Раздел IV Советский период истории.

Раздел IV Советский период истории.

Развитие БССР в составе СССР (1917—1991 гг.)

Тема 4 Мир после войны. СССР и БССР в период соревнования и конфронтации двух социально-политических систем (1945 — 1985гг.)

1. Послевоенной устройство Европы. «Холодная война: истоки, причины, сущность и последствия.

2. Научно-техническая революция: сущность и последствия. Постиндустриальная цивилизация.

3. Общество и власть после войны (1945—1955 гг.). БССР в период послевоенного возрождения.

4. Попытки демократизации страны («хрущевская оттепель» 1954 — 1964 гг.).

5. Период стабилизации и нарастания кризиса советской системы (60 — 80-е гг. XX в.). Социально-экономические и общественно-политические процессы в БССР.

6. Международные отношения и советская внешняя политика в 60 — 80-е гг. XX в.: успехи, просчеты, трудности (Поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности в 60—70-е гг. Новый виток гонки вооружений и конфронтации на рубеже 70—80-х гг.).

7. Внешнеполитическая деятельность Бел. ССР в 1945—1980-е гг. БССР в ООН.

Ответственность за возникновение и развитие «холодной войны» лежит и на США, и на СССР.

Этапы «холодной войны»

Начало противостояния)

На грани ядерной войны)

Разрядка»)

Новый виток противостояния)

ВЫВОД:

1. На протяжении 4,5 десятилетий советско-американское противоборство определяло характер мировой политики, было центральной осью международных отношений. Глобальный конфликт двух «сверхдержав» в 1945−1990 гг. основывался на идеологической несовместимости СССР и США, взаимном отрицании двух экономических и политических систем.

2. Советско-американское противостояние привело к созданию биполярной системы международных отношений, в которых доминировали две «сверхдержавы», обладавшие гигантским экономическим и политическим, а главное – военным превосходством над всеми другими государствами. При этом чуть ли не любой международный и даже внутренний конфликт неизбежно втягивался в орбиту советско-американского глобального противоборства.

3.От советско-американских отношений зависело не только направление развития мировой истории, но и само выживание человечества.

III этап − 1962−1979 гг. : разрядка международной напряженности.

Вопрос 3 Общество и власть после войны (1945—1955 гг.). БССР в период послевоенного возрождения.

Данный вопрос следует рассмотреть самостоятельно.

Литература:

1. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945—1964. М., 1993.

2. Игнатенко А.П., Нестерович Я.Ю. Социально-экономическое развитие БССР (1944-1960): Учебное пособие. Мн., 1990.

3. Эканамiчная гicmopiя Беларусi. Мн., 1993.

4. Гicmopiя Беларусi. У 2 ч. Ч.2 / Пад. рэд. Я.К. Новiка. Мн., 1998.

5. Гicmopiя Беларусi. У 2ч. Ч. 2. Курс лекц. Мн., 2002.—С. 490—525.

Источники послевоенного возрождения рассмотрите. Какими источниками располагала страна?

Шла дискуссия о роли внешних источников:

· репарации с побежденных стран

· поставки по ленд-лизу

Следует учесть, что на послевоенное развитие советской экономики сильное влияние и давление оказывала «холодная война», поэтому ставка на развитие ВПК.

Пример: в 1947г. создали атомный реактор, летом 1949г. испытание 1-й советской атомной бомбы, а освоение мирного атома – только в1954г. создали 1-ю советскую АЭС.

В 1948г. валовая продукция промышленности достигла 118% к уровню 1940г., но в сельском хозяйстве – малоутешительные итоги. Только в 1952г. производство зерна достигло довоенного уровня.В декабре 1947г. провели денежную реформу: обмен денег 1:10. В конце 1947г. отменили карточную систему, но дефицит потребительских товаров существовал.

Главный просчет, совершенный при восстановлении народного хозяйства состоял в том, что вновь взяли старый курс на индустриализацию, приоритетное развитие производства средств производства, ВПК, законсервировали научно-технический прогресс, свели социальные программы до минимума.

Вывод: воспроизвели экономическую модель 30—40 гг., на дворе – НТР(научно-техническая революция).

Как её решали?

· Снизили сельскохозяйственный налог (в 1954г. – в 2 раза).

· Списали недоимки с колхозов.

· Увеличили приусадебные участки колхозников

· Повысили заготовительные цены на сельхозпродукцию.

· Расширили возможности колхозного рынка.

Главная задача – решить зерновую проблему (в 1949 — 1953 гг. урожайность составила 8 центнеров с 1 га, в 1914г. — 7 центнеров с 1 га земли). Предлагалось два варианта решения (Н. Хрущева и В. Молотова).

Идея Н. Хрущева: освоение целинных и залежных земель Сибири, Урала, Казахстана.

Идея В. Молотова: вложить средства в развитие центральных сельскохозяйственных районов Российской Федерации, Украины и т.п.

Победила точка зрения Н.Хрущева, что означало отказ от интенсивных методов развития сельского хозяйства. При Н.Хрущеве началась практика закупки зерназа границей – это свидетельство банкротства советского сельского хозяйства, при этом больше половины мировых чернозёмов приходилось на территорию СССР.

Реформа промышленности. СССР являлся могучей промышленной державой. К началу 60-х гг. XX в. ¾общего объема промышленного производства приходилось на тяжелую промышленность. Общий объем промышленной продукции увеличился в 33 раза по сравнению с 1913г., а по производству средств производства (группа «А») – в 74 раза. Предприятия группы «Б» (производство потребительских товаров) развивалось медленно, однако и их рост был двукратным. Среднегодовые темпы промышленного производства в СССР составляли более 10%. (Причина: использование жестких методов административной экономики). При этом в промышленности 40% рабочих были заняты тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом, в сельском хозяйстве – 75%. Поэтому взяли курс на механизацию и автоматизацию производства.

Н.Хрущев разумно полагал, что главное звено – химия. Ленинский лозунг: «Коммунизм—это Советская власть + электрификация всей страны!», Хрущев: «Коммунизм—это Советская власть + химизация всей страны!»,что и стали осуществлять с 1958г.

Реформа управления промышленностью: упразднили министерства, перешли на территориальный принцип управления (создали совнархозы). Идея была отличной: отказаться от громоздкого, дорогостоящего, бюрократического, многоступенчатого аппарата, приблизить управление к предприятиям.

Каков результат? Диктат центра сменился диктатом совнархозов, ослабли межотраслевые связи производства в масштабах страны, трудно стало осуществлять единую научно-техническую политику, появилась бюрократия совнархозов. Реформа зашла в тупик.

Освоение космоса. 4 октября 1957г. вывели на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Началась «космическая эра». 12 апреля 1961г. первый космический полет человека – Юрий Гагарин.

Вопрос 6. Международные отношения и советская внешняя политика в 60 — 80-е гг. XX в.: успехи, просчеты, трудности (Поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности в 60—70-е гг. Новый виток гонки вооружений и конфронтации на рубеже 70—80-х гг.).

С наступлением хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила. «Оттепель» и связанная с ней некоторая открытость общества, повышение уровня его нравственности оказали воздействие на обновление внешней политики СССР.

Наметился поворот к мирному сосуществованию государств с различным социально-экономическим строем(это советская внешнеполитическая доктрина). КПСС (Компартия Советского Союза)отказалась от тезиса о фатальной неизбежности мировой войны. В 1959 состоялся первый визит советского лидера в США. Н. Хрущёв активно ездил по миру. СССР и США разрешили взрывоопасный Карибский кризис (1962). Но после «оттепели» весна так и не наступила в международных отношениях. Продолжалась идеологизация межгосударственных отношений. Сохранялась психология «осажденной крепости».

Внешняя политика СССР в 60−80-е гг. была направлена на достижение трёх главных целей:

а) укрепление своего влияния в социалистическом содружестве, сплочение мировой системы социализма;

б) улучшение отношений с развитыми странами Запада (США, ФРГ, Франция и др.), обеспечение мирного сосуществования с ними;

в) расширение сферы своего влияния в «третьем мире», активизация военно-технического и экономического сотрудничества с развивающимися странами.

По предложению БССР ГА (высший орган) ООН одобрила с некоторыми поправками принципы международного сотрудничества в отношении поиска, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и злодеяниях против человечества (1973г.).

БССР стала участницей Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.). Республика стала соавтором резолюции ГА ООН о запрещении использования зарубежных наемников против национально-освободительного движения и борьбы народов за независимость (1968г.).

По предложению делегации БССР ГА ООН приняла резолюцию о защите лиц, которые задержаны и лишены свободы за борьбу против апартеида, расизма и расовой дискриминации, колониализма, агрессии и иностранной оккупации (1977г.).

Важным направлением деятельности делегаций СССР, БССР, УССР в ООН была борьба против колониализма. БССР была в числе инициаторов Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960г.).

Начиная с конференции в Сан-Франциско и до распада СССР, в ООН осуществлялась практика разделения труда между тремя советскими делегациями. СССР решал стратегические задачи, подавал глобальные предложения, белорусская и украинская делегации решали тактические задачи. БССР курировала вопросы, связанные с юридической ответственностью военных преступников, взаимосвязь между правами человека и НТП. Самым активным образом БССР действовала в ЮНЕСКО. Белорусский опыт в системе образования, науки и культуры получил положительную оценку высших органов ЮНЕСКО и ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки.

В качестве члена МОТ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др. БССР участвовала в определении направлений их деятельности, принятии важных решений по расширению равноправного сотрудничества во всех сферах жизни, а также присоединялась через них к мировому опыту.

БССР, став в 1954г. членом МОТ, только в 1965г. ратифицировала Конвенцию относительно запрещения труда женщин на подземных работах. Только в 1988г. присоединилась к Конвенции о защите мирового культурного и природного наследия человечества, разработанной ЮНЕСКО еще в 1972г. нарушением международных пактов стало отсутствие в ССР и БССР законодательного закрепления права свободного передвижения граждан, их выезда и возвращения из-за границы. СССР, БССР и УССР голосовали против создания Международной организации по делам беженцев и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, отказались от участия в их работе и не подписали Конвенцию о статусе беженцев от 25 июля 1951г.

Выводы.

@ Характер и масштабы внешнеполитической деятельности БССР определялись общими процессами развития международного положения, противоборством двух систем и военно-политических союзов. В «холодной войне» с Западом СССР оказался втянут в гонку вооружений, региональные конфликты (Корея, Ближний Восток, Индокитай, Куба, Африка, Камбоджа, Афганистан). Позиции СССР и всего «советского блока» ухудшились в связи с введением советских войск в Венгрию (1956г.), Чехословакию (1968г.), Афганистан (1979г.).

@Хотя сфера внешнеполитической деятельности БССР и УССР была шире, чем у др. союзных республик, но практически все вопросы отношений республик с другими государствами, международными организациями решались союзными органами. Диктат Центра вытекал из положений Конституции СССР (1977г.) об отнесении к компетенции Союза установлений общего порядка во взаимоотношениях республик с иностранными государствами, не разграничивались функции союзных и республиканских органов, пассивности партийно-государственного руководства БССР.

@Попытки расширить права союзных республик в середине 1950-х и 1960-х гг., во второй половине 1970-х гг. (особенно в хозяйственной деятельности), были ограниченными, непоследовательными, противоречили интересам КАС и практически не влияли на международные отношения республик.

@Внешнеполитическая деятельность БССР протекала в общем русле международной деятельности СССР, скоординированной политике стран-участниц Варшавского Договора и СЭВ.

Раздел IV Советский период истории.

Наши рекомендации