Калмыцкое ханство в составе России
Продвижение калмыков из Южной и Западной Сибири, где они первоначально обосновывались, в глубь Восточной Европы продолжалось вплоть до середины XVII в. Немногим более чем за полстолетие они прошли путь от верховьев Иртыша до бассейна Эмбы,Яика (Урала) и Волги. К началу 1660-х гг. калмыки окончательно обосновались на Нижней Волге и прилегающих к ней на западе обширных степях. Главным образом это было связано с закреплением за ними кочевий на условиях несения военной службы в пользу России.
Официальной датой добровольного присоединения калмыков к России считается 20 августа 1609 г., когда были сформулированы условия их подданства в грамоте русского правительства на имявоеводы г. Тары И.В. Мосальского. Однако процесс их включения в состав Российского государства был далеко не единовременным актом. Сложение Калмыцкого ханства в Нижнем Поволжье сопровождалось тесными контактами с Российским государством. В 1655—1656 гг. практический глава калмыцких улусов Дайчин изъявил готовность принять русское подданство. В его послании говорилось, что подвластные ему тайши "учинят, чего искони веку от них николи не бывало — оне ево Мончак и внук его родной Манжик тайши, сами... великим государем шартовать станут"72
В 1664 г. Калмыцкое ханство было официально признано Россией, а верховный правитель волжских калмыков Мончак удостоен символов государственной власти — "серебряной с позолотой, украшенной яшмами булавой и белым с красной каймой царским знаменем". В ту пору булава, как известно, давалась и правителям других народов как знак власти; ее имели гетман войска Запорожского и атаман Донского войска. Калмыки заняли пустующие степные пространства юго-восточной части евразийской России, куда лишь изредка наведывались некоторые тюркские этнические группы (ногайцы, крымские татары и др.). Пришельцы нашли здесь во многом привычные природно-климатические условия, что в немалой степени обеспечило сохранение их прежних хозяйственных занятий, основанных на кочевом скотоводстве. Обретение новой территории, закрепление на ней, продолжительное обживание и освоение приволжских степей положительно сказалось на формировании калмыцкого этноса.
Как полагают исследователи, в начале XVIII в. к границам России прикочевало около 280 тыс. калмыков из Джунгарии73. При этом они не порывали связей со своими бывшими соплеменниками, которые окончательно прервались лишь с разгромом Цинской империей Джунгарии в середине XVIII в. Однако есть и данные о том, что число переселившихся достигало полумиллиона человек74
Социально-экономическое устройство калмыков к моменту их откочевки из Джунгарии принято называть "кочевым феодализмом", хотя толкование этого понятия остается до сих пор во многом дискуссионным75.
Прикочевавшие в Россию калмыки имели определенные свойственныеим общественные черты, обычаи и традиции кочевого уклада ойратов. Все население делилось на большие группы, входивших в разные удельные владения — улусы. Во главе улусов стояли наиболее знатные и влиятельные нойоны. Улусы, в свою очередь, подразделялись на аймаки, предводителями которых являлись зайсанги. Аймаки состояли из хотонов, а хотоны — из кибиток отдельных семей кочевников.
Распределение калмыков по улусам уходит своими корнями в далекое прошлое и сопряжено с родоплеменным делением и улусной системой ранних монголов. При улусно-аймачной системе все калмыцкие улусы и аймаки имели свои этнонимические наименования. Это порою вводило в заблуждение исследователей, полагавших, что улус — это племя, а аймак — это род. Таким образом, калмыцкое общество представлялосьим как бы все еще пребывающим в родовом состоянии76. Но сохранение этнонимов ойратского, и порою даже более древнего происхождения логичнее объяснить тем, что "для всех калмыцких улусов и аймаков характерен перенос старых этнических наименований на новые социальные и другие группы, возникшие уже при феодальном строе"77. Вот почему понятие "родовое общество" к калмыцкому обществу в составе России никак неприемлемо78.
Улусно-аймачная система организации калмыков получила свое дальнейшее развитие во второй половине XVII в. с образованием Калмыцкого ханства. Территория ханства включала кочевья по обеим сторонам Волги от Астрахани до Царицына и Самары, включая степи Придонья, Урала. В рамках ханства, просуществовавшего до 1771 г., происходило формирование калмыцкого этноса. При этом существовало субэтническое деление на дербетов, торгутов, хошутов и донских калмыков (бузавов). Появление их связано с различными этапами этнической истории калмыцкого народа. Торгуты, хошуты и дербеты — это компоненты ойратского происхождения, из которых затем, собственно говоря, и сложились калмыки — монголоязычный новый этнос в России. Донские калмыки (бузавы) являлись продуктом этнического смешения и ассимиляции, причем в их формировании участвовали группы дербетов, торгутов и хошутов. В настоящее время дербеты, торгуты и донские калмыки представляют собой главные внутриэтнические подразделения калмыцкого народа. Немногочисленные хошуты все в большей степени ассимилируются этнически близкими им торгутами, хотя и сохраняют свое субэтническое самосознание.
Сложившаяся улусно-аймачная административная система в дальнейшем претерпела значительную эволюцию.
Калмыцкое ханство состояло из Торгоутовского, Дербетовского и Хошоутовского улусов, из состава которых затем выделялись новые торгутские и дербетские улусы. Хошоутовский улус по причине почти полного ухода хошутов в 1771 г. из России обратно в Джунгарию остался неразделенным и впоследствии в значительной мере был заселен торгутами. Однако затем усиливается роль дербетов, поскольку большинство торгутовуже ушло в Китай.
Вслед за упразднением Калмыцкого ханства в 1771 г. его территория была включена в Астраханскую губернию в качестве отдельной административной единицы под названием Калмыцкая степь. Традиционное устройство калмыцкого общества с делением на улусы, аймаки и хотоны сохранялось. Управление калмыцким народом стало осуществляться через должностных лиц из русских чиновников. Постепенно собственное самоуправление было заменено системой попечительства, и тем самым завершилось включение калмыков в систему российской государственности79.
Уход подавляющей части волжских калмыков обратно в Джунгарию был вызван политикой российских властей по ограничению автономии Калмыцкого ханства. Значительную роль сыграли здесь и христианизация калмыков и расширение хозяйственной колонизации занимаемых ими земель.
Большинство калмыков, покинувших Россию, погибли в пути, а достигшие своей прародины были рассредоточены в границах искусственно созданного цинскими властями Китая административного района— Синьцзяна. Предполагают, что откочевало из России более 30 тыс. калмыцких семей — кибиток80. По другим сведениям, с Убуши-ханом ушло гораздо большее количество калмыков81.
Оставшаяся в России незначительная часть калмыков (13—15 тыс. кибиток) лишилась возможности пользоваться территорией ликвидированного ханства. Основным местопребыванием калмыков после 1771 г. стала правая (нагорная) сторона реки Волги — Калмыцкая степь.Это название прочно утвердилось за образовавшимся территориально-административным районом расселения калмыков после 1771 г. и сохраняется до настоящего времени как этногеографическое понятие.
Часть калмыков оказалась за пределами Калмыцкой степи: на Урале, на Дону, по течению реки Терек на Кавказе, в Оренбургском крае и на других территориях. В новом иноэтническом окружении некоторые группы калмыков ассимилировались (как, например, это произошло с чугуевскими калмыками), а другие со временем превратились в отдельные субэтнические образования, получившие свое название по территории нового расселения. К ним относятся донские (бузавы), уральские, оренбургские и терские (кумские) калмыки-казаки.
Установившееся в Калмыкии к началу XIX в. деление на 9 улусов просуществовало с некоторыми изменениями до 1917 г. Исторически калмыцкие улусы на Волге формировались как феодальные владения отдельных нойонских династий, причем некоторые из них были еще в Джунгарии, а другие возвысились в Калмыцком ханстве. Наиболее значительная часть улусов возникла постепенно в качестве улусов наиболее многочисленных торгутских нойонов, потомков хана Аюки. Так, основным феодальным доменом калмыцкого хана Дондук-Омбо и его брата Бокширги в 30—40-х гг. являлся Цохуровский улус. Наименование улуса произошло от этнонима "цоохор-торгут" (буквально — "пестрые торгуты"), который широко распространен в Синьцзяне и Тибете.
Цохуровский улус был затем разделен на Багацохуровский и Икицохуровский улусы; это было связано с тем, что хан Дондук-Омбо стал управлять Багацохуровским улусом (от калмыцкого "баг-цоохор-торгут", что означает "малые цоохор-торгуты"). Ики-цоохуровский улус (от "ик-цоохор-торгут" — "большие цоохор-торгуты") отошел к Бокширге, сыну Гунджепа — младшему сыну Аюки-хана. Существовал также Эркетеневский улус, население которого называлось "эркетен-торгут", или "ончх-эркетен-торгут". Наименование этого улуса, возможно, имеет отношение к реальному историческому лицу Онч-хану, который, по преданию, ведал Эркетеневским улусом на рубеже XVIII—XIX вв. Само слово "эркетен" обычно переводят как "отличившиеся", или заслужившие привилегию у тайшей, либо как "наделенный властью распоряжаться". Что касается Дербетовского улуса, населенного калмыками-дербетами, то после смерти в 1784 г. его владельца Цендан Дроджи произошли раздоры между его сыновьями за право владения улусом. Тогда русские приняли решение: для прекращения раздоров разделить улус на две части — Малодербетовский и Большедербетовский. Жителям было предоставлено право свободно выбрать себе владельцем одного из двух сыновей Цендан Дорджи и стать подданным того или иного улуса, границей между которыми стала река Маныч. В началеXX в. из Малодербетовского выделился отдельный Манычский улус.
Разделение калмыцкого народа на улусы было декларировано "Высочайше утвержденными Правилами для управления Калмыцкого народа" от 10 марта 1825 г.82 Согласно этому указу, Калмыкия делилась на шесть улусов: Большой и Малый Дербетев, Торгоутовский, Хошоутовский, Багацохуровский и Эркетеневский. 24 ноября 1835 г. последовал другой указ, по которому калмыцкий народ был поделен вместо 6 на 7 улусов: из Торгоутовского улуса было образовано два новых улуса: Яндыковский и Хорахусовский83.
По "Высочайше утвержденному Положению об управлении Калмыцким народом" 23 апреля 1847 г.84 калмыки делились на кочующих в Астраханской губернии и Кавказской области; они по-прежнему составляли 7 улусов, но их наименования по сравнению с положением 1835 г. были несколько видоизменены. Калмыкия была разделена на три казенных (Багацохуровский, Эркетеневский, Яндыко-Икицохуровский) и четыре владельческих улуса (Большедербетевский, Малодербетевский, Хошоутовский, Харахусо-Эрдениевский). Положение 1847 г. предусматривало, что пастбища и другие земли должны быть разделены по улусам, исключая мочаги и Калмыцкий базар, которые предоставлялись в распоряжение жителей всех улусов.
В 1861 г. общее количество калмыцких улусов составило девять, как это видно из "Списка населенных пунктов Астраханской губернии"; из них 6 были казенными и 3 владельческими, причем в списке вместо Яндыко-Икицохуровского улуса было названо два улуса: Яндыковский и Икицохуровский. Часть Малодербетевского и весь Большедербетевский улус в административном отношении уже входили в Ставропольскую губернию. В 1864 г. Багацохуровский улус Енотаевского уезда стал именоваться Багацохур-Муравьевский — в память министра государственных имуществ генерала М.Н. Муравьева. В 1878 г. Хошоутовский улус, расположенный на луговой стороне Енотаевского уезда и нагорной части Астраханского уезда, переименовали в Александровский.
Калмыцкое наместничество
Управление калмыками в составе России первоначально сосредоточивалось в Посольском приказе, упраздненном в 1720 г. в связи с преобразованием в Коллегию иностранных дел. Несколько раньше, в 1715 г., царское правительство назначило в калмыцкие кочевья особого полномочного представителя, который находился в подчинении астраханского губернатора. Связи с Калмыцким ханством осуществляли астраханский обер-комендант; последний до 1719 г. исполнял свои функции под надзором казанского губернатора, а затем — с ведома астраханского губернатора. Состоящий при калмыцких делах военачальник пребывал в ставке хана, затем в Саратове (1717—1727 гг.). Царицыне (1727—1742 гг.) и, наконец, в Енотаевской крепости (1742—1771 гг.).
В начале XVIII в. в Астрахани была открыта Контора калмыцких и татарских дел. В ее состав входили: один русский чиновник от правительства, два назначаемых ханом калмыцких зайсанга и несколько татарских мурз. Контора занималась рассмотрением спорных вопросов, возникавших между местными жителями85.
При утверждении хана Убуши на должность наместника Калмыцкого ханства Екатерина II 12 августа 1762 г. одобрила решение о создании ханского совета (зарго), призванного играть роль высшего судебного органа для калмыков. Каждому избранному в состав совета полагалось жалованье от казны.
Калмыцкое ханство представляло собой своеобразную форму автономии в составе России. Однако в связи с уходом основной массы калмыцкого населения в Джунгарию указом императрицы от 19 октября 1771 г. были упразднены звания хана и наместника Калмыцкого ханства. Отныне за действиями каждого калмыцкого владельца должен был наблюдать астраханский губернатор. В этих целях в г. Астрахани при губернской канцелярии была учреждена специальная Экспедиция калмыцких дел, а при ней в качестве судебного учреждения состоял совет (Зарго).