Службы в иностранных государствах

Обеспечение государственной службы высокопрофессиональными и ответственными кадрами — проблема не только российская; ее решают все страны, но каждое государство — с учетом своих особенностей, при­менительно к конкретным задачам, на конкретном этапе своего развития.

Каждая страна накопила свой опыт решения кадровых задач, который может быть полезен и другим странам. Вот почему анализ зарубежной практики дает возможность определить, какой опыт, какие из концепций реформирования и в какой мере могут быть адаптированы в условиях современной России, позволяет лучше понять логику реформирования отечественной модели государственной службы и определить пути повы­шения ее эффективности.

В настоящее время в научных кругах и среди юристов-практиков преоб­ладают две точки зрения на приемлемую для России модель организации государственной гражданской службы. Одни считают необходимым сле­довать «открытой» англосаксонской модели государственной гражданской службы («новый государственный менеджмент»). Другие — являются при­верженцами «закрытой» моделигосударственной службы, характерной для стран континентальной Европы. «Закрытая» и «открытая» модели государ­ственной гражданской службы подразделяются каждая еще на две модели в зависимости от формы государственного устройства: модель государ­ственной службы в федеративных и унитарных государствах.

Таким образом, выделяются четыре модели государственной гражданской службы:

1) централизованная «закрытая» модель, реализуемая в унитарном государстве;

2) относительно децентрализованная «закрытая» модель, реализуемая в федеративном государстве;

3) относительно децентрализованная «открытая» модель, реализуемая в унитарном государстве;

4) децентрализованная «открытая» модель, реализуемая в федератив­ном государстве.

Приведем характеристики основных моделей государственной службы, основанные на данных современных исследователей.

В соответствии с «закрытой» моделью сформирована государственная гражданская служба в большинстве стран континентальной Европы. Она характеризуется наличием следующих признаков:

— субординационной организацией системы государственной службы, подробной нормативной регламентацией компетенции каждого уровня государственной службы;

— «закрытой» системой подбора кадров на государственную граждан­скую службу;

— высоким правовым и социальным статусом государственного служа­щего, при котором должностной рост, заработная плата и льготы в основ­ном зависят от стажа государственной службы и занимаемой должности;

— сложной процедурой увольнения государственного гражданского служащего[48].

Приведем описание двух подтипов «закрытой» модели государственной гражданской службы в унитарном государстве (Франции) и федеративном (ФРГ).

Французская модель государственной гражданской службы. Она

сформировалась в период Французской революции при Наполеоне I. Про­возглашается открытость государственной службы, служение обществен­ным интересам, создается система конкурсного отбора служащих, созда­ются специальные учебные заведения для подготовки государственных служащих. В то же время преобладает тенденция к усилению служебной централизации, дисциплине, к кастовости служащих.

Современная государственная гражданская служба Франции получила окончательное оформление к 1945 г. В это время был создан специальный комитет по реформе государственной службы. Основными целями рефор­мирования государственной службы являлось обеспечение демократичности и открытости. В 1946 г. был принят Закон об общем статусе чиновника, в кото­ром была установлена новая структура государственной службы, повышены социальные и правовые гарантии для государственных служащих. Государ­ственным служащим были

разрешены забастовки, увольнять их можно было только на основании специального закона о сокращении персонала. Постепен­ное снижение уровня квалификации государственного аппарата, увеличение его численности, существенное отставание денежного содержания государ­ственных служащих от заработной платы лиц, занятых в негосударственном секторе экономики, привели к падению престижа государственной службы.

Реформы 1981 — 1983 гг. были направлены на децентрализацию управле­ния страной, повышение эффективности и результативности государствен­ного аппарата. Итогом реформы стало принятие Закона от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих и Закона от 11 января 1984 г., содер­жащих положения общего статута центральной государственной службы. Краеугольными принципами организации государственной службы явля­ются долговременная (до пенсии) деятельность в качестве государствен­ного служащего, детальная регламентация его положения и функций на протяжении всей карьеры.

Ключевую роль в координации всей политики государства в сфере госу­дарственной службы играет Министерство государственной службы. Оно фактически является одним из важнейших подразделений секретариата Премьер-министра. Непосредственное руководство региональными госу­дарственными органами, которые возглавляются префектами и, на уровне муниципалитетов, мэрами, осуществляется во Франции Министерством внутренних дел.

Все государственные должности распределены по четырем категориям А, В, С и Д (в зависимости от уровня найма и объема выполняемых функ­ций). Категория А объединяет штаты чиновников, имеющих высшее обра­зование и исполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы, преподаватели высших учебных заведений и т.д.). Чиновники категории В занимаются выполнением исполнительских функций и набираются из числа лиц, имеющих диплом бакалавров (административные секретари, контролеры, учителя и т.д.). Категории С и Д соответствуют практической работе, на которую принима­ются лица со свидетельствами об обучении первого цикла и сертификатом о начальном образовании[49].

Для того чтобы стать государственным служащим, необходимо выдер­жать так называемый «внешний конкурс». Его условия детально регламен­тированы Министерством государственной службы. В ходе проведения внешнего конкурса количество претендентов на одно место достигает 20 и более человек, наблюдается тенденция к увеличению числа претендентов на одно место, что говорит о высоком авторитете занятия государственной службой.

Открытые конкурсы проходят на национальном уровне. Публикуется число и перечень вакантных мест, срок представления документов, их перечень и формы, место проведения конкурса. Документы сдаются через префектуры, где они проходят проверку на точность приведенных в них данных. После этого публикуется полный список всех претендентов, кото­рые примут участие в конкурсе.

Экзамен делится на письменный и устный. Претендент, сдавший пись­менный экзамен, допускается к устному. Перечень вопросов, выносимых на экзамены, засекречен и определяется на национальном уровне. Под­бор состава комиссии осуществляется по четко установленным правилам. Работают члены комиссии за плату. Комиссии запрещено вводить свои, произвольные вопросы на экзаменах. Если при проведении конкурсов не соблюдается какое-либо установленное законами требование, то итоги конкурсов могут быть аннулированы в судебном порядке.

Из системы внешних конкурсов исключен ряд должностей категории А, связанных с выполнением руководящих функций и занимаемых работ­никами, имеющими ранг гражданского администратора, для назначения которых необходим определенный стаж работы в соответствующих госу­дарственных органах, и, как правило, обязательно окончание Высшей административной школы[50].

Зарплата государственного служащего зависит от индекса, присвоенного корпусу (группе) должностей, к которой он относится, чина, размера наци­ональной минимальной заработной платы, системы общих и специальных для каждого министерства премий и доплат (на питание, лечение, различные виды отдыха, оплату ухода за ребенком, лагерей для детей, различные посо­бия и т.п.). При распределении дополнительных льгот учитывается доход семьи. Сотрудники всей системы министерства или префектуры (и их пенсионеры, которые также пользуются данными льготами), регулярно через специальные печатные органы извещаются о положенных для них льготах и выплатах, об открытых конкурсах на те или иные должности.

Карьера государственного служащего неразрывно связана с система­тическим прохождением «внутренних конкурсов». Каждый служащий проходит внутренний конкурс каждые полтора—два года и в зависимости от результата может рассчитывать на продвижение по служебной лестнице, повышение материального содержания и т.п.

Существует система подготовки и переподготовки кадров в префектурах, на межпрефектурном и национальном уровнях. Ее отличительной чертой является то, что набор в соответствующее учебное заведение, центр подго­товки (повышения квалификации) осуществляется на конкурсной основе.

Основной причиной увольнения государственных служащих (с соблю­дением установленной законом процедуры) является их профессиональная непригодность. Еще одним основанием для увольнения является доказан­ное обвинение в коррупции. Всего по этим основаниям ежегодно увольня­ется до 2500 человек из 2,5 млн государственных служащих. По полити­ческим основаниям, в связи со сменой правительства, увольняется до 600 человек по всей Франции, но относится это к так называемым «политиче­ским должностям» и должностям, на которых обеспечивается деятельность конкретного политического деятелям.

Таким образом, модели государственной службы, сложившейся во Франции, присущи следующие черты:

1) высокий уровень централизации, характеризующийся жестким кон­тролем из центра за деятельностью государственных служащих в провин­циях;

2) конкурсная система отбора кадров для государственной гражданской службы;

3) элитарность государственной службы, которая при конкурсной системе отбора поддерживается за счет «образовательной монополии» нескольких учебных заведений на подготовку государственных служащих.

Современная государственная гражданская служба Германии. Ее ста­новление связано с вступлением в силу Основного закона ФРГ 1949 г., который положил конец поддерживаемой оккупационными властями тен­денции расщепления единого института государственной службы на раз­розненные службы земель и восстановила традиционные принципы немец­кой профессиональной службы, имеющей длительную историю развития, начало которой приходится на первую половину XVIII в.

Понятие «государственная служба» охватывает с функциональной точки зрения все виды деятельности по выполнению государственных (публичных) задач, а с точки зрения работы с персоналом — все виды общественных отношений в сфере государственной службы, существу­ющие между отдельными личностями и носителями публичного права в качестве работодателя (патрона).

Различные публичные задачи в государственных органах, а также в органах и учреждениях публичного права, выполняются не только про­фессиональными государственными служащими (чиновниками), но и слу­жащими, и рабочими. Таким образом, деятельность в сфере государствен­ной службы может быть основана как на государственно-правовом акте о назначении на должность (чиновники), так и на служебном договоре на основе частного права (служащие, рабочие). Поэтому понятия «чинов­ник» и «служащий» в Германии не совпадают.

Судьи, учитывая их независимое положение при выполнении ими функ­ций в области юриспруденции, занимают особое положение. Оно опреде­ляется законами о судьях Федерации и земель в соответствии с правовым статусом государственного служащего (чиновника).

Различные публичные задачи в государственных органах, а также в органах и учреждениях публичного права, выполняются не только про­фессиональными государственными служащими (чиновниками), но и слу­жащими, и рабочими. Таким образом, деятельность в сфере государствен­ной службы может быть основана как на государственно-правовом акте о назначении на должность (чиновники), так и на служебном договоре на основе частного права (служащие, рабочие). Поэтому понятия «чинов­ник» и «служащий» в Германии не совпадают.

Судьи, учитывая их независимое положение при выполнении ими функ­ций в области юриспруденции, занимают особое положение. Оно опреде­ляется законами о судьях Федерации и земель в соответствии с правовым статусом государственного служащего (чиновника).

Все наиболее важные функции, связанные с выполнением государ­ственных задач, осуществляются профессиональными государствен­ными служащими — чиновниками. В Основном законе ФРГ (ч. 4 ст. 33) предусматривается, что «Осуществление властных полномочий в виде постоянной задачи, как правило, должно поручаться лицам, состоящим на государственной службе и связанным узами публично-правовых отно­шений службы и верности». Конституционная оговорка «как правило» означает, что не исключается выполнение подобных задач и служащими. Предпочтение, отдаваемое при этом чиновникам, основывается на тен­денциях развития в течение нескольких столетий, ведущего от «слуги князя» в системе абсолютной монархии к «слуге государства», долг кото­рого заключается в верности и повиновении по отношению к государству, а не к отдельному лицу.

Основной закон ФРГ правовое регулирование общественных отноше­ний в области государственной службы предоставляет особым законам, устанавливая только принципы формирования и функционирования госу­дарственной службы.

Важные положения, касающиеся института государственной службы в Германии, содержатся практически во всех разделах Основного закона ФРГ. В своей совокупности они составляют основы, на которых строится все законодательство о государственной службе ФРГ. Эти базовые положе­ния Основного закона ФРГ предписываются федеральному законодателю и администрации Федерации и земель.

Основной закон ФРГ (разд. I, ст. 1 — 19) регламентирует основные права и признает их непосредственно действующими в системе государственно-­служебных правоотношений. Согласно его ч. 3 ст. 1 «...основные права обя­зательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право». Однако их осуществление может быть ограничено, если это потребуется для того, чтобы сохранить функции профессиональной государственной службы. Основанием ограничения конституционных прав является закрепление в ч. 4 и 5 ст. 33 Основного закона ФРГ принципа профессиональной государственной службы.

Если основной закон гарантирует институт государственной службы, то это означает, что государственно-служебные отношения с их особой структу­рой

обязанностей являются составной частью конституционного порядка, как и сами основные (конституционные) права.

Указанная ст. 33 Основного закона ФРГ имеет важное значение для организации и функционирования государственной службы Германии. Так, ч. 2 этой статьи устанавливает равный доступ граждан во все госу­дарственные органы. Она предусматривает, что «каждый немец имеет рав­ный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со сво­ими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией», исходя из указанной статьи каждый претендент на государственную долж­ность, хотя и не имеет субъективного нрава на назначение на должность в системе государственной службы, пользуется правом на компетентную оценку его способностей для занятия соответствующей вакантной долж­ности.

В областях, где в управленческих структурах недостаточно представ­лены женщины, допускается на основании ч. 2 и 3 ст. 33 Основного закона ФРГ при равной профессиональной подготовке отдавать предпочтение женщинам при замещении должностей государственных служащих.

В ч. 3 ст. 33 Основного закона ФРГ установлен принцип равенства на государственной службе. Никто не может быть ущемлен в своих правах из-за вероисповедания или мировоззрения. Это же касается и принадлеж­ности к политическим партиям.

Пользование гражданскими и политическими правами, доступ к госу­дарственным должностям, как и права, приобретенные на государствен­ной службе, не зависят от исповедуемой религии. Никому не может быть причинен ущерб по причине его приверженности или неприверженности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению.

Как следует из вышеупомянутой ч. 4 ст. 33 Основного закона ФРГ, выполнение государственных функций является постоянной задачей состоящих на государственной службе и вменяется им в обязанность. При этом с государством они находятся в особых отношениях верности и повиновения. Как видно, данная норма содержит также положения о пре­емственности функций, потому что решение государственно-правовых задач в обычных условиях всегда должно оставаться функцией государ­ственных служащих.

В соответствии с ч. 5 ст. 33 Основного закона ФРГ законодательство о государственной службе должно создаваться с учетом традиционных принципов профессионализма в этой сфере. При этом акцент делается на требовании учета «...традиционных принципов, касающихся статуса профессиональных чиновников».

К важнейшим общепризнанным (традиционным) принципам, каса­ющимся правового статуса чиновников в ФРГ, относятся: пожизненное назначение; обязанность государственного служащего быть верным долгу;

партийно-политический нейтралитет; право на участие м профсоюзах и объединениях по профессиям; запрет на забастовки; служебная иерар­хия и др.

Среди прочих важных для государственной службы норм Основного закона ФРГ следует назвать ст. 34, согласно которой, если какое-либо лицо при исполнении порученной ему государственной должности нару­шит свои служебные обязанности перед третьими лицами, то в принципе ответственность несет государство или ведомство, на службе у которого состоит это лицо. Однако при наличии умысла или грубой небрежности сохраняется право регрессного иска. В случае требований о возмещении ущерба и в случае регрессного иска не исключается применение обычного судебного порядка.

Часть 4 ст. 19 Основного закона ФРГ предоставляет возможность обра­щения в суд каждого лица, чьи интересы нарушены государственной вла­стью. В этих случаях потерпевшие могут предъявлять иски в обычных судах, если не установлена иная подсудность.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Основного закона ФРГ в высших учреж­дениях ФРГ (т.е. в высших органах федеральной власти и управления) в соразмерном (надлежащем) соотношении должны быть представлены государственные служащие из всех федеральных земель.

Процентный состав представительства отдельных земель не должен быть ни существенно завышен, ни существенно занижен. В других учреж­дениях федерации набор сотрудников, как правило, производится из жите­лей той земли, в которой действуют эти учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 60 Основного закона ФРГ федеральный президент имеет право назначать на должности и освобождать от должности феде­ральных судей, федеральных государственных служащих, офицеров и унтер-офицеров, поскольку законом не установлено иное. Федеральный президент может делегировать эти полномочия другим ведомствам в соот­ветствии с ч. 3 данной статьи. Это широко практикуется.

В соответствии со ст. 70 Основного закона ФРГ законодательство о государственной службе не содержит единого распределения законода­тельной компетенции. Анализ ст. 73—75 этого Закона позволяет ответить на вопрос о том, имеется ли и в каком объеме исключительная законода­тельная компетенция (ст. 71—73), конкурирующая законодательная ком­петенция (ст. 72, 74, 74а ) или законодательная компетенция по принятию федерацией основ правового регулирования (ст. 75). Все остальное явля­ется законодательной компетенцией земель (ст. 30 и 70).

Согласно Основному закону ФРГ федерация обладает исключитель­ной законодательной компетенцией по вопросам правового положения лиц, находящихся на службе федерации и корпораций публичного права федерального ранга (ч. 8 ст. 73). Конкурирующая законодательная компе­тенция распространяется на оплату труда и содержание служащих госу­дарственных учреждений, находящихся с ними в публично-правовых отношениях службы и верности (ч. 1 ст. 74а), поскольку федерация не обладает согласно ч. 8 ст. 73 исключительной законодательной компетенцией. В соответствии с ч. 1 ст. 75 федерация имеет право

издавать с соблюде­нием условий ст. 72 нормативные акты по вопросам правового положения лиц, состоящих на государственной службе земель, общин и других корпо­раций публичного права. По этим вопросам федерация правомочна изда­вать только основы (рамочные предписания). Они могут содержать лишь в исключительных случаях подробное и непосредственно действующее регулирование. Если по указанным вопросам федерация издает рамочные предписания, то земли обязаны издать в течение установленного законом срока законы земли (ч. 3 ст. 75).

В соответствии с изложенными положениями Основного закона ФРГ различают государственных служащих федерального и земельного уровня и, соответственно, законодательство о федеральной и земельной государ­ственной службе.

Основными действующими федеральными законодательными актами, регулирующими отношения государственной службы Германии, являются:

- Общий закон о правовом положении государственных служащих от 1 июля 1957 г.;

- Закон о федеральных государственных служащих от 14 июля 1953 г.;

— Положение о прохождении государственной службы в ФРГ от 15 ноя­бря 1978 г.;

— Закон об обеспечении государственных служащих от 24 августа 1976 г.;

— Федеральный дисциплинарный устав от 20 июля 1967 г.;

— Закон об окладах федеральных государственных служащих от 27 июля 1957 г..

Основной закон ФРГ закрепляет основы, на которых строится законо­дательство о государственной службе. Федерация обладает исключитель­ной законодательной компетенцией по вопросам правового положения лиц, находящихся на службе федерации и корпораций публичного права, подчиненных федерации (сг. 73). Принятие таких законов требует одобре­ния Бундесрата (ст. 74а).

Федерация также имеет право издавать в общих интересах федерации и земель (ст. 72) основополагающие предписания по вопросам правового положения лиц, состоящих на государственной службе земель, общин и других корпораций публичного права (ст. 75).

К области конкурирующего законодательства федерации и земель отно­сятся вопросы оплаты и содержания служащих государственных учрежде­ний. Такие законы требуют одобрения Бундесрата (ст. 74а).

Существует также ряд федеральных законов, а также постановлений Правительства ФРГ, регулирующих права и обязанности отдельных кате­горий служащих, например, Закон о возмещении дорожных расходов феде­ральных

чиновников, судей и военнослужащих 1973 г., Закон о жаловании чиновников 1986 г., Закон об оплате ежегодных отпусков 1987 г.[51]

Согласно Закону о федеральных государственных служащих феде­ральным государственным служащим является лицо, находящееся в «публично-правовых отношениях службы и верности» (служебных отношениях) с федерацией либо непосредственно подчиненное федерации «корпорацией, учреждением или организацией публичного права». Служа­щий, подчиняющийся федерации, является непосредственно федеральным служащим. Служащий, имеющий работодателем подчиненную федерации корпорацию, учреждение или организацию публичного права, является косвенным федеральным служащим[52].

Высшей служебной инстанцией государственного служащего является высшее учреждение его начальника, в сфере компетенции которого он занимает должность.

Непосредственным начальником считается тот, кто может давать госу­дарственному служащему указания (распоряжения) по его служебной дея­тельности.

Кто является начальником службы и непосредственным начальником, определяется структурой публично-правового управления; если началь­ника службы нет, то компетентная высшая федеральная инстанция выпол­няет полномочия начальника службы.

Для выполнения государственно-правовых задач государственные слу­жащие назначаются: пожизненно; на время, если служащего используют на определенный срок; на испытательный срок, если служащий обязан его пройти для дальнейшего использования его постоянно и если служащий проходит подготовительную службу.

Положение о прохождении государственной службы в ФРГ («служебная карьера») дает классификацию государственных служащих в аспекте их принадлежности к определенной должности. В целом «служебная карьера» охватывает все должности одного и того же профессионального направле­ния, которые предполагают одинаковую подготовку и образование. К ней относятся также подготовительная служба и испытательный срок.

Общий закон о правовом положении государственных служащих устанавли­вает четыре вида должностей государственных служащих (или четыре ранга):

— нижний (простая служба);

— средний (средняя служба);

— повышенный (ответственная служба);

— высший (высшая служба).

Государственным служащим в пределах каждой группы присваиваются ранги.

При принятии на государственную службу действует правило равных возможностей, которое состоит в том, что назначение на государственную службу производится в соответствии со способностями и профессиональ­ным уровнем подготовки претендента. Запрещена дискриминация с точки зрения иола, происхождения, расы, вероисповедания, а также по религиоз­ным или политическим мотивам.

В ФРГ действуют следующие общие требования для поступления на государственную службу. Государственным служащим может стать только тот, кто является немцем по смыслу ст. 116 Основного закона ФРГ; дает гарантию выступать в поддержку свободного демократического порядка в духе Основного закона; обладает специальным уровнем подго­товки и т.д.

По Закону о федеральных государственных служащих возможны исключения из общего правила. Так, в случае служебной необходимости на государственную службу на должность профессора, доцента вуза могут быть приняты иностранцы.

Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует порядок приема на государственную службу. Претенденты определяются с помощью опове­щения о наличии свободной должности в специальных печатных сообще­ниях. Их отбор должен производиться в соответствии с пригодностью, способностями и профессиональными достижениями без учета пола, проис­хождения, расы, вероисповедания, религиозных или политических взглядов.

Назначение служащих на должность осуществляется после подтвержде­ния их пригодности к государственной службе в результате сдачи экзаме­нов. Если возраст служащего не превышает 32 лет, он может быть назначен на должность лишь после успешного прохождения испытательного срока. Назначение допускается только на начальную должность.

Назначение федеральных государственных служащих на должность производится федеральным президентом или уполномоченными на это инстанциями.

Государственный служащий считается назначенным на должность после вручения ему грамоты о назначении.

Занятие соответствующих должностей возможно при выполнении ряда условий в зависимости от ранга. Для прохождения службы нижнего уровня требуются: успешное окончание основной общеобразовательной школы или признанный равноценным уровень образования; подготовительная практика к занятию должности. Для прохождения службы среднего уровня требуются: окончание реального училища; подготовительная практика к занятию должности в течение одного года; сдача экзамена на прохожде­ние этой службы. Для прохождения службы повышенного уровня необ­ходимы: школьное образование, дающее право на

поступление в высшую школу; подготовительная практика к занятию должности в течение трех лет; сдача экзамена на право службы в этой должности.

Для прохождения службы высшего уровня требуются: окончание выс­шей школы; подготовительная практика к занятию должности в течение как минимум двух лет; сдача экзамена на право прохождения службы.

Для занятия общей административной должности изучение юридиче­ских наук (частное или публичное право), а также изучение экономиче­ских, финансовых и общественных наук признаются равноценными.

Независимо от конкретных специфических функций государственным служащим вменено выполнять свои задачи беспристрастно и справедливо и при исполнении служебных обязанностей принимать во внимание благо всего общества.

Государственный служащий всем своим поведением должен демонстри­ровать приверженность демократическому общественному строю в духе Основного закона ФРГ и способствовать его выполнению. В политиче­ской деятельности он обязан соблюдать ту степень умеренности и сдер­жанности, которые диктуются его служебным положением по отношению к обществу и обязанностями его ведомства.

Государственный служащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. О своих сомнениях относительно правомерности (законности) служебных указаний (распоряжений) госслужащий должен немедленно сообщить сво­ему непосредственному начальнику. Если распоряжение остается в силе, то государственный служащий должен обратиться к следующему вышестоя­щему начальнику. Если и он подтверждает распоряжение, то государствен­ный служащий должен его исполнить, если требующееся от него поведе­ние не кажется ему наказуемым или противоречащим установленному порядку, или он не усматривает эту наказуемость или нарушение обще­ственного порядка, или если требующееся от него поведение не нарушает человеческого достоинства; от ответственности в этом случае он освобож­дается. Подтверждение распоряжения при наличии просьбы должно быть дано ему в письменном виде.

Каждый государственный служащий обязан принести следующую при­сягу: «Клянусь соблюдать Основной закон ФРГ и все законы, действующие в Федеративной Республике, и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, как мне поможет бог». Присяга подтверждает публично-пра­вовые отношения долга и верности между ФРГ и государственным слу­жащим. Служащий увольняется, если он отказывается принести присягу.

Повышенные требования и ограничения, связанные с государствен­ной службой, компенсируются в ФРГ соответствующими государствен­ным жалованьем и другими выплатами, а также гарантиями для госу­дарственных служащих, обеспечивающими стабильность служебного места и продвижения по службе, а также достойный уровень жизни им и их семьям.

Государственному служащему для всякой иной, помимо службы, работы требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Оно не обязательно лишь для принятия опекунства, ухода за больным или немощным, обязанностей по исполнению завещания, отправления сво­бодной профессии, управления собственным имуществом, деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреж­дениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой-либо пред­принимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета, управления или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой иной правовой формы.

Государственный служащий обязан и смяли со служебной необходимо­стью выполнять сверхурочную работу. Нели сверхурочная работа превы­шает пять часом в месяц, он получает отгул, причитающийся ему за три месяца сверхурочной работы.

Для регламентации государственно-служебных отношений в Германии характерно единство прав и обязанностей государственных служащих.

Государственные служащие имеют право на обеспечение и защиту. Начальник должен заботиться в рамках особых взаимоотношений с госу­дарственным служащим о его благе и благе его семьи, а также защищать его в период его деятельности.

Государственные служащие имеют право на служебные наименования. Они устанавливаются федеральным президентом или уполномоченными на это инстанциями. Наряду с этим государственные служащие имеют право только на присвоенные государством звания и ученые степени. Находящиеся на пенсии государственные служащие могут носить и далее эти наименования с добавлением слов «на пенсии», а также сохраняют зва­ния, принятые государством в связи с определенной должностью.

Законодательством предусмотрено право государственных служащих на определенный должностной оклад. Должностные оклады государ­ственных служащих приведены в Законе об окладах федеральных государ­ственных служащих. Они состоят из основного оклада, местной доплаты, в определенных случаях должностных или определяемых данным местом надбавок, а также прочих доплат и надбавок.

Все вопросы, связанные с оплатой труда, регулируются на единой право­вой основе, причем данные правовые нормы действительны и для федера­ции, и для земель, и для муниципалитетов, муниципальных объединений, органов, учреждений и фондов, являющихся субъектами публичного права.

Особенности, характерные для отдельных земель, могут учитываться лишь в случаях, допускаемых законом.

Конституционной основой оплаты груда государственных служа­щих является «принцип содержания», который представляет собой один из основных правовых принципов статуса государственного служащего. Оплата труда должна быть соразмерной и соответствовать занимаемой должности.

Государственным служащим гарантируются выплаты по обеспечению. Они предусматривают: пенсионное обеспечение и материальную помощь; обеспечение семьи после смерти государственного служащего; выплаты в случае его исчезновения, несчастных случаев; переходные выплаты и компенсации в особых возрастных случаях. Возрастная граница для выхода государственных служащих на пенсию — 65 лет.

Государственным служащим гарантируется оплата поездок и переезда с одного места жительства на другое.

Каждый государственный служащий имеет право на ежегодный отпуск для отдыха с сохранением полного заработка. Существуют особые право­вые акты, регулирующие отпуска для федеральных государственных слу­жащих, находящихся на службе в федеральных органах, а также для госу­дарственных служащих, проходящих службу за границей.

Инструкция об особых отпусках для федеральных государственных служащих регулирует предоставление отпусков для политической деятель­ности, повышения квалификации и прочих признаваемых важными госу­дарственно-политических целей.

Государственные служащие имеют право на предоставление отпуска с сохранением оплаты для участия в выборах и референдумах, для борьбы за место в парламенте, а также для выполнения служебных обязанностей, для выполнения почетных обязанностей (например, присяжного заседа­теля в суде), если этого требует долг перед законом.

Отпуск государственному служащему может быть предоставлен, если это не противоречит интересам службы, для ремесленных, профессиональ­ных, государственно-политических или религиозных, а также спортивных целей, а также в связи с важными личными, прежде всего семейными, обстоятельствами.

Государственным служащим предоставляется отпуск для работы в мест­ных представительных органах.

В законодательном порядке регулируются также вопросы обращения с личными делами государственных служащих. Служащие имеют право на допуск к своему личному делу. Государственные служащие имеют право на обеспечение и защиту. Начальник должен заботиться в рамках особых взаимоотношений с государственным служащим о его благе и благе его семьи, а также защищать его в период его деятельности.

Государственному служащему должно сообщаться обо всех жалобах на него и обо всех отрицательных заключениях о его деятельности до вне­сения их в личное дело. Его мнение об этом должно фиксироваться в лич­ном деле.

Все государственные служащ<

Наши рекомендации