Раздел 1. Место административного права в правовой системе

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права

ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ И.О. Фамилия (подпись) «_____»________________20____ г.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Уровень высшего образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Иваново, 2015г.

Общие методические указания по самостоятельному освоению дисциплины «Административное право»

Целью освоения учебной дисциплины «Административное право» является формирование у студентов профессиональных компетенций в сфере государственного управления в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Юриспруденция; развитие способности направленного использования разнообразных средств и методов для защиты и охраны прав и свобод граждан и их объединений в сфере государственного управления, а также эффективной реализации задач и функций исполнительной ветви государственной власти и их органов.

Цель достигается решением следующих общеобразовательных задач:

- ознакомить студентов с характерными особенностями государственного управления, основными источниками и институтами административного права;

- создать определенное восприятие у студентов их правовой культуры, уважения к законам и демократическим институтам, в также углубить познания в отдельных отраслях права;

- изучение учебной дисциплины «Административное право» должно привести к приобретению студентами навыков и умений в юридическом анализе публично-правовых отношений.

Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Административное право», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

- традиционные лекции с элементами визуализации, в том числе с использованием электронной презентации;

- лекция дискуссия;

- семинар в традиционной форме с выставлением оценок;

- семинар в форме дискуссии;

- выполнение реферата;

- подготовка докладов и их комментирование;

- практические и творческие задания,

- технология casesstudy (разбор конкретных ситуаций и решение ситуационных задач);

- обсуждение проблем правового регулирования и правоприменительной практики.

Основными способами решения поставленных задач являются учебные занятия в виде лекций, организация теоретических семинаров, анализ основных нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовые отношения, а также самостоятельная работа студентов, в том числе под руководством преподавателя. Решение упомянутых выше задач предполагает активную работу студентов по изучению рекомендуемой основной и дополнительной литературы, а также предполагает работу студентов по освоению электронных баз данных ведущих справочно-правовых систем и ресурсов Интернета. Учебная дисциплина «Административное право» студентами изучается в 3 и 4 семестрах. Студенты должны прослушать лекции, подготовиться к участию в семинарских (практических) занятиях. Итогом работы является сдача зачета в 3 семестре, а в 4 семестре экзамена по всему объему учебной дисциплины «Административное право».

Подготовка студентов к практическим занятиям (внеаудиторная работа студентов) организуется в виде работы с рекомендуемыми нормативными источниками и специальной литературой, работой в глобальной сети (использование Интернет-технологий), составление конспектов, решение задач и оформление презентаций, поиска информации.

При подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется обращаться к фондам Областной найчной библиотеки, библиотеки Ивановского государственного университета (в том числе, к Электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн» (http://lib.ivanovo.ru) и Электронной библиотеки ИвГУ (http://biblioclub.ru), а также к справочно-правовой информации (http://www.pravo.gov.ru, официальным сайтам органов государственной власти, иным Интернет-ресурсам.

Учебный процесс предполагает самостоятельную работу студентов при подготовке к занятиям по изучению учебной литературы и нормативно-правовых актов. Это позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки. Самостоятельная работа студентов предполагает не только самостоятельное изучение нормативных правовых актов и специальной литературы при подготовке к учебным занятиям, но и выполнение ряда заданий, направленных на формирование у студентов собственной позиции по проблемам административного права, а также на изучение отдельных вопросов, не охваченных лекционными и семинарскими занятиями. Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературой, активное участие на практических и семинарских занятиях. На основании полученной информации попытаться аргументированно изложить свою точку зрения, даже если отличается от мнения ведущих специалистов.

Обязательному выполнению в письменной форме подлежит решение задач и казусов к семинарским занятиям, которые указаны в данном Приложении к Рабочей программе.

Если студент отсутствовал по каким-либо причинам на практическом занятии, то ему необходимо самостоятельно изучить эту тему и представить преподавателю отчет о проделанной работе (в устной или письменной форме – по согласованию с преподавателем). При невыполнении данного требования по решению преподавателя он не допускается до сдачи экзамена.

Для определения степени освоения бакалаврами учебной дисциплины «Административное право», получения знаний и формирования профессиональных компетенций, а также для оценки успеваемости обучаемых на промежуточных аттестациях, используются следующие оценочные средства:

- оценка за ответ на вопрос преподавателя на семинаре, проводимом в традиционной форме (оценивается правильность, полнота ответа);

- оценка за активное участие в обсуждении проблемы на семинаре, проводимом в форме дискуссии (оценивается степень активности);

- оценка за реферат и доклад;

- оценка за выполнение практического задания;

- оценка за выполнение творческого задания.

Оценка производится по стандартной 5-бальной системе. Текущие оценки учитываются при выставлении итоговой оценки.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проходит в форме зачета, который проводится в форме собеседования.

Итоговая аттестация по итогам освоения дисциплины проходит в форме экзамена, который проводится путем устного опроса.

В ходе текущего контроля оценивание производится по стандартной 5-бальной системе. Оценка «отлично» - выставляется при всестороннем, систематизированном, глубоком знании дисциплины и умении применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.

Оценка «хорошо» - выставляется, если материал грамотно и по существу излагается, умение применять полученные знания на практике, но допускается в ответ или в решение задач некоторые неточности, которые можно устранить с помощью дополнительных вопросов преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если ответ содержит фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушение логической последовательности в изложении материала дисциплины, но при этом он владеет основными модулями учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания для разрешения стандартных ситуаций.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если ответ не содержит большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания для решения типовых практических задач.

Планы семинарских занятий, задачи (казусы) и рекомендуемая литература.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

Российской Федерации.

Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть (2 часа)

1. Общее понятие управления, особенности социального управления.

2. Сущность государственного управления.

3. Понятие исполнительной власти, ее функции.

4. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть».

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года № 306, в ред. 27.10.2011 2004 года // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.

3. Концепция административной реформы одобрена Правительством РФ: Распоряжение от 25 октября 2005 г. N 1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р, Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 221, от 10.03.2009 N 219) //

4. Правила оказания поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2011 году: Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 370 // СЗ РФ. 2011. № 21. Ст. 2967.

5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. – 752 с.

6. Братановский С.Н. Административное право: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013 // СПС «Консультант Плюс».

7. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. М.: Норма: Инфра-М, 2015. – 239 с.

8. Четвериков В.С. Административное право: учебник для вузов / В.С. Четвериков. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013.

Дополнительная литература

1. Административная реформа в Российской Федерации: Сб. статей. М., 2007.

2. Административная реформа в субъектах Российской Федерации: научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2007.

3. Актуальные проблемы административного права: Учебник для вузов / под ред. П.Н. Шеймина. М., 2015.

4. Актуальные проблемы административного права: учебник для вузов / под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина, А.М.Кононова, П.И.Кононова. – М.: Юнити-ДАНА, 2015. – 383 с.

5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.

6. Банасиковска Я. Основные преимущества, издержки и риски электронной формы предоставления государственных услуг // Вопросы экономики и права. 2014. № 5. С. 88 – 82.

7. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3. С. 14-21.

8. Гущина Н.А. Стабильность публичной власти современной России как основа успешного государственного управления // Современное право. 2015. № 3. С. 16 - 21.

9. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие /отв. ред. А.Ф. Ноздрачев, Ю.М. Тихомиров. М., 1996.

10. Маршалова А.С. Неэффективность государственного управления – главный фактор российского отставания // ЭКО Всероссийский экономический журнал. 2015. № 1. С. 87 – 101.

11. Медведев Д.А. Конституция, функции Правительства России и эффективные технологии управления // Закон. 2013. № 12. С. 32 – 40.

12. Политико-административное управление. Учебник / под общей ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М., 2004.

13. Понкин И.В. Теория государственного управления: понятие бюрократической автономности // Административное право и процесс. 2015. № 9 // СПС «Консультант Плюс».

14. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. М.: Норма: Инфра-М, 2015. – 239 с.

15. Старилов Ю.Н. Реализация Конституции Российской Федерации и современное административное право // Закон. 2013. № 12. С. 81 – 96.

Задание 1

Подготовьте проект административного регламента исполнения государственной функции Департаментом здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Задание 2.

Подготовьте проект административного регламента предоставления государственной услуги Департаментом финансов субъекта Российской Федерации.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. О Правительстве Российской Федерации: ФКЗ от 17 декабря 1997 г. в ред. от 28 декабря 2010 года № 8-ФКЗ// СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 6 октября 1999 г. в ред. ФЗ от 30.11 2011 года // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru -30.11.2011

4. Положение об Администрации Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 в ред. от 14.01.2011 г. № 38 // СЗ РФ.2004. № 15. ст. 1325, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru -14.01.2011

5. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 года // Рос. газета. 2012. 21 мая.

6. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 июня 2007 года в ред. 13.05.2010 г. // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.

7. О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. в ред. от 14.06.2011 г. № 470 // СЗ РФ.2009. № 17. ст.4179.

8. Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 // СЗ РФ. 2011 г. № 21. Ст.2930.

9. Регламент Правительства Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 , в ред. 17.11.2011 г.// СЗ РФ. 2004. № 23. ст.2313.

10. Положение об Аппарате Правительства РФ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. в ред.02.09.2009 г. // СЗ РФ. 2004. № 23. ст.2313.

11. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: пост. Правительства РФ от 19 января 2005 г. в ред. 19.08. 2011 г. № 705 // СЗ РФ. 2005. № 4. 305

12. О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725, в ред. от 08.12.2008 г.// СЗ РФ.2005. № 50. ст.5311.

13. Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373, в ред. от 19.08.20011 № 705 // СЗ РФ. 2011. № 22. ст.3169.

14. Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 705 // СЗ РФ. 2011. № 22. ст.3169.

15. Правила проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 // СЗ РФ. 2011. № 22. ст.3169.

16. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций): пост. Правительства РФ от 24.10.2011 № 861. в ред. от 28.11. 2011 г. № 977 // СЗ РФ. 2011. № 44. ст. 6274.

17. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти: пост. Правительства РФ от 28.07.2005. № 452, в ред. от 19.08.2011 г. № 705 // СЗ РФ. 2005. № 31. ст. 3233.

18. Методика осуществления правоприменения в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 // СЗ РФ. 2011. № 35. ст.5081

19. О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям: постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. N 931 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219) // СЗ РФ. 2007. № 53. Ст. 6627

20. Устав Ивановской области: Закон Ивановской области от 18 февраля 2009 // Ивановская газета, 2009. 19 февраля. № 28 (4395)

21. О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области: Закон Ивановской области от 6 мая 2011 г. // Собрание законодательства Ивановской области. 2009. №

22. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. – 752 с.

23. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 799 с. Глава 9.

24. Братановский С.Н. Административное право: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013 // СПС «Консультант Плюс».

Дополнительная литература

1. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития /отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

2. Лебедев Н.В. О проблемах организации законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Современное право. 2013. № 12. С. 27 – 31.

3. Панкевич Н.В. Местное самоуправление в системе организации государственной власти // ПОЛИС: Политические исследования. 2016. № 2. С. 62 – 77.

4. Старовойтов А.А. К проблеме типологии органов исполнительной власти // Юрист. 2013. № 19. С. 44 – 53.

Задача 3

Начальник Департамента был уволен с государственной гражданской службы в связи с тем, что он отказался выполнить приказ вышестоящего руководителя. Свой отказ начальник Департамента мотивировал тем, что он состоит членом оппозиционной политической партии, программные документы, которой расходятся с приказом вышестоящего руководителя.

Решите данное дело.

Задача 4

Губернатор области назначил на должность начальника отдела Департамента Ф. Ф. является родным братом жены Губернатора области.

Законно ли решение Губернатора области?

Рекомендованная литература

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. О системе государственной службы Российской Федерации: ФЗ от 27 мая 2003 г. № 59-ФЗ, в ред. от 28 декабря 2010 г., с изм. от 06.12.2011 г. № 395// СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: ФЗ от 27 июля 2004 г., № 79-ФЗ в ред. от 21 ноября 2011 г.// // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

4. О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г № 1574 в ред. от 21.05.2012 г. //СЗ РФ.2006. №1. ст.118.

5. Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885, в ред. 16.07.2009 г. №814. // СЗ РФ. 2002. 33. Ст. 3196.

6. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Положение. Утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 82, в ред. 22.01.2011 г. № 82 // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 439

7. О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ: Положение. Утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г. // Рос. газета. 2005. 3 февраля

8. О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня). Положение. Утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г., в ред. 16.11.2011 № 1504 // СЗ РФ.2005. № 6. ст.438

9. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим. Положение. Утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005. № 113, в ред. от 16.11. 2011 г. № 1504 // СЗ РФ. 2005. № 6. ст. 440

10. Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ: Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159// СЗ РФ. 2005. № 8. ст.629

11. Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559, в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 г. № 59 // СЗ РФ. 2009. № 21. ст. 2544

12. Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными служащими и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 г. №821 // СЗ РФ.2009. №39. ст.4588.

13. Административное право России: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. – 752 с.

14. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 799 с. Глава 10.

15. Братановский С.Н. Административное право: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013 // СПС «Консультант Плюс».

Дополнительная литература

1. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997.

2. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. М.: Норма: Инфра-М, 2015. – 239 с.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.

Вариант 1

Вопрос 1

Государственное управление в широком понимании осуществляют:

а) государственные органы;

б) государственные органы и органы местного самоуправления;

в) государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.

Вопрос 2

Административное право представляет собой совокупность:

а) нормативных правовых актов;

б) общественных отношений;

в) правовых норм.

Вопрос 3

Административно-правовая норма – это:

а) статья нормативного правового акта;

б) правило поведения;

в) способ воздействия.

Вопрос 4

12. Административно-правовые отношения строятся на основе:

а) равенства субъектов правоотношений;

б) подчиненности субъектов правоотношений;

в) взаимодействия субъектов правоотношений.

Вопрос 5

Содержание исполнительной власти составляет:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорная деятельность;

в) правоприменительная деятельность.

Вопрос 6

В России систему органов исполнительной власти возглавляет:

а) Президент и Правительство РФ;

б) Президент РФ;

в) Правительство РФ.

Вопрос 7

31. Правительство РФ издает правовые акты управления в форме:

а) постановления;

б) приказа;

в) инструкции.

Вопрос 8

Административное право относится:

а) К публичным отраслям права

б) К частным отраслям права

в) К комплексным отраслям, включающим в равной степени частные и публичные правовые институты

г) К комплексным отраслям с преобладанием частных правовых институтов

E) К институту базовой отрасли права

Вопрос 9

Административное право изучает:

а) Вопросы управления в системе государственных органов и организаций

б) Вопросы управления в общественных и религиозных объединениях

в) Вопросы управления в негосударственных организациях

г) Вопросы управления в высших (республиканских) представительных и исполнительных органах государства и политических партий

д) Вопросы управления в сфере деятельности государственных и частных предприятий

Вопрос 10

а) Какие из указанных отношений могут входить в предмет административного права:

б) Отношения между гражданином лицом и органом пожарного надзора

в) Отношения между профессиональными союзами

г) Отношения между общественным объединением и потребительским кооперативом

д) Отношения между негосударственными учреждениями образования

е) Отношения между религиозными общественными объединениями

Вариант 2

Вопрос 1

Какое из названий было характерно для административного права в прошлом:

а) Управленческое право

б) Публичное право

в) Право государственной администрации

г) Муниципальное право

д) Полицейское право

Вопрос 2

Административное право в большей степени использует:

а) Предписания и запреты

б) Дозволения и запреты

в) Дозволения и предписания

г) Дозволения

д) Ограничения и дозволения

Вопрос 3

Социальное управление - это

а) возникающие между людьми, объединенными в социум, взаимоотношения, направленные на корректировку поведения управляемых субъектов управляющими субъектами

б) возникающие между юридическими лицами взаимоотношения, направленные на корректировку поведения управляемых субъектов управляющими субъектами

в) возникающие между людьми, объединенными в социум, властные взаимоотношения, направленные на корректировку поведения управляемых субъектов управляющими субъектами

Вопрос 4

К какой из перечисленных отраслей наиболее близко административное право:

а) Конституционному праву

б) Гражданскому праву

в) Уголовному праву

г) Трудовому праву

д) Судебно-исполнительному праву

Вопрос 5

Какая из перечисленных норм является административно правовой:

а) Решения, принимаемые министерством, оформляются приказом министра

б) Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием

в) Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами

г) Профессиональные союзы не несут материальной ответственности по коллективным договорам

д) Вступление в брак возможно с 18 лет

Вопрос 6

Какие из перечисленных действий регулируются нормами административного права.

а) Привлечение к дисциплинарной ответственности

б) Увольнение с работы

в) Аренда автомобиля

г) Регистрация предприятий и иных юридических лиц

д) Заключение договора о купле-продаже

Вопрос 7

Какие из перечисленных ниже видов норм предписывают совершение определенных действий:

а) Обязывающие

б) Запрещающие

в) Ограничительные

г) Поощрительные

д) Дозволительные

Вопрос 8

Какие из перечисленных ниже видов норм устанавливают запреты на ту или иную деятельность:

а) Запретительные

б) Обязывающие

в) Управомачивающие

г) Стимулирующие

д) Дозволительные

Вопрос 9

Какие из перечисленных ниже видов норм устанавливают ограничения на определенную деятельность:

а) Ограничительные

б) Обязывающие

в) Стимулирующие

г) Уполномачивающие

д) Дозволительные

Вопрос 10

Нормы административного права могут содержаться в:

а) Решении органа самоуправления района

б) Протесте прокурора

в) Приговоре суда

г) Приказе руководителя государственного предприятия

д) Конституции

Вариант 3

Вопрос 1

Нормы административного права не могут содержаться в:

а) Приказе руководителя государственного предприятия

б) Постановлении Правительства

в) Указе Президента

г) Приказе министерства

Вопрос 2

Какая из перечисленных норм является административно-правовой

а) Организаций, осуществляющие образовательную деятельность обязаны получить лицензию

б) Гражданин имеет право быть собственником

в) Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь

г) Работа в выходные дни запрещается

д) При расторжении брака имущество нажитое супругами за время совместно проживания делятся поровну

Вопрос 3

Источниками административного права не могут быть:

а) Акты ассоциаций юридических лиц

б) Акты ведомств

в) Акты Конституционного Совета

г) Акты министерств и ведомств

Вопрос 4

К источникам административного права относится федеральный конституционный закон:

а) О Государственном гербе Российской Федерации;

б) О Правительстве Российской Федерации;

в) О судебной системе Российской Федерации.

Вопрос 5

Применение норм административного права осуществляют:

а) все субъекты административного права;

б) руководители государственных органов и государственных организаций;

в) органы исполнительной власти и их должностные лица.

Вопрос 6

Моментом возникновения административно-правового статуса гражданина России является:

а) момент рождения;

б) достижение 16-летнего возраста;

в) достижение совершеннолетия.

Вопрос 7

Вынужденный переселенец имеет административно-правовой статус:

а) лица без гражданства;

б) гражданина России;

в) лица с двойным гражданством.

Вопрос 8

Административная правоспособность государственных органов выражается:

а) в компетенции;

б) в полномочиях;

в) в компетенции и полномочиях.

Вопрос 9

Административно-правовой статус организаций (юридического лица) возникает с момента:

а) создания;

б) государственной регистрации;

в) получения лицензии, аккредитации.

Вопрос 10

Содержание исполнительной власти составляет:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорная деятельность;

в) правоприменительная деятельность.

Вариант 4

Вопрос 1

К административным договорам относят:

а) договор купли-продажи;

б) трудовой договор;

в) служебный контракт.

Вопрос 2

Лицензирование определенной деятельности относится к:

а) формам государственного управления;

б) методам государственного управления;

в) средствам государственного управления.

Вопрос 3

Обязательной стадией административного процесса является:

а) совершение административного проступка;

б) рассмотрение дела;

в) обжалование и опротестование принятого решения;

Вопрос 4

Под административной юстицией принято понимать рассмотрение и разрешение:

а) органами исполнительной власти и должностными лицами дел об административных правонарушениях;

б) судами дел об административных правонарушениях;

в) судами жалоб граждан и юридических лиц на действия публичной власти.

Вопрос 5

Как называется установленная нормами административного права способность лица нести административную ответственность?

а) административная дееспособность;

б) административная правоспособность;

в) административная деликтоспособность;

г) административная правосубъектность;

д) административная ответственность.

Вопрос 6

К каким гарантиям прав и свобод граждан относится деятельность Уполномоченного по правам человека?

а) к политическим;

б) к экономическим;

в) к организационным;

г) к юридическим;

д) к духовным.

Вопрос 7

Какой орган осуществляет в РФ исполнительную власть?

а) Федеральное собрание;

б) Президент и Правительство;

в) Правительство;

г) Президент;

д) все перечисленные.

Вопрос 8

Деятельность, какого органа распространятся на всю территорию РФ?

а) регионального органа исполнительной власти;

б) Президента субъекта РФ;

в) Администрации края;

г) Правительства РФ;

д) нет верного ответа.

Вопрос 9

Что относится к принципам государственной службы?

а) законность;

б) компетентность;

в) стабильность;

г) вариант 1, 2;

д) вариант 2, 3.

Вопрос 10

Что является правовой формой управления исполнительной власти?

а) организационные действия;

б) материально-технические операции;

в) принятие нормативных актов;

г) проведение исследований и разработок;

д) все вышеперечисленное.

Вариант 5

Вопрос 1

Какое обращение гражданина считается не общепринятым?

а) жалоба о защите интересов других лиц;

б) устное заявление с критическими замечаниями в адрес органа местного самоуправления;

в) жалоба на судебное решение;

г) варианты 1, 2;

д) все перечисленные.

Вопрос 2

Какая служба в РФ регистрирует опасные производственные объекты?

а) Росприроднадзор;

б) Россельхознадзор;

в) Федеральная служба по тарифам;

г) Росрезерв;

д) Ростехнадзор.

Вопрос 3

Какой федеральный орган осуществляет государственную политику в области культуры?

а) Минкультуры;

б) Росархив;

в) Роспечать;

г) Минрегионразвития;

д) Росстат.

Вопрос 4

Какой орган осуществляет руководство деятельностью Минюста РФ?

а) Государственная Дума РФ;

б) Правительство РФ;

в) Генеральный прокурор РФ;

г) Верховный Суд РФ;

д) нет верного ответа.

Вопрос 5

Структуру федеральных органов исполнительной власти в РФ утверждает:

а) Председатель Правительства РФ;

б) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

в) Государственная Дума Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Вопрос 6

Функции по оказанию государственных услуг в определенной сфере деятельности отнесены к компетенции:

а) федерального министерства;

б) федеральной службы;

в) федерального агентства.

Вопрос 7

К мерам административного принуждения относятся:

а) меры административно-правового предостережения;

б) меры административного пресечения;

в) меры дисциплинарного взыскания.

Вопрос 8

Применение физической силы, специальных средств, оружия относится к мерам:

а) административного пресечения;

б) административного предупреждения;

Вопрос 9

Административная ответственность за правонарушения устанавливается:

а) Кодексом РФ об административных правонарушениях;

б) законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос 10

Производство по обращениям (предложениям, жалобам и заявлениям) граждан относится к:

а) административно-правотворческому процессу;

б) административно-правонаделительному (оперативно - распорядительный) процессу;

в) административно-юрисдикционному процессу.

Рекомендуемая литература ко всем разделам и темам учебной дисциплины «Административное право»

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. О Правительстве Российской Федерации: ФКЗ от 17 декабря 1997 г. в ред. от 28 декабря 2010 года № 8-ФКЗ// СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ в ред. ФКЗ от 06.12.2011 № 4-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

4. О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21 июля 1994 г № 1-ФКЗ, в ред. ФКЗ от 28.12.2010 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

5. Об арбитражных судах в Российской Федерации: ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1- ФКЗ в ред. ФКЗ от 06.12.2011 г. № 8-ФКЗ// СЗ РФ. 1995. № 18. С

Наши рекомендации