Профессиональная этика государственной и муниципальной службы
Изменение политического и экономического строя в России, разного рода реформы привели к изменению структуры деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и ее содержания, что повлекло за собой трансформацию нравственных требований к государственной и муниципальной службе. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои действия — эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных и муниципальных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.
Этика государственного и муниципального служащего — это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к назначению деятельности государственного и муниципального служащего, нравственной сущности их профессиональной деятельности, характеру их взаимоотношений с государством, которые реализуются в процессе подготовки и принятия решения, проявляются в умении общаться с представителями различных групп интересов, стремлении к осознанию их природы и специфики, их возможного учета в управленческих решениях, а также возможности достижения согласия интересов в различных вариантах решения8.
Существует противоречие между управленческой элитой и народом, которое проявляется в специфике духовного мира служащего — постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно общегосударственной линии и соответствующего ведомства. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности. Интеллигентность государственных и муниципальных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.
F |
Профессиональная этика государственного (муниципального) служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нем находит конкретное выражение долг Человека.
Следует выделить и такие понятия, как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии «профессиональная честь» выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного (муниципального) служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны междусобой. Неслучайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность.
Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.
Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX в. А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.[46]
Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без нее. Моральное требование — блюсти честь распространяется на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботиться о стариках и детях, помогать слабо защищенным слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.
Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба — это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.
Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. Ввиду публичности службы деятельность государственных и муниципальных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности».
Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство муниципального служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.
Профессиональная нравственность для государственного (муниципального) служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному (муниципальному) служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственною (муниципального) служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше».
Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и неудобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных (муниципальных) служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».
Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного (муниципального) служащего.
Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного (муниципального) служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению ее главным образом как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.
С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному (муниципальному) служащему непросто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.
Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного (муниципального) служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношением к другим странам, другим народам. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.
Основу этикета государственного (муниципального) служащего составляют общие принципы современного делового этикета. Это принципы:
— гуманизма,
— целесообразности действий,
— эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты и др.
В рассматриваемом контексте принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всем многообразии ее оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, они выступают одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотъемлемой частью организационной культуры.
В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонам сохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.
Другая форма вежливости — учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надежным способом защитить и достоинство подчиненного, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчиненного без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием в чиновной среде.
Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека — деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.
Вежливость в служебных отношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здорового морально-психологического климата, а у каждого сотрудника — чувства психологического контроля и защищенности. Она помогает предупреждать возникающие недоразумения и делать общение более приятным.
Вежливости всегда сопутствует тактичность — то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она все-таки возникает — не заметить ее. Тактичный руководитель не станет «распекать» подчиненного за совершенную им ошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать непрошенные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.
Одно из требований служебного этикета — скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего, как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперед, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство[47]. К сожалению, это понятие в общественном сознании в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживешь.
Таким образом, принцип гуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утонченная речь не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям — признак отсутствия самоуважения.
Принцип гуманизма — основополагающий, но не единственный принцип, лежащий в основе этикета государственного (муниципального) служащего. Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий — вот то, что во многом определяет поведение государственного (муниципального) служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.
Следующий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета, — принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения.Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно повернутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишенное изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.
У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им — еще один принцип современного делового этикета. Сегодня, в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях, этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания между представителями разных культур. Следование этому принципу избавляет государственного (муниципального) служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, которую вы посетили или с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок — от чистого сердца — американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.
Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона, — принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной (муниципальной) службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчиненными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).
В последнее время в практику служебных (трудовых) отношений на государственной (муниципальной) службе все активнее начинает входить новый стиль управления персоналом, который называют пар-тиципативным стилем. Его отличительные черты — открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчиненным и т.д. Этот стиль, обращенный к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчиненного, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.
Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений государственных (муниципальных) служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.
Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьезный урон его имиджу.
Интеллигентность государственных (муниципальных) служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.
Таким образом, в основе этики государственного и муниципального служащего должны лежать координация и гармонизация интересов. Уровень морального развития как отдельно взятой личности государственного (муниципального) служащего, так и государственной (муниципальной) службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства, независимо от личных интересов и устремлений.
Основные принципы и правила поведения в рамках того или иного профессионального сообщества формулируются и фиксируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).
Профессиональные этические кодексы —утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.
Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.
Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные и муниципальные чиновники — лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основываются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические принципы. Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки.
Необходимо четко поляризовать требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям и поведению государственного служащего от общественных требований. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или, тем более, уголовного наказания государственного (муниципального) служащего.
Кодекс этики государственных и муниципальных служащих — это система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
В 2001 г. законопроект Кодекса поведения государственных служащих Российской Федерации был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Это был нормативно-правовой, общетеоретический документ, сформулированный императивно, в юридических и абстрактно-специфических терминах, в то время как должен содержать в себе конкретные социально-духовные, нравственные принципы, образцы поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии. В 2003 г. переработанный вариант этого Кодекса был отвергнут, а окончательный вариант Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих был принят 23 декабря 2010 г. решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Этот Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление от 26 марта 2002 г. № 19-10), федеральных законов № 273-ФЗ, № 58-ФЗ; № 25-ФЗ, других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
В силу того, что в Типовом кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственного (муниципального) служащего, он:
1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной (муниципальной) службы;
2) призван помочь государственному (муниципальному) служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной (муниципальной) службы;
4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного (муниципального) служащего.
Этический кодекс государственных и муниципальных служащих призван, прежде всего, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства.
Государственный (муниципальный) служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо. Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чек» являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имени однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному (муниципальному) служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.
Гражданин, поступая на государственную (муниципальную) службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность и др. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного (муниципального) служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной (муниципальной) службы. Чем выше статус государственного (муниципального) служащего, тем более жесткими становятся этические требования к его профессиональной деятельности.
На сегодняшний день становится актуальным совершенствование различных форм профессиональной подготовки государственных и муници-пальных служащих, в том числе и этического наполнения. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных и муниципальных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности, проецируя их на граждан.
Таким образом, профессиональная этика государственного и муниципального служащего — это наука о профессиональной морали; кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, моральные требования общества к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, социальному назначению их служебной деятельности, характеру взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их взаимодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание благоприятного морально-психологического климата.
Моральные качества современного чиновника характеризуют его как честного, вежливого, беспристрастного в выполнении своих обязательствах, справедливого, компетентного, способного к «командной» работе, склонного к нововведениям человека.
Принципы служебного поведения включают принципы: общественною служения; законности; гуманизма; беспристрастности и независимости; ответственности; справедливости; политической нейтральности; лояльности; честности и неподкупности.
Профессиональный этикет на государственной и муниципальной службе— совокупность специфических правил, регламентирующих служебное поведение государственных и муниципальных служащих, внешние проявления взаимоотношений между ними в процессе их профессиональной деятельности, во всем многообразии форм служебного общения.
15.2. Профессиональная культура и требования к служебному