Подбор и изучение литературы
При подборе литературы студенту следует использовать следующие источники:
- законодательные и нормативно-правовые акты, ведомственные документы
- учебники, монографии, брошюры;
- материалы конференций, симпозиумов;
- периодические издания;
- источники статистических данных;
- электронные ресурсы (интернет, справочно-информационные системы «Консультант», «Кодекс», «Гарант»)
- неопубликованные материалы предприятия, организации, фирмы;
- иностранную литературу.
При использовании учебников, монографий, материалов конференций рекомендуется брать издания, которым не более 5 лет.
Для изучения периодических изданий студенту необходимо вначале использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Рекомендуется знакомиться с источниками в порядке, обратном хронологическому, т.е. вначале следует изучить самые свежие публикации, а затем прошлогодние, двухгодичной давности и т.д.
При использовании источников статистических данных необходимо также начинать изучение с данных за последние 3 года. Для более обоснованных выводов рекомендуется анализировать данные за 5 лет. Следует обратить особое внимание на надежность источников данных. Интернет является неисчерпаемым источником информации. Одним из ее самых распространенных видов среди студентов являются рефераты, курсовые и дипломные работы. В то же время их использование предполагает ряд определенных трудностей, с которыми студент неизбежно столкнется при написании и защите курсовой работы.
Основные проблемы использования курсовых работ находящихся в свободном доступе в сети интернет:
- низкое качество выполнения работы;
- трудности при прохождении процедуры проверки текста курсовой работы в системе антиплагиата (проходной порог уникальности текста, а, следовательно, и условие допуска курсовой работы к защите составляет 50%);
- использование устаревшей информации в готовых курсовых работах в сети интернет.
Студенту следует помнить, что рефераты, курсовые и дипломные работы – это далеко не единственный и тем более не самый надежный источник информации, имеющийся в Интернете. Намного целесообразнее обратится к электронным версиям периодических изданий, учебников, материалов конференций. Имеется много сайтов, содержащих статистические данные, а так же финансово-экономическую информацию в отношении деятельности органов государственного управления. Адреса некоторых сайтов, которые могут пригодиться студенту, даны в приложении2.
При написании практического раздела курсовой работы рекомендуется обратить особое внимание на материалы, публикуемые в периодических изданиях, а так же на ведомственные документы органов государственного управления. Именно там студент может найти информацию, касающуюся вопроса его курсовой работы. Это может быть и методика анализа, и система показателей, и пример целевой программы, и пр. На данный материал студент может опираться при подготовке второй главы курсовой работы.
При подборе литературы необходимо работать только с той информацией, которая относится непосредственно к теме.
Основная задача студента на данном этапе - разобраться и понять, что пишут по данной проблеме авторы, на какие аспекты они больше обращают внимание, под каким углом зрения рассматривается данный вопрос и пр.
Изучение литературы рекомендуется осуществлять следующим образом:
1. В отдельном файле (либо тетради) студенту необходимо сделать записи по каждому просмотренному источнику. В дальнейшем материалы по курсовой работе могут пригодиться при написании дипломного проекта, рефератов, курсовой работы по другой дисциплине, при подготовке к семинарским занятиям.
2. Просматривая каждый источник, студент должен делать записи в следующем порядке:
а) сначала выписать библиографическое описание источника (чтобы в дальнейшем можно было занести их в список литературы, не обращаясь вновь к источнику). К ним относятся автор, название, год издания, издательство и т.д.;
б) далее из источника необходимо выписать название тех разделов и параграфов, которые относятся к выбранной теме. На данном этапе происходит работа с оглавлением; студенту следует обратить свое внимание именно на структуру изложения данного вопроса. Студент должен понять и осмыслить, почему вопрос излагается именно в данной последовательности, в чем идея автора и т.д.;
Необходимо написанный план расширить посредством уже детального изучения материала. Изучается содержание каждого раздела и параграфа книги, а затем основная информация заносится в тетрадь в соответствующие разделы и параграфы. Результатом работы на данном этапе должен стать развернутый план, из которого должно быть ясно, что включает в себя каждая глава и параграф.
Подобного рода записи должны быть если не по всем, то хотя бы по основным источникам.
Если в качестве источника выступают статьи, материалы конференций и т.п., студент должен тезисно сделать их краткое описание.
4. Составление и обсуждение плана курсовой работы
После согласования темы с научным руководителем в течение двух недель студент должен предоставить план научному руководителю, обсудить с ним этот план и если надо и, при необходимости, его переделать. После того, как план будет утвержден, можно приступать к непосредственному написанию курсовой работы. В дальнейшей работе план может исправляться и уточняться. Иногда полезно составить не один, а несколько вариантов плана или отдельных его частей, особенно при новых обращениях к источнику.
План задает направление работы. Грамотно составленный план позволяет избежать одной из самых распространенных ошибок при написании курсовой работы – отсутствия логики в работе. Также одна и та же информация может встречаться в параграфе, а то и в главе несколько раз. Иногда студенты заостряют свое внимание на второстепенных факторах, а о главных упоминают только вскользь. Часто встречается, что содержание параграфа не раскрывает название или не соответствует ему.
Чтобы избежать вышеуказанных ошибок, студенту настоятельно рекомендуется составлять для себя на черновике расширенный план. Это позволит логически отразить имеющуюся информацию в работе, а главное, разложить всю информацию в соответствии с логикой. Естественно, расширенный план не надо выносить в содержание курсовой работы.
При составлении плана курсовой работы рекомендуется следующая последовательность шагов:
- просмотр записей, сделанных в рабочей тетради;
- формулировка плана курсовой работы. На этом этапе необходимо также составить расширенный план;
- логическое изложение материала в соответствии с расширенным планом;
- формулировка переходов от одного подвопроса к другому в рамках параграфа.
5. Структура и содержание курсовой работы
В настоящее время сложилась определенная структура курсовой работы (как и любого другого научного произведения), основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенной форме (приложение 3).
После титульного листа помещается содержание (с новой страницы), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Заголовки необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинают с прописной буквы, точки в конце заголовков не ставятся. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с cooтветствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
Главы начинаются с новой страницы (листа).
Разделы курсовой работы излагаются в логической последовательности. Количество глав и параграфов в курсовой работе определяются студентом самостоятельно и согласовываются с научным руководителем. Рекомендуемое количество глав - 2. Каждая глава содержит 2-3 параграфа объемом от 5 до 8 страниц каждый.
Введение
Введение является третьей страницей курсовой работы, номер на странице проставляется в нижней части страницы посередине. Введение должно содержать следующую информацию:
· обоснование актуальности темы;
· цель курсовой работы;
· задачи курсовой работы;
· объект и предмет курсовой работы;
· степень научной разработанности темы;
Актуальность — обязательное требование к любой
научной работе. Умение выбрать и обосновать актуальность тематики курсовой работы позволяет судить о профессиональной подготовленности студента.
Чтобы сообщить читателю научной работы о разработанности выбранной темы, автор приводит список авторов, научные труды которых посвящены тематике исследуемой проблемы.
Другими словами, актуальность – это ответ на вопрос, почему студентом выбрана именно эта тема для написания курсовой работы, что важного и необходимого содержит в себе изучение этого вопроса.
Формулировка цели подразумевает конечный результат, который студент планирует достичь при написании курсовой работы. Как правило, цель предполагает анализ какой-либо проблемы и разработку практических рекомендаций по совершенствованию чего-либо.
На основе цели формулируются задачи (как правило, не меньше пяти); обычно это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать… и т.п.). Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описания их решения должно составить содержания глав (параграфов) курсовой работы. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность студента. Предмет исследования – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Введение не следует перегружать общими рассуждениями, в данном разделе должны содержаться те сведения, которые непосредственно относятся к теме работы.
Структура первой главы курсовой работы:
Теоретические и методические (методологические) основы исследуемой проблемы;
В данной главе необходимо оценить степень изученности данной проблемы в различных источниках, изучить понятийный аппарат в исследуемой сфере, дать характеристику различных точек зрения по исследуемому вопросу, исследовать влияние на изучаемую проблему временного фактора, провести анализ методов (методик) исследований в данной области. В конце данной главы следует представить обобщающие выводы, также могут быть приведены экономические категории, показатели, критерии, которыми будет оперировать автор при анализе изучаемой проблемы.