Й вопрос. Латинская Америка в 1990 - начале XXI в.
16 января 1992 г. в Мехико было подписано соглашение, положившее конец 11-летней гражданск. войне. Повстанцы разоружались. Вооруженные силы Сальвадора сокращались и переходили под контроль гражданск. властей. Армия Никарагуа была сокращена, резко уменьшены военные расходы, 22 тыс. контрас были разоружены. В декабре 1996 г. был урегулирован вооруженный конфликт в Гватемале, длившийся 36 л. В рез. событий в Ц. Америке ситуация сложилась не в пользу революционной альтернативы, кот. уступила место эволюционным процессам.
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В 90-е гг. К основным направлениям экономики относились: свободный рынок, широкая либерализация внешней торговли и экономики в целом, устранение таможенных барьеров, создание максимально благоприятных условий для привлечения иностранных капиталовложений и товаров, осуществление широкой приватизации гос. собственности и сведение к минимуму вмешательства государства в экономику, резкое сокращение гос. расходов на социальную сферу. После непродолжит. периода улучшения экономич. ситуации неолиберальная модернизация в Лат. Америке исчерпала себя
МЕКСИКА – реформа конституции. создание Североамериканск. зоны /Свободной торговли (НАФТА), с участием США, Канады и Мексики.
АРГЕНТИНА правительство К. Менема В 1994 г. - новая редакция конституции Расширялись полномочия Национального конгресса, вводилась должность главы кабинета министров, назначаемого президентом, но ответственного и перед парламентом. Отменялись двухступенчатые выборы президента и коллегия выборщиков. Срок полномочий президента сокращался с шести до четырех лет, но с правом повторного переизбрания. В марте 1991 г. Менем совместно с президентами Бразилии, Уругвая и Парагвая подписал договор о создании Общего рынка Юга Америки (МЕРКОСУР) в составе четырех стран. 2003 – Киршнер, политика «экономич. национализма».
БРАЗИЛИЯ Ф. Коллор де Мело, занявший президентск. пост 15 марта 1990 г., принял чрезвычайные меры «шоковой терапии» против инфляции и бюджетного дефицита. Стремясь упрочить конституционный режим, правительство Коллора приняло меры для полного отстранения военных от участия в политике. Но вывести экономику страны из кризиса так и не удалось. В годы президентства Коллора были сокращены расходы на образование, здравоохранение и др. социальные мероприятия. 1992 – президент Франко. Правительство Франко отказалось от «шоковых» экстремальных мер и стало уделять больше внимания стимулированию производства. 1995 – президент Кардозо. высказывался против неолиберализма, за особую модель развития, в кот. курс на модернизацию и интеграцию в мировую экономику сочетался бы с социальным прогрессом и сохранением суверенитета страны. Курс на либерализацию экономики и внешней торговли правительство стремилось сочетать с регулирующей ролью государства. В 90-е гг. Бразилия стремилась занять более активную позицию в мировой политике
ЧИЛИ Важнейшей задачей стало завершение перехода страны к демократии, ликвидация последствий диктатуры. Однако решить ее удалось лишь частично. Правительство стремилось сочетать экономич. развитие с социальным. Были увеличены расходы на программы по борьбе с бедностью и нищетой, по трудоустройству и повышению квалификации работников, по жилищному строительству, развитию здравоохранения и образования. 1993 – президент Фрей. Коалиционное правительство. Правительственная политика способствовала долговрем. подъему экономики. В конце 90-х гг. экономич. развитие Чили замедлилось. 2000 – президент Лагос. 2006 - женщина — Мишель Бачелет, Программа ориентирована на решение острых вопросов современности и социальных противоречий, актуальных проблем экономич. модернизации и адаптации к условиям глобализации без излишнего радикализма, при помощи гражданск. общества и дальнейшего развития демократич. институтов. Рыночные механизмы отвергаются, антиамериканск. настроения не разжигаются. Вся политика правительства направлена на сглаживание противоречий внутри чилийск. общества при опоре на средний класс (а в партийном отно-шении на христианск. демократов), обеспечение высоких темпов роста экономики, выполнение намеченных социальных обязательств.
УРУГВАЙ 2005 – Васкес, Гл. своей задачей определяет борьбу с бедностью, предполагая решать ее бразильск. методами. При нем восстановлены дипломатич. и экономич. связи с Кубой.
НИКАРАГУА 2006 – Ортега, Главными пунктами его программы были борьба с нищетой, повышение заработной платы, увеличение расходов на образование
БОЛИВИЯ – индеец Моралес. Главными пунктами его предвыборной программы были: национализация нефтегазовой отрасли и изменение закона об углеводородах, требование легализации коки и прекращение преследования выращивающих коку («кокалерос»), созыв Конституционной ассамблеи, обеспечение занятости и перераспределение национального дохода, построение эгалитарного общества справедливости. Главным врагом Боливии он называл империализм США, чья политика несет с собой зло и разрушения, а главным врагом человечества — капитализм.
ЭКВАДОР – 2006 – Корреа Он выступал против переговоров с США о свободной торговле, считая, что это отрицательно отразится на эквадорск. экономике, критиковал политику США в Лат. Америке и мире, отрицал неолиберальную экономику, а взамен предлагал расширить экономич. сотрудничество с Венесуэлой, Боливией и др. Андск. странами, за что получил ре-путацию «чависта».
В ЦЕЛОМ Основные компоненты неолиберального курса в Лат. Америке служили в первую очередь интересам транснационального капитала. Либерализация экономики и внешней тор-говли обеспечивала условия для захвата ТНК ведущих позиций в регионе. В странах региона выгоду от реформ получали главным образом зажиточные слои населения.
В 90-е гг. страны Лат. Америки впервые в своей истории развивались без диктатур, практически повсеместно находились у власти конституционные режимы представит. демократии. Однако она оставалась хрупкой, неустойчивой, функционировала далеко не в полном объеме, порой скорее формально. Для ЛА были хар-рны президентск. республики с преобладанием сильной исполнит. власти над парламентами. Партийно-политич. системы не в полной мере соответствовали западным образцам и не обладали достаточной устой-чивостью. Серьезную угрозу политич. демократии представляли социальные последствия неолиберальной модернизации — обнищание значительных слоев населения, их маргинализация, усиление социальных контрастов. Режимы представит. демократии, как правило, служили в основном интересам имущей элиты. Левые и левоцентристск. партии и коалиции высказывались за суверенитет своих стран, за сохранение ими национальной и культурной идентичности в условиях глобализации.
Процессы социальной деградации толкали неблагополучные слои населения к экстремальным формам протеста, в ряды повстанч. и террористич. организаций, а также в сферу деятельности наркомафии. В некот. странах сошли с политич. сцены коммунистич. партии. Особое место в социально-политич. жизни континента занимало движение индейск. народов, их общин за право на землю, на самобытность и автономию.
. В рез. президентско-парламентск. выборов в нач. XXI в. здесь сложилась новая политич. ситуация. В большинстве стран континента к власти пришли или усилили свое влияние левоцентристск. и леворадикальные силы, критически настроенные в отношении ортодоксального либерального курса. Главными движущими мотивами для них становятся не политич. догмы, а социальные проблемы. Новые левые руководители стран ЛА отвергают неолиберализм и ратуют за альтернативный вариант развития, но не все одинаково радикальны. По тому, как они относятся к государству, рынку, демократии и методам проведения преобразований, их можно подразделить на центристов и радикалов. К центристам относятся президенты Бразилии, Аргентины, Чили, Уругвая, к радикалам — Венесуэлы, Бразилии Промежточную позицию занимают президенты Эквадодора и Никарагуа.
Серьезно ослабленным оказалось правое политич. направление. связавшее свою политику с неолиберализмом. Его представляют президенты Колумбии (Альваро Урибе), Мексики (Фелипе Кальде рон), Гондураса (Мануэль Селайя), Гватемалы (Оскар Бергер) и Сальвадора (Тони Сака). В ряде стран правоцентристы являются основными оппозиционными силами, получившими серьезную поддержку избирателей (в Чили, Боливии, Эквадоре, Уругвае и Панаме).