Й вопрос. Великобритания 1945-2005 гг.
"Триумф и трагедия" - так охарактеризовал положение Великобритании У. Черчилль весной 1945 г.: людские потери, сокращение тоннажа торгового флота, рост государственного долга, застой в старых отраслях экономики, рост национально-освободительного движения. Происходит усиление влияния лейбористов, выдвинувших манифест "Лицом к будущему". Выборы в парламент в июле 1945 г. принесли им победу. Правительство К. Эттли (1945 - 1951 гг.) способствовало усилению Государственно-монополистическому капитализму. Оно провело национализацию Английского банка, угольной, газовой промышленности, части сталелитейных заводов и др., социальные реформы (отмена закона 1927 г., новое законодательство о социальном страховании и здравоохранении), реформу палаты лордов (право вето сократилось до 1 г.). В то же время "замораживалась" зарплата, росли налоги, увеличивались военные расходы.
Страна принимает участие в плане Маршалла, в создании НАТО, способствует восстановлению монархического режима в Греции, содействует расколу Германии, участвует в войне в Корее.
Правительство вынуждено признать независимость Индии, Бирмы, Цейлона. В других колониях стремление к независимости подавляется силой.
2. Консерваторы у власти (1951 - 1964). общества.
В 1951 г. к власти на 13 лет возвратились консерваторы (кабинеты У. Черчилля (до 1955 г.), А. Идена (1955 - 1957 гг.), Г. Макмиллана (1957 - 1963 гг.), А. Дуглас-Хьюма (1963 - 1964 гг.). Сокращается государственно-монополистического капитализма, денационализируется сталелитейная промышленность и автодорожный транспорт. Сокращаются средства на социальные цели и гражданские отрасли. Отменен контроль над ростом квартплаты (1957 г.).
В 60-е гг. - "ветры перемен": усиливается ГМК, создается Национальный совет экономического развития (1962 г.), предоставляются госсубсидии крупному бизнесу.
Во внешней политике - курс на укрепление позиций в Европе (но: неудача с вступлением в ЕЭС и создание ЕАСТ), укрепление отношений с Содружеством наций. В то же время - колониальные войны против Малайи, Кении, Британской Гвианы. Но британская колониальная империя была ликвидирована. Страна участвует в СЕАТО и Багдадском пакте (СЕНТО). Агрессия против Египта (октябрь - ноябрь 1956 г.) привела к отставке правительства А. Идена.
Необходимость нормализации отношений с СССР приводит к успеху Женевского совещания 1954 г. по Индокитаю и участию в Женевской конференции глав правительств 4-х стран 1955 г., подписанию Московского договора 5 августа 1963 г.
Неудача соглашения с ЕЭС привела к созданию ЕАСТ (1958 - 1960 гг.).
3. Великобритания в середине 60-х - конце 70-х гг.
Экономические трудности, политический скандал лета 1963 г. привели к смене правительства, а в октябре 1964 г. - к поражению консерваторов на выборах.
При лейбористском правительстве Г. Вильсона (1964 - 1970 гг.) продолжается политика программирования (национальный план на 1964 - 1970 гг.), национализируется черная металлургия (1967 г.). Были повышены пенсии, установлен контроль за квартплатой. Создано Национальное управление по ценам и доходам. После выборов 1966 г. в парламент внесен антипрофсоюзный законопроект. С 1966 г. вводятся запреты на повышение зарплаты. Такова практика "государства благосостояния".
Началось обострение обстановки в Ольстере (столкновения в октябре 1968 г. в Лондондерри).
Во внешней политике был увеличен вклад Англии в НАТО, поддерживалась агрессия США в Индокитае. Осуществлялась поддержка расистским режимам в ЮАР и Ю. Родезии.
По восходящей линии развивались отношения с СССР. Во время событий в Чехословакии правительство заняло антисоветскую позицию.
После поражения лейбористов на досрочных парламентских выборах (июнь 1970 г.) консерваторы сформировали правительство Э. Хита. У истоков его политики - "новый консерватизм". В 1971 г. парламентом принят антипрофсоюзный закон "Об отношениях в промышленности". Идет демонтаж госрегулирования экономики. Проводится политика замораживания зарплаты как средство борьбы с инфляцией. Растут квартплата, транспортные расходы, плата за медобслуживание. Наблюдается высокая степень монополизации и отставание в модернизации производства.
Усилилось вооруженное насилие в Ольстере. В Ольстере было установлено прямое правление Лондона. Перед лицом экономических трудностей и роста рабочего движения осенью 1973 г. было введено чрезвычайное положение. С 1 января 1974 г. предприятия переведены на трехдневную рабочую неделю. Это вызвало забастовку шахтеров, переросшую во всеобщую. Экономика стала задыхаться.
Досрочные парламентские выборы привели к формированию правительства Г. Вильсона. Развернулась борьба с инфляцией. Отменены принятые консерваторами в 1971 - 1974 гг. законы, повышены пенсии, пособия по безработице, заморожена квартплата, однако подняты цены на газ и электричество.
Проводилась политика "социального контракта" (взаимные обязательства профсоюзов и правительства). Однако ее реализация по вине последнего была сорвана.
Отражением политического кризиса стала отставка Г. Вильсона (март 1976 г.). Премьер-министром стал Дж. Каллагэн. Уступка Лондона МВФ привела к сокращению расходов на социальные нужды. Многие члены профсоюзов и лейбористской партии были не согласны с мерами правительства для вывода страны из кризиса.
Внешнеполитический курс правительства Э. Хита был направлен на упрочение военно-стратегических и экономических позиций Англии в мире и особенно в Европе. С 1973 г. Англия стала членом ЕЭС. Предпринимались попытки возрождения политики "к востоку от Суэца". Осенью 1971 г. были осуществлены акции в отношении сотрудников советских учреждений в Англии. Лишь в 1972 г. правительство сказало "да" идее СБСЕ.
Лейбористское правительство участвовало в проведении СБСЕ и подписало 1 августа 1975 г. Заключительный акт Хельсинки. Встречи Г. Вильсона и Дж. Каллагэна с лидерами СССР укрепили отношения с Советским Союзом.
4. "Тэтчеризм". Дж. Мэйджор и корректировка "курса тори".
В результате политического кризиса 1979 г. были проведены парламентские выборы. В мае 1979 г. было сформировано консервативное правительство М. Тэтчер. "Тэтчеризм" стал британским вариантом неоконсервативной идеологии и политики. В 1980-е гг. проводятся конституционные реформы (акт о британском гражданстве 1981 г., реформа судоустройства 1981 г. и др.). Проведена реприватизация в ряде отраслей экономики (нефтяной, газовой, электронной, аэрокосмической и др.). Осуществлена приватизация жилья. Выросло число акционеров (каждый пятый житель страны). Ужесточено трудовое законодательство, принят ряд антипрофсоюзных законов. В 1984 - 1985 гг. происходила мощная забастовка шахтеров, сопротивлявшихся закрытию нерентабельных шахт.
В начале 1981 г. часть правого крыла лейбористов в о главе с Д. Оуэном, Ш. Уильямсом, Р. Дженкинсом вышла из ЛПВ и образовала Социал-демократическую партию Великобритании. В марте 1988г. социал-демократы и либералы слились в Социал-либеральную демократическую партию. СЛДП начала выступать на выборах, получая 9 - 11 % голосов.
Рост "среднего класса" в обществе способствовал поддержке консерваторов, трижды побеждавших на выборах. Сократились инфляция, безработица, наблюдался экономический подъем. Однако попытка ввести подушный налог способствовала уходу М. Тэтчер. После 11 лет правления ее сменил Дж. Мэйджор. В 1992 г. консерваторы подтвердили на парламентских выборах статус правящей партии. Проводилась политика "здорового консерватизма" - консерватизма, сдобренного популизмом. Оказывалась помощь государства тем, у кого меньше шансов на успех ("социальный рынок"). В 1992 - 1993 гг. принимаются правовые документы ("Хартия граждан").
Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с Ираком, удалось сбить волну терроризма. Во внешней политике правительство М. Тэтчер поддержало "крестовый поход против коммунизма", объявленный Р. Рейгана, программу СОИ. С началом перестройки в СССР отношения с Советским Союзом нормализовались, чему способствовали личные встречи М. Тэтчер и М.С. Горбачева. После распада СССР британо-российские отношения развивались достаточно стабильно.
Великобритания добилась сокращения взноса в ЕЭС, участвовала в принятии Маастрихтского договора. В 1992 г. страна вышла из европейского соглашения о валютном регулировании. Начался период "евроскептицизма".
Проявлением "имперского мышления" стал военный конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982 г.), закончившихся победой Англии.
5. Великобритания в конце 90-х гг. ХХ в. - нач. ХХI в.
Увеличение налоговых ставок, введение НДС на продукты питания, рост процентных ставок и цен на недвижимость, неверная стратегия предвыборной кампании, жесткая позиция по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу привели к поражению консерваторов на выборах в парламент в мае 1997 г. Лейбористы получили около 45% голосов, альянс либералов и социал-демократов - 17%. Э. Блэр, лидер лейбористов с 1994 г., выступил за ослабление связей с тред-юнионами. Укрепились связи партии с крупным бизнесом. В "новой лейбористской партии" ныне представлены все социальные слои общества. Лидеры партии отказались от национализации и выступили с идеями "общества интересов" и "экономики интересов".
В сентябре 1998 г. путем референдумов решен вопрос о шотландском парламенте и ассамблее Уэльса. Были предприняты усилия по урегулированию проблемы Ольстера (при сохранении его в рамках Соединенного королевства).
Осенью 1999 г. поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса.
Во внешней политике сохранялись "особые" отношения с США. Великобритания в 1999 г. приняла участие в агрессии против Югославии. Правительство заняло осторожную позицию по отношению к планам США о создании национальной системы ПРО.
Встречи Э. Блэра с В.В. Путиным способствовали развитию британо-российских отношений.
В июне 2001г. на парламентских выборах вновь одержала победу лейбористская партия.
Потом премьер-министром был Гордон Браун на выборах 2007 г. становится премьер-министром и является им до 2010г. На выборах 2010 г. победу одержали консерваторы и премьер-министром страны становится Джеймс Кэмерон.
Й вопрос. Франция 1945-2005
Движение Сопротивления оказало огромное влияние на формирование партийно-политической системы в послевоенной Франции. Во Временное правительство вошли ФКП, СФИО (французская секция рабочего интернационала), МРП(народное республиканское движение) и др. (глава - Ш. де Голль). Были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения; введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. Наказаны военные преступники, коллаборационисты (Петэн, Лаваль и др.).
Выборы в Учредительное собрание. Развернулась борьба вокруг проекта Конституции (1946 г.).
2.Четвертая республика и ее крах.
Конституция Четвертой республики была принята в октябре 1946 г.. Это конституция парламентской республики (органы власти: Национальное собрание, сенат (Совет республики), избираемый парламентом президент). Выборы в Национальное собрание 10 ноября 1946 г. по пропорциональной системе принесли победу ФКП (28% голосов), МРП (26%), СФИО (17%). В мае 1947 г. коммунисты были удалены из правительства.
Многопартийность была одной из причин неустойчивости режима, - за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другая причина - колониальные войны: во Вьетнаме (1946 - 1954), в Алжире (1954 - 1962).
В 1948 г. промышленное производство было восстановлено. В 50-е гг. наблюдается экономический подъем. Об активном вмешательстве государства в экономику свидетельствовал план модернизации и реконструкции (план Монне). Развиваются наукоемкие отрасли.
Рабочее движение привело к принятию закона о коллективных договорах, повышению зарплаты, введению гарантированного минимума зарплаты (СМИГ).
Во внешней политике Франция вынуждена была следовать в фарватере политики США, в том числе по германской проблеме, участвовала в создании НАТО (1949 г.). План Плевена о создании европейской армии был похоронен Национальным собранием (1954 г.). План Шумана привел к созданию ЕОУС (1951). В 1957 г. Франция стала соучредителем ЕЭС. Война в Алжире расколола общество на сторонников ультраколониализма и неоколониализма. Выборы в парламент 1956 г. привели к поражению правых партий. Формируется правительство "республиканского фронта" (глава Ги Мюлле, СФИО). Правительство провело ряд социальных мероприятий, признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжило войну в Алжире, участвовало в агрессии против Египта.
Война в Алжире расколола французское общество на сторонников продолжения войны и сторонников предоставления Алжиру независимости. К началу 1958 г. возник заговор "ультра", требующих "сильной власти", возврата к власти де Голля. 13 мая 1958 г. в Алжире был поднят мятеж. 1 июня Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля, предоставив ему чрезвычайные полномочия и дав согласие на разработку новой конституции, после чего прекратило свою деятельность. Это был конец Четвертой республики.
3. Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду.
Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".
Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.
Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.
Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".
Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.
Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..
Новым президентом был избран сподвижник де Голля Жорж Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).
Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.
Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).
4. Франция в середине 70-х - начале 80-х гг.
Отказ от политики социального партнерства привел к потере ЮДР 4 млн. голосов на выборах 1973 г.. Это было первым открытым кризисом голлизма. Смерть Ж. Помпиду в 1974 г. завершила этот процесс.
В мае 1974 г. президентом был избран Жискар Д'Эстен - лидер группировки "независимых республиканцев" и других мелких партий (СФД). Пост премьер-министра занял Жак Ширак (Объединение в Поддержку Республики). Ширак решил спасти остатки партии голлистов и объединить вокруг себя правые политические силы.
В обстановке экономического кризиса середины 70-х г.г. усиливается процесс "биполяризации" партий, ослабления центристских группировок. На парламентских выборах 1978 г. в борьбе участвовали 4 главных партии - 2 правые (ОПР и Союз за Французскую Демократию) и 2 левые (ФКП и ФСП).
Ж. Д'Эстен выступил с идеей создания передового "либерального общества" без революций, путем реформ. Неоднократно повышалась зарплата, снижен избирательный центр с 20 до 18 лет, разрешены аборты. Правительством Р. Барра проводились антикризисные мероприятия.
Ж. Д'Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке.
Франция участвовала в СБСЕ. Продолжался политический диалог с СССР. Но введение советских войск в Афганистан встретило осуждение. Поддерживалось "двойное решение" НАТО о евроракетах.
5. "Левый эксперимент" 1981 - 1984 гг.
На президентских и парламентских выборах (май - июнь 1981 г.) победу одержали левые силы (ФСП, ФКП, левые радикалы). Президентом стал Франсуа Миттеран (ВСП), правительство возглавил П. Моруа (ФСП). Согласно совместной программе были проведены: национализация местных банков и 9 крупнейших корпораций, повышены минимальная зарплата, семейные пособия, кредиты по уходу за инвалидами и престарелыми и т.п. Оплачиваемый отпуск увеличился до 5 недель. Но сохранялся высокий уровень безработицы. Реформы требовали расходов, росла инфляция. Новое правительство Л. Фабиуса перешло к политике "жесткой экономии" вопреки мнению ФКП (1984 г.). В июле 1984 г. представители ФКП вышли из правительства.
6. Франция во второй половине 80-х - середине 90-х гг.
На парламентских выборах в марте 1986 г. правые партии одержали победу. Правительство возглавил Ж. Ширак. Обнаружились противоречия между правым большинством Национального собрания и сохранившим президентский пост Ф. Миттераном. Добившись вотума доверия правительства, правые партии провели денационализацию ряда корпораций и банков. Активизировались рыночные механизмы в экономике. Это был французский вариант консервативной политики - монетаризма, "политики равенства шансов".
Государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения были сохранены - не без активной защиты социальных завоеваний со стороны трудящихся. Президентские выборы весной 1988 г., привели к избранию на очередной срок Ф. Миттерана, а внеочередные парламентские выборы летом 1988 г. - к поражению ОПР и СФД и формированию правительства социалистов в коалиции с буржуазными центристскими группами. Правительство М. Рокара продолжило курс на "жесткую экономику", отказалось от распродажи национализированных предприятий, но и не расширило национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, сокращены налоги на прибыль.
В мае 1991 г. правительство возглавила Э. Крессон, которой было поручено создать условия для интеграции Франции в ЕС, что ей в полной мере не удалось, а после поражения социалистов на региональных выборах она была заменена П. Береговуа. На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Пост премьер-министра занял Э. Балладюр (ОПР). Был взят курс на либерализацию экономики, возобновление приватизации, интеграцию в ЕС.
Во внешней политике в начале 80-х проводился курс на интеграцию стран Западной Европы. Укреплялись связи с НАТО (сессия Совета НАТО в 1983 г. в Париже). Отношения с СССР были достаточно прохладными. В середине 80-х президент Миттеран поддержал "перестройку" в СССР. В октябре 1990 г. с СССР был подписан "Договор о согласии и сотрудничестве".
После распада СССР в феврале 1992 г. был заключен "Договор между РФ и Францией". В 1996 г. Франция выделила России кредиты, а Россия согласилась компенсировать французским держателям займов царской России 400 млн. долларов. Франция участвовала в подписании Маастрихтского договора.
7. Франция в конце ХХ века - начале XXI века.
В мае 1995 г. Ж. Ширак выиграл президентские выборы и занял место тяжелобольного Миттерана, не выставившего кандидатуру на переизбрание. Премьер-министром стал А. Жюппэ.
Новое правительство правых сил повело борьбу с инфляцией путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. 15 ноября 1995 г. Жюппе представил парламенту план сокращения дефицита касс социального страхования и дефицита госбюджета как условие для введения единой европейской валюты. Речь шла о росте налогов, уменьшение компенсаций за лечение, замораживание зарплаты в госсекторе.
Ответом стала всеобщая стачка почти всех работников госсектора в декабре 1995 г.. Доверие к правительству сильно упало.
Понимая, что правые силы рискуют проиграть парламентские выборы в 1998 г., Ж. Ширак в апреле 1997 г. решил распустить Национальное собрание и провести досрочные выборы с надеждой на победу. Однако в мае-июне 1997 г. на выборах в Национальное собрание победу одержал "розово-красно-зеленый альянс" (ФСП, ФКП, экологисты + левые радикалы). Крайне правый Национальный фронт Ле Пена набрал более 15% голосов.
Начался новый виток "сосуществования" - правый президент и левое правительство Л. Жоспена (ФСП) (18 социалистов, сторонников умеренных реформ и интегрированной Европы, 3 коммуниста, 3 левых радикала, 1 экологист)
СМИК был увеличен на 4%, пособия для школьников - с 500 до 1600 франков. Начался переход к 35-часовой рабочей неделе. Правительство и местные органы власти расширили занятость в госсекторе, рассчитывая создать 350 тыс. новых рабочих мест за счет мелких служащих, оплачиваемых на уровне СМИК.
Экономическое развитие страны ускорилось. Темпы роста ВВП = 3% в г., инфляция = не более 1%, дефицит госбюджета 3% ВВП, но проблема массовой безработицы остается.
Франция, которая сделала ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, не вернулась, однако, в ее военную организацию. Весной-летом 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО против Югославии.
Жак Ширак был президентом с 1995 по 2007 гг., в 2007 г. президентом страны становится Николя Саркози - правый, на выборах 2012 г. президентом Франции становится Франсуа Олланд – социалист.
Й вопрос. ФРГ 1945-2005
После Второй мировой войны члены антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР, Великобритания, а позже и Франция, сначала добивались продвижения коллективной оккупационной политики. Поставленными задачами в развитии этой политики были демилитаризация и так называемая «денацификация». Но уже в вопросе трактовки понятия «демократия» стали очевидными разногласия во мнениях между СССР с одной стороны и западных держав с другой.
В результате появились:
* на западе — Тризона Германии или Западная Германия, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ),
* на востоке — Советская зона Германии или Восточная Германия, с 1949 г. Германская Демократическая республика
Федеративная Республика Германии
Федеративная Республика Германии (до 1990)
Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ был город Бонн. Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров, в основном из Турции.
До 1969 года страной правила партия ХДС (обычно в блоке с ХСС и реже с СвДП). В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО.
В 1969 году к власти пришли социал-демократы. Они признали нерушимость послевоенных границ, ослабили чрезвычайное законодательство, провели ряд социальных реформ. В дальнейшем социал-демократы и христианские демократы чередовались у власти.
Западный Берлин
С 1945 года Берлин был поделён между странами антигитлеровской коалиции на четыре оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала впоследствии столицей Германской Демократической Республики. В трёх западных зонах контроль осуществляли, соответственно, оккупационные власти США, Великобритании и Франции.
После образования ФРГ и ГДР оба государства заявили о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином.
С заключением 3 сентября 1971 года Четырёхстороннего соглашения соотношение ФРГ — Западный Берлин — ГДР было поставлено на новую правовую базу. В Западном Берлине оставался оккупационный режим.
В 1990 году Западный Берлин вошёл в состав единой Германии.
Германская Демократическая республика
Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.
СССР вывез из ГДР машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДР привели к тому, что вместо репараций, СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.
Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Хотя доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжение десятилетий существовали и четыре другие партии.
Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хоз-вом. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе.
Берлинская стена
Отсутствие чёткой физической границы в Берлине приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, а работать — в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР. Берлинская стена была в основном разрушена в 1990 году.
Современная история Германии
Горбачёвские реформы в СССР были настороженно восприняты властями ГДР и с энтузиазмом — в ФРГ. В 1989 году напряжённость в ГДР стала возрастать. Осенью со своего поста высшего партийного руководителя ушёл многолетний лидер страны Эрих Хонеккер, его место занял бывший лидер Союза свободной немецкой молодёжи Эгон Кренц. Однако он пробыл во главе государства недолго, всего несколько недель. В начале ноября в Берлине началась грандиозная демонстрация, закончившаяся разрушением Берлинской стены. Это стало первым шагом на пути к объединению двух германских государств. Вскоре на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, а в августе 1990 года между двумя сторонами был подписан Договор об установлении единства.
После объединения ФРГ и ГДР 3 октября 1990 года: Федеративная Республика Германии (ФРГ). С 1995 года в полном наименовании страны на русском языке слово Германия стоит в именительном падеже.