Калмыцкое ханство в составе России

Продвижение калмыков из Южной и Западной Сибири, где они первоначально обосновывались, в глубь Восточной Европы про­должалось вплоть до середины XVII в. Немногим более чем за полстолетие они прошли путь от верховьев Иртыша до бассейна Эмбы,Яика (Урала) и Волги. К началу 1660-х гг. калмыки оконча­тельно обосновались на Нижней Волге и прилегающих к ней на западе обширных степях. Главным образом это было связано с закреплением за ними кочевий на условиях несения военной службы в пользу России.

Официальной датой добровольного присоединения калмыков к России считается 20 августа 1609 г., когда были сформулированы условия их подданства в грамоте русского правительства на имявоеводы г. Тары И.В. Мосальского. Однако процесс их включения в состав Российского государства был далеко не единовременным актом. Сложение Калмыцкого ханства в Нижнем Поволжье сопро­вождалось тесными контактами с Российским государством. В 1655—1656 гг. практический глава калмыцких улусов Дайчин изъявил готовность принять русское подданство. В его послании говорилось, что подвластные ему тайши "учинят, чего искони веку от них николи не бывало — оне ево Мончак и внук его родной Манжик тайши, сами... великим государем шартовать станут"72

В 1664 г. Калмыцкое ханство было официально признано Рос­сией, а верховный правитель волжских калмыков Мончак удостоен символов государственной власти — "серебряной с позолотой, украшенной яшмами булавой и белым с красной каймой царским знаменем". В ту пору булава, как известно, давалась и правителям других народов как знак власти; ее имели гетман войска Запорож­ского и атаман Донского войска. Калмыки заняли пустующие степные пространства юго-восточной части евразийской России, куда лишь изредка наведывались некоторые тюркские этнические группы (ногайцы, крымские татары и др.). Пришельцы нашли здесь во многом привычные природно-климатические условия, что в немалой степени обеспечило сохранение их прежних хозяйствен­ных занятий, основанных на кочевом скотоводстве. Обретение новой территории, закрепление на ней, продолжительное обживание и освоение приволжских степей положительно сказалось на формировании калмыцкого этноса.

Как полагают исследователи, в начале XVIII в. к границам России прикочевало около 280 тыс. калмыков из Джунгарии73. При этом они не порывали связей со своими бывшими соплеменника­ми, которые окончательно прервались лишь с разгромом Цинской империей Джунгарии в середине XVIII в. Однако есть и данные о том, что число переселившихся достигало полумиллиона чело­век74

Социально-экономическое устройство калмыков к моменту их откочевки из Джунгарии принято называть "кочевым феодализ­мом", хотя толкование этого понятия остается до сих пор во многом дискуссионным75.

Прикочевавшие в Россию калмыки имели определенные свойст­венныеим общественные черты, обычаи и традиции кочевого уклада ойратов. Все население делилось на большие группы, вхо­дивших в разные удельные владения — улусы. Во главе улусов стояли наиболее знатные и влиятельные нойоны. Улусы, в свою очередь, подразделялись на аймаки, предводителями которых яв­лялись зайсанги. Аймаки состояли из хотонов, а хотоны — из кибиток отдельных семей кочевников.

Распределение калмыков по улусам уходит своими корнями в далекое прошлое и сопряжено с родоплеменным делением и улус­ной системой ранних монголов. При улусно-аймачной системе все калмыцкие улусы и аймаки имели свои этнонимические наименова­ния. Это порою вводило в заблуждение исследователей, полагав­ших, что улус — это племя, а аймак — это род. Таким образом, калмыцкое общество представлялосьим как бы все еще пребываю­щим в родовом состоянии76. Но сохранение этнонимов ойратского, и порою даже более древнего происхождения логичнее объяснить тем, что "для всех калмыцких улусов и аймаков характерен перенос старых этнических наименований на новые социальные и дру­гие группы, возникшие уже при феодальном строе"77. Вот почему понятие "родовое общество" к калмыцкому обществу в составе России никак неприемлемо78.

Улусно-аймачная система организации калмыков получила свое дальнейшее развитие во второй половине XVII в. с образова­нием Калмыцкого ханства. Территория ханства включала кочевья по обеим сторонам Волги от Астрахани до Царицына и Самары, включая степи Придонья, Урала. В рамках ханства, просущест­вовавшего до 1771 г., происходило формирование калмыцкого этноса. При этом существовало субэтническое деление на дербетов, торгутов, хошутов и донских калмыков (бузавов). Появление их связано с различными этапами этнической истории калмыцкого народа. Торгуты, хошуты и дербеты — это компоненты ойратско­го происхождения, из которых затем, собственно говоря, и сложи­лись калмыки — монголоязычный новый этнос в России. Донские калмыки (бузавы) являлись продуктом этнического смешения и ас­симиляции, причем в их формировании участвовали группы дер­бетов, торгутов и хошутов. В настоящее время дербеты, торгуты и донские калмыки представляют собой главные внутриэтнические подразделения калмыцкого народа. Немногочисленные хошуты все в большей степени ассимилируются этнически близкими им торгутами, хотя и сохраняют свое субэтническое самосознание.

Сложившаяся улусно-аймачная административная система в дальнейшем претерпела значительную эволюцию.

Калмыцкое ханство состояло из Торгоутовского, Дербетовского и Хошоутовского улусов, из состава которых затем выделялись новые торгутские и дербетские улусы. Хошоутовский улус по причине почти полного ухода хошутов в 1771 г. из России обратно в Джунгарию остался неразделенным и впоследствии в значитель­ной мере был заселен торгутами. Однако затем усиливается роль дербетов, поскольку большинство торгутовуже ушло в Китай.

Вслед за упразднением Калмыцкого ханства в 1771 г. его территория была включена в Астраханскую губернию в качестве отдельной административной единицы под названием Калмыцкая степь. Традиционное устройство калмыцкого общества с делением на улусы, аймаки и хотоны сохранялось. Управление калмыцким народом стало осуществляться через должностных лиц из русских чиновников. Постепенно собственное самоуправление было заме­нено системой попечительства, и тем самым завершилось включе­ние калмыков в систему российской государственности79.

Уход подавляющей части волжских калмыков обратно в Джун­гарию был вызван политикой российских властей по ограничению автономии Калмыцкого ханства. Значительную роль сыграли здесь и христианизация калмыков и расширение хозяйственной колонизации занимаемых ими земель.

Большинство калмыков, покинувших Россию, погибли в пути, а достигшие своей прародины были рассредоточены в границах искусственно созданного цинскими властями Китая административ­ного района— Синьцзяна. Предполагают, что откочевало из России более 30 тыс. калмыцких семей — кибиток80. По другим сведениям, с Убуши-ханом ушло гораздо большее количество калмыков81.

Оставшаяся в России незначительная часть калмыков (13—15 тыс. кибиток) лишилась возможности пользоваться территорией ликвидированного ханства. Основным местопребыванием калмы­ков после 1771 г. стала правая (нагорная) сторона реки Волги — Калмыцкая степь.Это название прочно утвердилось за об­разовавшимся территориально-административным районом рассе­ления калмыков после 1771 г. и сохраняется до настоящего време­ни как этногеографическое понятие.

Часть калмыков оказалась за пределами Калмыцкой степи: на Урале, на Дону, по течению реки Терек на Кавказе, в Оренбург­ском крае и на других территориях. В новом иноэтническом ок­ружении некоторые группы калмыков ассимилировались (как, на­пример, это произошло с чугуевскими калмыками), а другие со временем превратились в отдельные субэтнические образования, получившие свое название по территории нового расселения. К ним относятся донские (бузавы), уральские, оренбургские и тер­ские (кумские) калмыки-казаки.

Установившееся в Калмыкии к началу XIX в. деление на 9 улу­сов просуществовало с некоторыми изменениями до 1917 г. Ис­торически калмыцкие улусы на Волге формировались как феодаль­ные владения отдельных нойонских династий, причем некоторые из них были еще в Джунгарии, а другие возвысились в Калмыцком ханстве. Наиболее значительная часть улусов возникла постепенно в качестве улусов наиболее многочисленных торгутских нойонов, потомков хана Аюки. Так, основным феодальным доменом кал­мыцкого хана Дондук-Омбо и его брата Бокширги в 30—40-х гг. являлся Цохуровский улус. Наименование улуса произошло от этнонима "цоохор-торгут" (буквально — "пестрые торгуты"), ко­торый широко распространен в Синьцзяне и Тибете.

Цохуровский улус был затем разделен на Багацохуровский и Икицохуровский улусы; это было связано с тем, что хан Дондук-Омбо стал управлять Багацохуровским улусом (от калмыцкого "баг-цоохор-торгут", что означает "малые цоохор-торгуты"). Ики-цоохуровский улус (от "ик-цоохор-торгут" — "большие цоохор-торгуты") отошел к Бокширге, сыну Гунджепа — младшему сыну Аюки-хана. Существовал также Эркетеневский улус, население ко­торого называлось "эркетен-торгут", или "ончх-эркетен-торгут". Наименование этого улуса, возможно, имеет отношение к реаль­ному историческому лицу Онч-хану, который, по преданию, ведал Эркетеневским улусом на рубеже XVIII—XIX вв. Само слово "эркетен" обычно переводят как "отличившиеся", или заслужив­шие привилегию у тайшей, либо как "наделенный властью распоряжаться". Что касается Дербетовского улуса, населенного калмыками-дербетами, то после смерти в 1784 г. его владельца Цендан Дроджи произошли раздоры между его сыновьями за право владения улусом. Тогда русские приняли решение: для прекращения раздоров разделить улус на две части — Малодербетовский и Большедербетовский. Жителям было предоставлено право сво­бодно выбрать себе владельцем одного из двух сыновей Цендан Дорджи и стать подданным того или иного улуса, границей между которыми стала река Маныч. В началеXX в. из Малодербетовского выделился отдельный Манычский улус.

Разделение калмыцкого народа на улусы было декларировано "Высочайше утвержденными Правилами для управления Калмыц­кого народа" от 10 марта 1825 г.82 Согласно этому указу, Кал­мыкия делилась на шесть улусов: Большой и Малый Дербетев, Торгоутовский, Хошоутовский, Багацохуровский и Эркетеневский. 24 ноября 1835 г. последовал другой указ, по которому калмыцкий народ был поделен вместо 6 на 7 улусов: из Торгоутовского улуса было образовано два новых улуса: Яндыковский и Хорахусовский83.

По "Высочайше утвержденному Положению об управлении Калмыцким народом" 23 апреля 1847 г.84 калмыки делились на кочующих в Астраханской губернии и Кавказской области; они по-прежнему составляли 7 улусов, но их наименования по сравне­нию с положением 1835 г. были несколько видоизменены. Кал­мыкия была разделена на три казенных (Багацохуровский, Эр­кетеневский, Яндыко-Икицохуровский) и четыре владельческих улуса (Большедербетевский, Малодербетевский, Хошоутовский, Харахусо-Эрдениевский). Положение 1847 г. предусматривало, что пастбища и другие земли должны быть разделены по улусам, исключая мочаги и Калмыцкий базар, которые предоставлялись в распоряжение жителей всех улусов.

В 1861 г. общее количество калмыцких улусов составило де­вять, как это видно из "Списка населенных пунктов Астраханской губернии"; из них 6 были казенными и 3 владельческими, причем в списке вместо Яндыко-Икицохуровского улуса было названо два улуса: Яндыковский и Икицохуровский. Часть Малодербетевского и весь Большедербетевский улус в административном отношении уже входили в Ставропольскую губернию. В 1864 г. Багацохуровский улус Енотаевского уезда стал именоваться Багацохур-Муравьевский — в память министра государственных имуществ генера­ла М.Н. Муравьева. В 1878 г. Хошоутовский улус, расположенный на луговой стороне Енотаевского уезда и нагорной части Аст­раханского уезда, переименовали в Александровский.

Калмыцкое наместничество

Управление калмыками в составе России первоначально со­средоточивалось в Посольском приказе, упраздненном в 1720 г. в связи с преобразованием в Коллегию иностранных дел. Несколь­ко раньше, в 1715 г., царское правительство назначило в калмыц­кие кочевья особого полномочного представителя, который нахо­дился в подчинении астраханского губернатора. Связи с Калмыц­ким ханством осуществляли астраханский обер-комендант; последний до 1719 г. исполнял свои функции под надзором казан­ского губернатора, а затем — с ведома астраханского губернатора. Состоящий при калмыцких делах военачальник пребывал в ставке хана, затем в Саратове (1717—1727 гг.). Царицыне (1727—1742 гг.) и, наконец, в Енотаевской крепости (1742—1771 гг.).

В начале XVIII в. в Астрахани была открыта Контора калмыц­ких и татарских дел. В ее состав входили: один русский чиновник от правительства, два назначаемых ханом калмыцких зайсанга и несколько татарских мурз. Контора занималась рассмотрением спорных вопросов, возникавших между местными жителями85.

При утверждении хана Убуши на должность наместника Кал­мыцкого ханства Екатерина II 12 августа 1762 г. одобрила решение о создании ханского совета (зарго), призванного играть роль выс­шего судебного органа для калмыков. Каждому избранному в со­став совета полагалось жалованье от казны.

Калмыцкое ханство представляло собой своеобразную форму автономии в составе России. Однако в связи с уходом основной массы калмыцкого населения в Джунгарию указом императрицы от 19 октября 1771 г. были упразднены звания хана и наместника Калмыцкого ханства. Отныне за действиями каждого калмыцкого владельца должен был наблюдать астраханский губернатор. В этих целях в г. Астрахани при губернской канцелярии была учреждена специальная Экспедиция калмыцких дел, а при ней в качестве судебного учреждения состоял совет (Зарго).

Наши рекомендации