Но что самое важное для вас в истории «Фаланстера»?

Что магазин с антикапиталистической организацией труда вполне может выжить в современных коммерческих условиях.

Довольны ли вы сами результатами этого проекта? Что удалось и что не удалось за шесть лет существования?

Не удалось построить реальную коммуну-магазин. Этому мешала не достаточная включенность самих участников. Мы не всегда оказывались способны пренебречь собственными делами ради общего дела.

Благодаря «Фаланстеру» вы стали известным и даже модным человеком, на которого очень высокий спрос в гуманитарном мире. Как вы используете этот «культ личности», чем он мешает или помогает вам?

Это позволяет мне распространять альтернативные для Москвы формы книготорговли, позволяет публично высказывать свою точку зрения. С другой стороны, бытие определяет сознание, и я чувствую, как демоны потребления пожирают меня. Соответственно, нужна борьба с самим собой, как «модным культуртрегером».

Пару слов о других людях, принципиально важных для «Фаланстера»?

Максим Сурков, благодаря характеру и умению которого магазин держится до сих пор. Леша Юсев, на котором гигантская техническая работа. Алексей Цветков, который стоял у начала этого проекта и выбор столь удачного названия его заслуга. Вадим Момотов жертвует сейчас всем своим временем ради «Фаланстера».

У «Фаланстера» не раз были проблемы - поджоги, переезды, обыски на предмет запрещенной «экстремистской литературы». Могли бы вы как-то суммировать эту историю репрессий и свои выводы из неё? Чего в этом было больше, вреда работе или пиаровской пользы?

Мы бы с удовольствием отказались от такого пиара и даже от увеличения числа посетителей, если бы можно было избежать названных проблем. После поджога в 2005 году мы всерьез думали о прекращении «Фаланстера». Но поддержка и помощь от знакомых и совершенно не знакомых нам людей убедила нас, что мы не имеем права закрыться. Люди стали собирать деньги и передавать нам, во дворе проходили митинги, объединившие, может быть впервые, нацболов, московских либеральных интеллигентов, депутатов Госдумы всех фракций и троцкистскую группу «Вперед». Когда заводили уголовное дело «о распространении порнографии», неравнодушная публика встала на нашу защиту. Это накладывает огромную ответственность.

Недавно вам предложили вступить в элитарный клуб «Сноб». Обладатели его платиновых карточек собираются на собственные закрытые вечеринки без мешающей им «черни». Для многих в Москве такая карточка - вожделенный пропуск в клан успешных баловней судьбы. Почему же вы отказались?

А вечеринки бесплатные?

Конечно.

И, наверное, алкоголь пафосный.... Тогда, конечно, обидно, надо было вступать. Вдруг на этих вечеринках решается судьба России? Подобный побег от общества смешон. Мне было бы неудобно ходить по московским улицам с их нищетой и с платиновой карточкой «Сноб» в кармане и наблюдать на эксклюзивных вечеринках эксклюзивных жлобов, простите, снобов.

После успеха вашего «Идеального книжного магазина», временно устроенного на ярмарке «Нон фикшн», вам предложили должность программного директора летнего книжного фестиваля в ЦДХ. В прошлые годы ее занимал редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов. «Коммерсант» уже успел написать, что программа фестиваля «левацкая». Чем будет отличаться фестиваль «при Куприянове» от фестиваля «при Гаврилове»?

Этот фестиваль придумал Саша Гаврилов, но в этом году не смог им заниматься. Мое руководство временное. Я согласился, потому что не хотел, чтобы эта традиция вообще прекратилась. В этом году тема фестиваля - Будущее. Вместо гламурно-интеллигентского подхода настало время не стесняться мысли и начать критически относиться к себе и обществу. Не обязательно мысли заворачивать в коммерческую обертку, они важны сами по себе, а не как способ продвижения товаров и услуг.

Наши рекомендации