалиды подразделяются на несколько групп: по возрасту; по происхождению инвалидности; по характеру заболевания; по степени трудоспособности (инвалиды I, II и III группы).
В основе возникновения инвалидности лежит множество причин: наследственно-обусловленные формы; формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья. В свою очередь приобретенные формы инвалидности подразделяются на инвалидность вследствие общего заболевания; инвалидность, приобретенная в процессе трудовой деятельности (увечье или профессиональное заболевание); инвалидность вследствие военной травмы; инвалидность связанная с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (радиационные воздействиями, землетрясения и иные катастрофы).
Все причины инвалидности делятся на медико-биологические, социально-психологические (семейные, педагогические, бытовые и др.); экономико-правовые.
На протяжении исторического развития, особенно в течение последних двухсот лет отношение к инвалидам менялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставшими инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы общественные организации, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним. В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в полноценную жизнь общества, признание их потенциальных возможностей.
В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ – Конвенция ООН о правах инвалидов. Она призывает страны к решению задач безбарьерной среды – системы физической доступности как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации, и транспорта.
Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы недискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество. В настоящее время почти 130 государств уже подписали Конвенцию, 20 - ратифицировали ее. Российская Федерация ратифицировала этот важный международный документ в конце 2009 года.
Сегодня в России насчитывается 13,2 млн. инвалидов, что составляет около 10% населения страны. Доминирующее положение в качестве инвалидизации занимают болезни системы кровообращения и онкологические заболевания. На их долю приходится 70% от всего количества граждан, которые получают инвалидность. На третьем месте болезни костно-мышечной системы.
За последние годы проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты и поддержки инвалидов. Большое внимание уделяется повышению уровня доходов инвалидов и улучшению качества жизни. Продолжается реализация программы «Социальная поддержка инвалидов»; предоставляются государственные субсидии общественным организациям инвалидов. За несколько последних лет в стране выросла в два раза пенсия по инвалидности, созданы и функционируют более 220 реабилитационных центров для инвалидов и более 300 центров для детей с ограниченными возможностями. Указом Президента РФ от 17 декабря 2008г. был создан и функционирует Совет по делам инвалидов при главе государства.
Однако существует еще много серьезных современных проблем в области социальной защиты инвалидов. Среди них выделяют неудовлетворительное состояние системы медико-социальной экспертизы и социальной реабилитации инвалидов; их занятости и трудоустройства; несовершенство организационно-финансовых механизмов представления инвалидам технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения и многое другое.
Однако в целом, в настоящее время в России взят курс на переход от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми, обеспечение им прав на работу, на полноценное медицинское обслуживание, образование, участие в общественной жизни, воспитание уважительного отношения к инвалидам.
Естественно, что подготовка будущих социальных работников, особенно в условиях перехода на систему многоуровневого образования невозможна без полноценной серьезной перестройки содержания учебного процесса в вузах. Именно на это рассчитан новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр). Кроме всего он предусматривает профильную подготовку бакалавров. Один из них – социальная работа с различными группами населения, включая инвалидов. Поэтому очень важно, чтобы студенты были знакомы с историей становления и развития социальной защиты и поддержки инвалидов в России (глава I), современной социальной политикой в отношении их (глава II), особенностями технологий работы с инвалидами (глава 3), социально-бытовым обслуживанием этой группы населения (глава 5), спецификой работы с семьями инвалидов, их занятостью и трудоустройством (глава 4,7). В учебном пособии специально рассмотрено содержание помощи и поддержки молодых инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями (главы 8,9).
Большое внимание в книге уделено рассмотрению гендерных особенностей в работе с инвалидами (глава 10), специфики деятельности общественных объединений лиц с ограниченными возможностями (глава 12). Глава 13 раскрывает содержание этических требований к социальной работе с лицами, имеющими особые потребности.
Настоящее учебное пособие поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, в написании докладов, рефератов, курсовых и квалификационных работ, будет способствовать успешному прохождению учебных и производственных практик будущих бакалавров социальной работы. Существенную помощь пособие окажет работникам социальной и социально-педагогической сферы в практической деятельности и повышении квалификации.
Надеемся, что издание данной книги будет способствовать совершенствованию системы подготовки будущих социальных работников к деятельности с инвалидами.