Информатизация России сегодня и завтра
Во многом благодаря последовательной реализации рассмотренных в предыдущем разделе основных принципов государственной политики в сфере информатизации показатели развития информационной среды российского общества выглядят достойно, хотя по ряду из них Россия существенно уступает США и другим развитым странам.
Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим несколько миллионов баз данных, электронных информационных массивов библиотечных и архивных фондов. В последнее время быстро растет количество российских сайтов в Интернете, ежегодно их число удваивается. Однако нельзя не отметить, что по показателю доступности информационных ресурсов наша страна отстает от развитых стран.
Сегодня в большинстве крупных городов России эффективно функционируют провайдеры – организации, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет. Широко используется бесплатное (некоммерческое) обслуживание пользователей. Быстро расширяется и рынок сетевой коммерческой информации (сведения о компаниях, товарных рынках, рынке ценных бумаг, объектах инвестиций). Это означает серьезный шаг по пути к информационной экономике.
Бурному развитию процессов информатизации и, соответственно, отечественных территориальных компьютерных сетей и информационных систем различного рода в первой половине 90-х годов в значительной мере способствовало как ускорение развития инфраструктуры связи, так и определенное насыщение страны персональными компьютерами.
В настоящее время отечественные сетевые структуры развиваются в направлениях, по которым идут США, Великобритания, Германия, Франция.
Сохраняется бурный рост сети Интернет, в которой сегодня поддерживается более двух миллион в информационных серверов, содержащих свыше 10 млрд. документов свободного доступа.
На рис. 1.35 приведена динамика роста количества пользователей InterNet в мире и на рис. 1.36 – в России. Учитывая территориальную распределенность Российской Федерации имеем неравномерное распределение пользователей по ее территории, приведенную на рис. 1.37.
Рис. 1.35. Динамика роста числа пользователей InterNet
в мире, млн чел
Разумеется, развитие ИС требует постоянного совершенствования научно-технической и технологической базы этого развития. Эту базу составляют прежде всего критические информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии.
Термин «критические» технологии» применительно к информации означает, что именно их уровень и масштабы применения определяют эффективность достижения главных целей информатизации.
Рис. 1.36. Динамика роста числа пользователей InterNet
в России, млн чел
К этим технологиям прежде всего следует отнести:
- многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой:
- вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ;
- системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений;
- системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- системы математического моделирования.
В ближайшем будущем (по крайней мере до 2005 г) важнейшими задачами политики информатизации будут селективная государственная поддержка приоритетных технологий, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований, стимулирование использования конкурентоспособных отечественных технологий в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах.
Рис. 1.37. Распределение пользователей InterNet по территории России
Что касается российского информационного рынка, то его главная отличительная черта состоит в его неоднородности по регионам страны. Это связано, естественно, с географическим положением регионов, неравномерностью их социально-экономического развития, направленностью экономической деятельности и т. д.
Развитие рынка по традиции идет от центра к регионам. Кроме того, слабость правового регулирования рынка также накладывает серьезные ограничения на его развитие.
Необходимо отметить развитие сферы домашнего потребления компьютеров, которая быстро растет, и в ближайшие годы количество домашних компьютеров может составить до половины всего парка ПК, что вызовет резкое повышение спроса на информационные продукты и услуги (до 60 – 70% в общем объеме продаж). Трудно переоценить социальное значение этой тенденции.
Российская социокультурная среда оказывает непосредственное воздействие на процессы информатизации. Имеетсяряд благоприятных для этого развития социально-демографических характеристик, в частности высокий процент городских жителей. Другой важный индикатор высокий процент молодых, 15 – 16-летних людей, активных, способных и желающих осваивать компьютерный мир. Однако сегодня работают и тормозящие факторы: неразвитые информационные потребности населения и неготовность общества жить в условиях открытого общества.
Мировое информационное развитие ускоряет движение России по пути демократических преобразований общества и государства. Уже можно говорить о формировании в России новой информационно- правовой реальности. Права и свободы граждан переместились в фокус общественного внимания. Именно в сфере создания, распространения и потребления информации приобретают наиболее острые черты проблемы взаимоотношения государства и общества, социальных институтов и граждан, открытости информации. Сегодня информационное право следует рассматривать как локомотив демократического развития страны.
Обеспечение построения в России демократического общества такова стратегическая цель информационной политики государства и ее неотъемлемой составной части – политики информатизации.
Сказанное означает, что политика информатизации как технологической основы этого движения должна быть ориентирована и на решение главных задач информационной политики:
- обеспечение широкого, свободного доступа к информационным ресурсам;
- обеспечение граждан общественно значимой и востребуемой информацией;
- подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке.
В различных странах движение процессов информатизации осуществляется и оценивается по-разному. Дело не только в том, что исходные пункты движения для разных стран различаются по уровню развития информационной среды или по возможностям инвестирования в нее. Эти факторы обусловлены неравномерностью мирового экономического развития. Различные стратегии формирования информационного общества обусловлены общими закономерностями экономического и политического развития. Если в США доминирует прагматический подход, то европейские страны на первый план выдвигают социальную и гуманитарную составляющие информатизации.
Зарубежный опыт свидетельствует, что структурные изменения в мировой экономике, интернационализация общественной жизни — источники перемен в традиционном политическом ландшафте. Информатизация усиливает эти изменения.
Сказанное имеет важное значение для осмысления движения России к развитому информационному обществу. Прежде всего надо понять, что это постепенный и длительный процесс. Сегодняшнее отставание России вызвано прежде всего структурой ее реального сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Доминирование в экономике России реликтовых технологических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсутствие полнокровной национальной компьютерной сети, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе, обусловленный низким уровнем качества жизни, – таковы принципиальные преграды на пути нашей страны к информационному обществу. Именно поэтому наше общество должно нащупать свой путь преодоления этих преград, не повторяя в общем американский, европейский, японский или даже латиноамериканский пути, и определяемый особенностями ее политического, социального, экономического и культурного развития.
Собственный путь предполагает тщательно продуманную стратегию, основу которой должна составить интеграция экономической, технологической, информационной и культурной политики, рассчитанная по крайней мере на жизнь одного поколения. Россия непосредственно взаимодействует со всеми субъектами в современной системе международных политических, экономических и культурных отношений. И это взаимодействие в глобальной системе мировых информационных связей будет усиливаться.
Выбор своего пути построения информационного общества предполагает глобальные оценки роли страны в мировой цивилизационной и геополитической системах, ее назначения как передатчика культурно-исторической эстафеты, ее перспектив как носителя альтернативных моделей будущего.
Россия может выступить как носитель специфической цивилизаци- онной модели, во многом корректирующей западный эталон. Историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания и, наконец, образование единого духовного пространства страны – таковы главные принципы этой коррекции.
Говоря об особом пути России к информационному обществу и принимая все лучшее, социально и гуманитарно-ориентированное из зарубежного опыта, нельзя не учитывать уникальные экономико-географические условия страны и ее регионов. Уникальность состоит в исключительной роли телекоммуникаций и средств массовой информации как инструмента удовлетворения жизненно необходимых, в том числе духовных, потребностей населения в регионах, сколько-нибудь удаленных от столицы. Именно это обстоятельство и будет в ближайшее десятилетие определять темпы демократических преобразований, формирования дистанционных систем образования и научного обмена, медицинских услуг и, наконец, торговли и организации досуга.Это означает переход к новому этапу информатизации – интеграции отдельных информационных систем в единое целое на базе национальной информационно- коммуникационной инфраструктуры.
Реализация процессов информатизации на этом этапе позволит России:
- уверенно вписаться в систему международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ и при этом защитить страну от информационной, политической и культурной экспансии развитых стран;
- решить задачу вхождения в мировые открытые сети национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;
- предотвратить опасности использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия и угрозы информационного терроризма.
В сфере экономики Россия сможет строить свою стратегию социально-экономического развития с учетом трансформаций, происходящих в мировом информационном и экономическом пространстве. Эта стратегия будет опираться на:
- постоянное расширение инвестиций в информационную среду общества;
- использование преимуществ, которые дает владение социальной и экономической информацией в данное время и в данном месте;
- эффективные и гибкие механизмы управления экономической деятельностью и общественной жизнью в целом;
- резкий рост потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы;
- развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры.
В сфере государственного управления информатизация позволит:
- существенно улучшить подготовку и принятие решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях за счет использования системы полных, достоверных и доступных баз данных по всем объектам управления, а также развития интеллектуальных информационных систем;
- обеспечить реализацию всех базовых функций системы управления (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координацию деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т.п.) в реальном масштабе времени;
- развернуть мониторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных и антропогенных катастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций и построить систему быстрого реагирования на эти ситуации;
- сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственного управления и использовать открытость информации в качестве действенного средства борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностными преступлениями.
Успехи информатизации сегодня и завтра основаны на необходимости понимания в обществе и в системе государственной власти роли информатизации как важнейшего ресурса социально-экономического, политического и культурного развития.