Особенности правового статуса сотрудника дипломатической службы
Правовое положение дипломатического работника представляет собой часть общего правового статуса личности и включает в себя совокупность прав, обязанностей, запретов, ограничений, гарантий, поощрений и мер ответственности, связанных с исполнением функций дипломатического характера, а также обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 205-ФЗ правовой статус регулируется данным Федеральным законом, Федеральным законом № 79-ФЗ, а в части, не урегулированной этими федеральными законами, — ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Причем необходимо отметить, что сотрудники дипломатической службы и период работы в загранучреждениях пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными нормами международного права.
Основу прав дипломатических работников составляют нормы, закрепленные ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ, Федеральный закон № 205-ФЗ не устанавливает дополнительных прав дипломатических работников по сравнению с федеральным законодательством о гражданской службе, но в то же время предусматривает ряд государственных гарантий, которые будут рассмотрены ниже.
В период работы в загранучреждениях на дипломатических работников также распространяются права, предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., среди которых можно выделить:
— право на свободу передвижения по территории государства пребывания за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности (ст. 26);
— право на неприкосновенность корреспонденции (ст. 27);
— право на неприкосновенность личности дипломатического агента (ст. 29);
— право на неприкосновенность частной резиденции (ст. 30);
— право на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 31);
— право на освобождение от большинства налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (ст. 34);
- право на освобождение от всех государственных и трудовых повинностей (ст. 35);
— право на ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования (ст. 36).
При этом необходимо учитывать, что перечисленные права, а по сути — привилегии и иммунитеты, предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществление функций дипломатических представительств как органов, представляющих государство.
Обязанности дипломатических работников характеризуют сущность служебной деятельности, производны от задач и функций государственного органа и во многих случаях прямо вытекают из прав, перечисленных выше. Основные обязанности дипломатических работников установлены ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо них на сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 205-ФЗ налагаются следующие обязанности:
1) достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания, соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для загрануч-реждений МИД России, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении МИД России, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи;
2) исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения МИД России, связанные с реализацией функций заграучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты.
Нормы международного права (ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.) также предусматривают корреспондирующую обязанность уважать законы и постановления государства пребывания, без ущерба для предоставленных привилегий и иммунитетов.
Правовой статус дипломатических работников предусматривает и ограничения, связанные с дипломатической службой. Надо заметить, что установление ограничений, связанных с прохождением государственной, а вместе с ней и дипломатической службы, является одним из наиболее распространенных в мировой практике механизмов обеспечения интересов государства и эффективной служебной деятельности, препятствования злоупотреблениям властными полномочиями, противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов. Так, гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а служащий не может находиться на гражданской службе в случаях, установленных ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо ограничений, действующих для всей системы гражданской службы, законодатель в ст. 4 Федерального закона № 205-ФЗ предусмотрел ограничения, связанные с поступлением на дипломатическую службу и прохождением дипломатической службы. Согласно указанной статье гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом).
Имеют место и запреты, связанные с дипломатической службой.
Запреты в системе государственной службы — это закрепленные нормами административного законодательства положения, не дающие возможности государственному служащему отклоняться от установленного служебного поведения под угрозой применения мер уголовного, административного, дисциплинарного и материального принуждения.
Основной объем запретов, распространяющихся на дипломатических работников, установлен ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо этих запретов, в связи с прохождением дипломатической службы на сотрудника дипломатической службы ст. 5 Федерального закона № 205-ФЗ налагает запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, а также приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц.
Вышеупомянутая Венская конвенция о дипломатических сношениях устанавливаем запрем на осуществление дипломатическим агентом профессиональной и ми коммерческой деятельности на территории государства пребывания в целях личной выгоды (ст. 42), а также вмешательство во внутренние дела государства пребывания (ст. 41). Дипломатические работники не могут при осуществлении своих полномочий в экономической, социальной, технической и торговой областях осуществлять вмешательство во внутренние или внешние дела государства пребывания, пренебрегать правом государства пребывания свободно определять свою собственную политическую, экономическую, культурную и социальную систему, развивать свои международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над территорией.
Эффективное осуществление служебной деятельности в условиях установления жестких обязанностей, запретов и ограничений невозможно без обеспечения должного уровня социальных государственных гарантий дипломатическим служащим, обусловленных исключительностью и уникальностью статуса дипломатических работников как государственных служащих, представляющих интересы государства на международной арене. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы им в соответствии со ст. 52 и 53 Федерального закона № 79-ФЗ предоставляются основные и дополнительные государственные гарантии.
Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе, которые отображают специфику внешнеполитической деятельности и призваны компенсировать риски, стоящие перед дипломатическими работниками и их семьями. Необходимо отметить, что дополнительные гарантии предоставляются сотруднику дипломатической службы, а в некоторых случаях и членам его семьи, только в условиях работы в загранучреждении МИД России.
Министерство иностранных дел РФ принимает необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты сотрудников дипломатической службы и проживающих совместно с ними членов их семей.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 205-ФЗ сотруднику дипломатической службы и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.
Сотрудник дипломатической службы обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий.
Сотруднику дипломатической службы, направляемому на работу в загранучреждение, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию но окончании работы в загранучреждении, включая провоз багажа весом не: более 500 кг на семью, а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры).
Сотруднику дипломатической службы компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста в случае отсутствия в государстве пребывания бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего образования.
При повреждении здоровья сотрудника дипломатической службы или проживающего совместно с ним члена его семьи, полученном в период работы сотрудника в загранучреждении МИД России в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, указанному сотруднику предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 12 до 84 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении МИД России либо до истечения одного года после прекращения работы в указанном загранучреждении вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) предоставляется единовременная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника дипломатической службы, установленных на день выплаты.
В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы, работающего в загранучреждении:
1) расходы на подготовку к перевозке и на перевозку останков к месту захоронения осуществляются за счет средств загранучреждения;
2) членам его семьи, проживавшим совместно с ним, предоставляется единовременная денежная выплата в размере двукратного месячного должностного оклада сотрудника дипломатической службы в иностранной валюте, а также возмещаются расходы, связанные с их переездом в Российскую Федерацию.
В отдельную группу можно выделить гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах. Так, сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой согласно ст. 15 указанного Закона выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 20%. Стаж гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за полтора дня.
Сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 40%. Стаж гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за два дня.
Поощрение и награждение дипломатического работника являются формами общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые и материальные преимущества; применяются к государственным служащим за безупречную работу и эффективную службу, добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности.
Формы поощрения и наград дипломатических работников непосредственно в Федеральном законе № 205-ФЗ не урегулированы. В то же время существует ряд устоявшихся форм:
— Почетная грамота МИД России;
— Звание «Почетный работник МИД России»;
— Памятная медаль А. М. Горчакова;
— Нагрудный знак МИД России «За отличие».
За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИД России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях — без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов (п. 9 Положения о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникамМИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371).
Кроме того, в МИД России действует Положение об условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, иных видов поощрения, утвержденное приказом МИД России от 29 марта 2010 г. № 3934).
Следует обратить внимание и на вопрос об ответственности дипломатических работников. Правонарушения лиц, наделенных властными полномочиями, характеризуются повышенной общественной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, права и свободы граждан. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей в зависимости от степени общественной опасности действующее российское законодательство предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность дипломатических работников.
1. Уголовная ответственность. Большая часть составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность государственных служащих, содержится в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В п. I примечания к ст. 285 УК РФ содержится определение должностного лица как лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющего функции представителя власти либо выполняющего организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2. Административная ответственность. Гражданские служащие, в том числе дипломатические работники, в качестве самостоятельных специальных субъектов должностных административных правонарушений КоАП РФ не выделяются, а подпадают под общую категорию «должностного лица». КоАП РФ устанавливает аналогичное УК РФ определение должностного лица (ст. 2.4.), при этом указывается, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
КоАП РФ не содержит систематизированного перечня преступлений государственных служащих, более того, существует значительная проблема разграничения административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих ввиду близости формулировок административного правонарушения и дисциплинарного проступка.
3. Дисциплинарная ответственность. Законодательством о гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, предусматриваются следующие дисциплинарные взыскания (ст. 57 Федерального закона № 79-ФЗ):
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы;
5) увольнение с государственной гражданской службы.
Аналогичные меры предусматривает п. 49 Служебного распорядка центрального аппарата МИД России, территориальных органов - представительств МИД России на территории России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях, утвержденного приказом МИД России от 23 июля 2009 г. № 11868.
Особенности наступления юридической ответственности и правовых последствий, распространяющихся на дипломатических работников, находящихся в загранкомандировке, напрямую связаны с дипломатическим иммунитетом. Так, государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona nongrata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. 'Го или иное лицо может быть объявлено personaNonGrata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства (ст. 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
- вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
— исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника, или отказа получателя как частного лица, а не от имени аккредитующего государства;
— исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
В то же самое время действует норма о том, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31 Венской конвенции).
Прохождение государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации
Прохождение дипломатической службы — последовательное прохождение дипломатическим работником целого ряда ступеней и этапов на пути служебного продвижения, начиная с конкурсного отбора, процедуры назначения на должность и наделения служебными полномочиями соответствующего статуса до отставки или перехода на работу, не связанную с дипломатической деятельностью.
Структурно процесс прохождения дипломатической службы предусматривает:
1) нормативное определение факторов и условий (юридических фактов), при наличии которых гражданин может рассматриваться в качестве кандидатуры для поступления на дипломатическую службу;
2) разработку должностной структуры и должностных регламентов — своего рода «модели» служебных отношений и исполнения служебных полномочий по каждой конкретной должности в системе дипломатической службы. Должностным регламентом, как отмечалось ранее, определяются квалификационные требования по должности и условия качественного исполнения должностных полномочии, нормативно закрепляется круг прав, обязанностей и виды юридической ответственности служащего за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, пределы самостоятельности служащего, правила служебного поведения, круг публичных услуг, которые должен представлять служащий в соответствии с административными регламентами, критерии и показатели результативности профессиональной служебной деятельности;
3) отбор на дипломатическую службу — процедура, которая осуществляется представителем нанимателя (государства) в лице МИД России и его руководства;
4) назначение на должность осуществляется на основании акта (приказа) государственного органа о назначении на должность дипломатической службы. На основании приказа заключается служебный контракт (срочный или на неопределенный срок), в котором детально прописываются взаимно согласованные условия прохождения дипломатической службы конкретным лицом, в конкретном подразделении и на конкретной должности, в том числе все, что касается режима служебного времени и времени отдыха; условий оплаты труда и государственных гарантий, льгот и компенсаций; видов профессионального обучения; условий социального страхования и медицинского обслуживания.
Свои особенности имеет служебный контракт, заключаемый с сотрудником дипломатической службы, направляемым на работу в загрануч-реждение МИД России. В этом случае заключается срочный служебный контракт на срок до трех лет. По окончании указанного срока служебный контракт может быть перезаключен на новый срок. При направлении на работу в загранучреждение сотрудника дипломатической службы, замещающего должность в центральном аппарате МИД России или его территориальном органе, в заключенный с ним служебный контракт вносятся изменения, касающиеся срока и условий его работы в заграиучреждении. По окончании работы в заграиучреждении такому сотруднику предоставляется прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии — другая должность государственной службы.
Если должность включена в Перечень должностей федеральной гражданской службы в МИД России, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться, утвержденный приказом МИД России от 28 декабря 2010 г. № 19405, и процедура предусмотрена должностным регламентом, служащий обязательно проходит оформление допуска к государственной и служебной тайне.
Если работодатель считает необходимым, то устанавливается также испытательный срок. Успешное окончание испытательного срока для начинающего служащего завещается сдачей соответствующего квалификационного экзамена, по результатам которого ему присваивается первый дипломатический ранг или классный чин;
5) исполнение должности (должностных полномочий) — главный содержательный элемент прохождения дипломатической службы и важнейший показатель «интергрированности» служащего в систему государственной исполнительной власти полиции внешнеполитического ведомства. Здесь действуем принцип единства должности дипломатической службы, квалификационных характеристик, качества и результативности профессиональной деятельности. Чем большим объемом служебных полномочий наделен работник, тем более квалифицированным, профессионально опытным, лично организованным и нравственно устойчивым он должен быть, тем более широким набором правовых, управленческих, организационных и духовно-нравственных компетенций он должен обладать;
6) оценку кадров на предмет их профессионально-квалификационной, психолого-волевой и духовно-нравственной подготовленности к работе в структурах МИД России, в его загранучреждениях и подведомственных организациях. Оценка выводится по результатам конкурсных мероприятий, прохождения испытательного срока, периодической аттестации, сдачи квалификационных экзаменов. Цель — определить, насколько претенденты соответствуют установленным квалификационным требованиям по каждой конкретной должности.
Квалификационно-оценочные мероприятия организует Департамент кадров МИД России. По его инициативе в соответствии с действующими в МИД России положениями и методиками проведения конкурсов, аттестаций и квалификационных экзаменов создаются комиссии в составе наиболее опытных и авторитетных работников МИД России с обязательным включением в них представителей общественных организаций, независимых экспертов;
7) должностное продвижение по вертикали и должностные перемещения по горизонтали. Такие кадровые перемещения осуществляются с учетом имеющихся у работника служебных достижений, личных заслуг, персональных достоинств и преимуществ. Это принципиально.
Следует также иметь в виду, что сотрудник дипломатической службы может быть направлен в международную (межгосударственную, межправительственную) организацию на основании международных договоров Российской Федерации для временной работы в порядке и на условиях, которые действуют в данной международной организации. Период работы сотрудника дипломатической службы в международной организации включается в стаж (общую продолжительность) гражданской службы Российской Федерации.
И еще одна немаловажная особенность прохождения дипломатической службы: дипломатические работники подлежат обязательной ротации, т.е. направлению на работу из центрального аппарата МИД России или его территориальных органов в загранучреждения МИД России с учетом их квалификации, профессиональной подготовки и специализации. Более того, дипломатический работник обязан исполнить решение представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение МИД России в порядке ротации.
Работа в загранучреждении может быть прекращена досрочно в случаях возникновения чрезвычайной ситуации; объявления служащего персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей о его неприемлемости и к стране пребывяния: нарушения служащим или членамиего семьи законодательства страны пребывания или общепринятых норм поведения и морали; невыполнения служащим взятых на себя служебных обязательств и режимных требований.
Порядок ротации дипломатических работников и перечень причин, признаваемых уважительными для отказа от направления на работу в загра-нучреждение МИД России, устанавливаются МИД России;
8) мотивацию профессионально-квалификационного развития сотрудников, формирование здоровых ценностных установок на высококачественное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Безупречная и продолжительная служба — залог успешности дипломатической карьеры и непременное условие формирования «здоровых» служебных отношений в аппарате. Такие отношения формируются также хорошо продуманной системой мер морального и материального стимулирования работников, установления строгого режима служебной дисциплины и персональной ответственности за допущенные ошибки, а тем более правонарушения;
9) создание благоприятных социально-бытовых условий труда — эффективной системы охраны труда, качественного медицинского и социального обслуживания, надлежащее обеспечение детскими учреждениями, комплексом спортивно-культурных услуг и т.д. Не менее значимо также грамотное регулирование межличностных отношений в аппарате, формирование атмосферы деловитости и сотрудничества, ответственного отношения к делу. И все это с целью формирования всех необходимых условий для того, чтобы работник мог полностью сосредоточиться на служебных делах.
Весьма существенную роль в формировании здоровой духовно-нравственной атмосферы служебных отношений в МИД России призван сыграть принятый в марте 2011 г. Кодекс этики и служебного поведения в системе МИД России. Цель данного Кодекса — создание всех необходимых условий для того, чтобы каждый дипломатический работник и сотрудник дипломатической службы понимал свое место в системе государственной власти и достойно исполнял свои служебные обязанности, всячески содействовал укреплению авторитета дипломатической службы и укреплению доверия граждан к МИД России. Не случайно знание и строгое соблюдение норм этого Кодекса является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности служащего;
10) прекращение служебных отношений и основания для расторжения служебного контракта с сотрудником дипломатической службы. Федеральным законом № 205-ФЗ предусмотрены такие основания досрочного прекращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении (ст. 10), как:
— несоблюдение сотрудником дипломатической службы законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали;
— невыполнение сотрудником дипломатической службы обязанности по обеспечению соблюдения членами его семьи законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали, режимных ограничений, правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении;
— однократное грубое нарушение должностных обязанностей, режимных ограничений.
Таким образом, прохождение дипломатической службы — это особая система юридических фактов, влияющих на социально-правовой статус дипломатического служащего, определяющих характер повседневной служебной дипломатической деятельности и особенности карьеры в структурах внешнеполитического ведомства.
При этом учитываются буквально все условия и факторы: социальное происхождение и родственные связи; образование и наличие соответствующих документов об образовании и повышении квалификации; специальность и место должности в штатном расписании; порядок отбора и процедура найма на службу; объем привилегий, иммунитетов и ограничений. Все эти элементы регулируются соответствующими правовыми нормами, правилами, регламентами и положениями.
Хорошо налаженная система прохождения дипломатической службы и планирования дипломатической карьеры является гарантией органической взаимосвязи целей внешнеполитического ведомства и личных планов его служащих, обеспечения последовательного профессионального роста аппарата, повышения качества дипломатической службы и ответственности каждого служащего за принимаемые решения.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличие понятий «дипломатия», «внешняя политика», «дипломатическая служба»?
2. Проанализируйте федеральное законодательство о дипломатической службе.
3. Определите роль и место Президента РФ в управлении дипломатической службой.
4. Охарактеризуйте роль Правительства РФ в правовом обеспечении дипломатической службы.
5. Какие приказы МИД России действуют в системе правового регулирования дипломатической службы?
6. Какие существуют особенности правового статуса дипломатических служащих: дополнительные права, обязанности, ограничения, гарантии, ответственность.
7. Назовите особенности прохождения гражданской службы в системе МИД России.
8. Сформулируйте свои предложения по совершенствованию правового регулирования дипломатической службы.
Тестовые задания
1. Государственная служба осуществляется:
а)в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
б)в аппаратах управления государственных предприятий;
в)в аппаратах органов законодательной и судебной власти;
г) в аппаратах органов законодательной и исполнительной власти.
2. К конституционному принципу государственной службы Российской Федерации относится:
а)принцип стабильности;
б)принцип равного доступа граждан на государственную службу;
в)принцип профессионализма и компетентности;
г) принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.
3. К организационному принципу государственной службы Российской Федерации относится:
а)принцип законности;
б)принцип равного доступа граждан на государственную службу;
в)принцип разумной управляемости;
г) принцип профессионализма и компетентности.
4. К вспомогательному принципу государственной службы Российской Федерации относится:
а)принцип стабильности;
б)принцип равного доступа граждан на государственную службу;
в)принцип разумной управляемости;
г) принцип профессионализма и компетентности.
5. К функциям государственной службы не относится:
а)планирование;
б)организация;
в) обеспечение равного доступа граждан на государственную службу;
г) контроль.
6. Становление в России правовой категории «государственная служба» произошло:
а)в IX—X вв.;
б)в XVI в.;
в)в XVIII в.;
г) в XIX в.
7. Петровская «Табель о рангах» включала:
а) 12 рангов;
б)14 рангов;
в)18 рангпн;
г) 10 рангом.
8. К характерными чертам государственной службы дореволюционной России не относится:
а)абсолютизация принципа централизма в организации системы государственной службы;
б)бюрократизация аппарата государственной службы;
в)закрытость государственной службы;
г) равный доступ граждан на государственную службу.
9. Отношения в государственном аппарате в советский период регулировались;
а)Уставом о службе гражданской;
б)Законом о государственной службе;
в)Временными правилами о службе в государственных учреждениях и на предприятиях;
г) Генеральным регламентом.
10. Федеральным законом № 79-ФЗ устанавливаются:
а)политические основы гражданской службы;
б)правовые основы гражданской службы;
в)организационные основы гражданской службы;
г)финансово-экономические основы гражданской службы.
11. Федеральный закон №79-ФЗ был принят:
а)в 1995 г.;
б)в 2003 г.;
в)в 2004 г.;
г)в 2005 г.
12. Федеральный закон № 58-ФЗ был принят:
а)в 1995 г.;
б)в 2003 г.;
в)в 2004 г.;
г)в 2007 г.
13. Федеральный закон № 25-ФЗ был принят:
а)в 1998 г.;
б)в 2004 г.;
в)в 2007 г.;
г)в 2003 г.
14. Правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится:
а)в ведении субъекта РФ;
б)в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ;
в)в ведении Российской Федерации;
г)нет верного ответа.
15. Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы Российской Федерации находится:
а)в ведении Российской Федерации;
б)в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ;
в)в ведении субъекта