Исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей и их аттестация
Исполнение обязанностей по должности муниципальной службы предусматривает использование муниципальным служащим предоставленных ему полномочий для реализации установленных функций соответствующего органа местного самоуправления, для решения общественных проблем муниципального образования, обслуживания законных интересов его населения. При исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий соблюдать права и законные интересы граждан, проживающих в муниципальном образовании, и организаций, которые действуют на его территории.
Муниципальный служащий исполняет свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
Должностная инструкция муниципального служащего — основной нормативный документ, регламентирующий содержание и результаты его деятельности и устанавливающий требования, предъявляемые к муниципальному служащему, замещающему должность муниципальной службы соответствующей группы должностей.
Должностные инструкции муниципальных служащих призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров муниципальной службы в соответствующем органе местного самоуправления, повышению их профессионализма и ответственности за результаты своей деятельности. Должностные инструкции также предназначены для создания организационно-правовой основы служебной деятельности муниципального служащего и обеспечения ее регламентации. Они позволяют осуществлять оптимальное распределение должностных обязанностей между муниципальными служащими и исключать дублирование этих обязанностей при выполнении определенных видов работ. Кроме того, должностные инструкции могут использоваться при оценке служебной деятельности муниципального служащего соответствующего органа местного самоуправления при проведении аттестации и квалификационного экзамена, при приеме граждан на муниципальную службу в порядке назначения или по конкурсу, при принятии решений о поощрении муниципального служащего, а также при применении к нему дисциплинарных взысканий.
При разработке должностных инструкций муниципальных служащих необходимо исходить из положений Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ, федеральных законов № 131-ФЗ и № 25-ФЗ, законов субъекта РФ о муниципальной службе, государственных программ развития муниципальной службы и местного самоуправления, устава соответствующего муниципального образования и положения о структурном подразделении органа местного самоуправления, в котором трудится муниципальный служащий. Безусловно, при этом должны учитываться цели и программы развития муниципального образования, установленные задачи и функции конкретного органа местного самоуправления.
Структура должностной инструкции муниципального служащего может быть различной. Но оптимальный вариант, когда она состоит из следующих разделов: «Общие положения»; «Функции»; «Должностные обязанности»; «Должностные права»; «Взаимоотношения (связи по должности); «Ответственность»; «Оценка работы», «Заключительные положения».
Кроме должностной инструкции муниципальный служащий при исполнении своих должностных обязанностей должен соблюдать установленные в органе местного самоуправления, в котором он работает, правила внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт органа местного самоуправления, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения, порядок приема и увольнения работников муниципального органа, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, меры поощрения и взыскания, применяемые к работникам.
Правила внутреннего трудового распорядка призваны способствовать укреплению трудовой дисциплины в органе местного самоуправления, рациональному использованию муниципальными служащими и другими лицами, работающими в этом органе, своего рабочего времени, а также совершенствованию организации труда в муниципальном аппарате.
Нередко органы местного самоуправления, руководствуясь Федеральным законом № 25-ФЗ, ТК РФ, законом соответствующего субъекта РФ о муниципальной службе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ, утверждают специальный порядок исполнения обязанностей по должности муниципальной службы. Этот локальный нормативный акт призван способствовать повышению эффективности организации профессиональной деятельности муниципальных служащих, укреплению дисциплины на муниципальной службе, повышению ее результативности. Кроме того, указанным Порядком или другим нормативным документом органами местного самоуправления устанавливаются критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, наметающими должности муниципальной службы в этих органах. Данные критерии обычно используются при проверке аттестационной комиссией качества исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.
В целях определения соответствия муниципального служащего занимаемой должности муниципальной службы проводится его аттестация. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 25-ФЗ аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:
1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;
2) достигшие возраста 60 лет;
3) беременные женщины;
4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска);
5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).
По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).
По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.
В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.
Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта РФ.