Й вопрос. Страны Центральной и Восточной Европы в 1990-е -начале XXI в.
Для событий 1989–1990 г. была характерна неустойчивость участвовавших в них идейно-политических сил. Их можно обозначить как антитоталитарные, но более точно – невозможно, так как они были далеки от отчетливого идеологического и социально-политического самоопределения. В каждой стране действовало большое количество политических партий, которые стремились к власти и которым было трудно найти общий язык. Путь к стабильности был весьма сложен вследствие тяжелого, как правило, экономического положения, социальной напряженности, острых политических конфронтаций, ностальгии значительной части населения по временам социализма.
С позиций геополитики и международных отношений в Европе и мире, революции рубежа 80–90-х годов привели к резкой смене внешнеполитических и экономических ориентаций стран Центральной и Юго-Восточной Европы. На рубеже 1990–1991 г. была ликвидирована военно-политическая Организация Варшавского договора. СЭВ, введя с 1 января 1991 г. взаиморасчеты в конвертируемой валюте, погиб, что нанесло сильнейший удар по экономике всех восточноевропейских государств. Для подавляющего большинства стран региона (за исключением Сербии и Черногории) с самого начала 90-х годов характерно стремление максимально быстро вступить в Европейское сообщество, НАТО и другие западные структуры.
Одновременно выяснилось, что их интеграция с Западом будет проходить сложно, долго и болезненно. Расширение НАТО грозило нарушением сложившегося баланса международных сил. Оно встретило сильное противодействие России и Беларуси, не желавших граничить с государствами супермощного блока. И тем не менее, процесс движения НАТО на восток начался. Весной 1999 г. в ряды блока была принята первая группа восточноевропейских государств – Чехия, Польша, Венгрия. Во время агрессии стран НАТО против Союзной Республики Югославии (март – июнь 1999 г.) все бывшие социалистические страны Центрально-Восточной Европы поддержали военные действия против двух югославских республик, предоставили свое воздушное пространство для самолетов НАТО и т.д. Македония выделила свою территорию для развертывания сухопутных войск блока перед вводом их в Косово. Во время и после антиюгославской агрессии соседние с СРЮ государства (Македония, Болгария, Босния и Герцеговина) форсировали свое движение в НАТО. В целом этот курс проводят все государства Центрально-Восточной Европы, при частичном исключении Сербии, Черногории, Албании. Думается, что в ближайшее время произойдет дальнейшее расширение блока НАТО за счет еще одной группы стран региона.
Более сложным и длительным является процесс вступления стран региона в Европейское Сообщество (Евросоюз). С одной стороны, государства Центрально-Восточной Европы хотели бы максимально быстро получить большие выгоды и преимущества от экономического объединения с наиболее развитыми странами Европы (капиталовложения в структурную перестройку экономики, прямая финансовая помощь в поднятии уровня жизни до западноевропейского, единый рынок рабочей силы, товаров и капиталов). С другой стороны, страны Евросоюза сознают как необходимость изыскания огромных сумм на подтягивание экономических систем центральноевропейских государств до уровня Западной Европы, так и сложность, длительность процессов экономической перестройки в бывших странах социализма. Поэтому Европейское Сообщество не форсировало процесс собственного расширения. Лишь на саммите в декабре 2001 г. лидеры государств ЕС приняли решение принять в свои ряды первую группу стран Центральной Европы в 2004 г. и определили список «абитуриентов» из 10 республик. Остальным (в том числе Болгарии и Румынии) было предложено подождать как минимум до 2007 г.
Приходится констатировать, что в течение 90-х годов Россия утратила роль центра экономического притяжения для стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Ее место заняли Германия, Италия, Австрия и др. В 1999 г. на страны Евросоюза приходилось до 60% внешнеторгового оборота государств региона. Процесс ликвидации социализма в странах региона в целом шел сходными путями. В то же время необходимо обратить внимание и на некоторые национальные особенности как событий 1989–1990 г., так и последующего развития.
Что касается экономики в странах ЦВЕ была быстро преодолена иллюзия относительно саморегулирующихся рынков. В Польше, где к середине 1949 г. по государственным ценам реализовывалось менее 30% потребительских товаров и услуг, даже после "шоковой терапии" (план Бальцеровича) процесс освобождения цен был более длительным и продуманным, чем в России. Административные ограничения были вновь распространенны на цены товаров и услуг (доли их в оптовой торговле к середине 90-х гг. составила 12%, в розничной - около 15%). Во многих других странах процесс либерализации цен также растянулся во времени. Государства в странах ЦВЕ регулировали зарплату с помощью налогов, изменение величины страховых взносов.
В ЦВЕ введена конвертируемость национальных валют. В Польше, Чехословакии, Венгрии был введен фиксированный курс валют, в Болгарии и Румынии - плавающий курс. В ЦВЕ (кроме Венгрии) до середины 90-х гг. не сложилось рынка ценных бумаг.
Приватизация в некоторых странах была ваучерной, но именные ваучеры позволяли избегать широкомасштабных спекуляций ими. В Чехословакии (до ее распада) на приватизационные чеки гражданин мог обрести акции нескольких предприятий. Однако купонная приватизация не создала реального собственника. При продаже предприятий сферы обслуживания их профиль должен быть сохранен.
В Словакии преобладают самоуправленческие предприятия, в Венгрии иностранный капитал скупил многие крупные предприятия. Польша приступила к массовой приватизации лишь в конце 1996 г.
Государство стимулирует развитие средних и мелких предприятий. Прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами роста экономики нет. Уже коммерциализация госпредприятий (например, в Польше) могла дать эффект. Польша с 1992 г. вышла из кризиса. В 90-е гг. темпы роста ВВП составили около 6% в г.. В Чехии же экономика в 1991-1993 гг. переживала спад. В 1998 г. спад ВВП составил 2,7% Это - результат глубокого структурного кризиса, заложенного стратегией трансформации, прежде всего, моделью купонной приватизации. Национальная собственность перетекла в банки: через сращивание банков, инвестиционных приватизационных фондов и предприятий.
В странах ЦВЕ началось постепенное создание системы адресного перераспределения социальной помощи.
В целом административные методы государственного воздействия на экономику ограничиваются сферами гражданского права и правоохранительной деятельности, контроля за соблюдением экологических и технических стандартов, ценообразованием (по сокращающемуся кругу товаров), внешней торговли и валютных операций, деятельности монополий. Центр тяжести смещается к косвенным, рыночным методам регулирования экономики со стороны государства.
После распада ОВД и СЭВ страны ЦВЕ потянулись в структуры западных союзов. Польша, Чехия, Венгрия стали членами НАТО (1999 г.). Существует угроза навязанной Западом структуры "санитарного кордона". Но надежды стран ЦВЕ могут быть связаны с восстановлением взаимовыгодных отношений с Россией, при сохранении таких же отношений с Западом.