Службы, ее основные признаки
Муниципальная служба является одним из главных инструментов организации деятельности местного самоуправления.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1 Федерального закона № 131 -ФЗ).
Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).
Понятия «муниципальная служба» до принятия в 1993 г. Конституции РФ в России фактически не существовало. Лица, работавшие в местных органах власти, считались государственными служащими. Первым законом, определившим общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, явился Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 этого Закона под муниципальной службой понималась профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Действующее определение муниципальной службы содержится в ст. 2 нового Федерального закона № 25-ФЗ.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В юридической науке под муниципальной службой принято понимать:
— институт муниципального права, представляющий собой совокупность правовых норм, устанавливающих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией службы в органах местного самоуправления и деятельностью находящихся на ней граждан (в современных учебниках по муниципальному праву, как правило, есть специальная глава, посвященная институту муниципальной службы[39]);
— профессиональную деятельность в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными, с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения и обеспечению исполнения полномочий данными органами;
— совокупность людей, находящихся на службе муниципального образования, исполняющих свои профессиональные обязанности на основе трудового договора (контракта).
Муниципальной службе присущи отличительные признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, ибо муниципальная деятельность является публично-властной деятельностью. Эта черта муниципальной службы сближает ее с государственной службой, гоже относящейся к сфере публичной власти. Муниципальная власть (местное самоуправление) и власть государственная есть формы публичной власти, у них единый источник — власть народа. Государственные и муниципальные служащие участвуют в реализации функций государственных и муниципальных органов, осуществляя свою деятельность в сфере публичной власти.
Во-вторых, в обществе существует взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы. Согласно ст. 7 Федерального закона № 79-ФЗ данная взаимосвязь обеспечивается посредством:
— единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
— единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
— единства требований к подготовке кадров для гражданской и муни-ципальной службы и дополнительному профессиональному образованию;
— учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
— соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
— соотносительности основных условий пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Аналогичные положения о взаимосвязи муниципальной службы и гражданской службы закреплены в ст. 5 Федерального закона № 25-ФЗ.
В-третьих, муниципальная служба — это профессиональная деятельность. Это означает, что муниципальный служащий должен иметь определенные профессиональные знания, навыки и умения. В связи с этим устанавливаются квалификационные требования к должностям муниципальной службы (по уровню образования, стажу службы, профессиональным знаниям и навыкам).
В-четвертых, муниципальная служба осуществляется на постоянной основе. При этом должность муниципальной службы должна быть предусмотрена в специальном Реестре должностей муниципальной службы и в штатном расписании соответствующего органа местного самоуправления.
В-пятых, субъектами муниципальной службы являются граждане Российской Федерации и граждане иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.
В-шестых, муниципальная служба, как правило, осуществляется в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными. В связи с этим выборные должностные лица этих органов не относятся к муниципальным служащим. Кроме того, ими не являются работники муниципальных учреждений и предприятий, а также лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.
В-седьмых, должность муниципальной службы замещается путем заключения трудового договора (контракта). Согласно ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального обоазова- пня, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В-восьмых, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации с особенностями, предусмотренными Федеральным законом № 25-ФЗ.
В-девятых, правовой статус муниципального служащего имеет общие черты с правовым статусом гражданского служащего: стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы; на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего и т.п.
В-десятых, финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления.
Основными задачами муниципальной службы являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования (эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не только государственной власти, но и местного самоуправления);
2) обеспечение реализации положений Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъектов РФ, устава муниципального образования, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования;
3) организация оптимального, наиболее эффективного обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и местных традиций;
4) формирование условий для практического осуществления функций органов и должностных лиц местного самоуправления и профессиональное обеспечение реализации их полномочий, предусмотренных действующим законодательством;
5) защита прав и интересов населения и органов местного самоуправления муниципального образования;
6) подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;
7) оказание в установленном законом порядке содействия федеральным органам государственной власти, расположенным на территории муниципального образования, и органам государственной власти соответствующего субъекта РФ в осуществлении их полномочий.
Но главной задачей, для решения которой и создается муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения непосредственно и через выборные органы местного самоуправления[40].
В соответствии с задачами муниципальной службы формируются и определяются ее функции. Функции муниципальной службы это ее основные направления.
К общим функциям муниципальной службы относятся:
1) планирование (разработка муниципальных программ, планов деятельности органов местного самоуправления по решению стоящих перед ними задач; подготовка и принятие муниципальных правовых актов);
2) организация и регулирование (упорядочение общественных отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, налаживание связей между субъектами этих отношений, приведение системы управления делами муниципального образования в такое состояние, которое обеспечивает эффективную работу всех элементов местного самоуправления);
3) распорядительство (дача конкретных указаний исполнителям муниципальных правовых актов по выполнению конкретных видов работ, совершению действий в установленном порядке и в определенный срок);
4) координация (установление взаимосвязей между органами местного самоуправления и различными внешними (гражданами, организациями, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти и пр.) и внутренними (структурными подразделениями органа местного самоуправления, муниципальными служащими и пр.) субъектами);
5) контроль (проверка качества, полноты и своевременности выполнения субъектами муниципальных правовых отношений поставленных перед ними целей и задач, исполнения решений, принятых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления);
6) учет и информационное обеспечение (регулярный сбор и регистрация информации о результатах деятельности органов местного самоуправления и их кадровом составе, о движении муниципальных финансовых и материальных ресурсов, об объектах муниципальной собственности и т. д.; обеспечение органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, населения муниципального образования необходимой информацией, ее обработка, хранение, анализ и представление в требуемом виде (бумажном или электронном)).
Помимо общих функций муниципальной службы можно выделить специфические, которые присущи профессиональной деятельности в отдельных подразделениях органов местного самоуправления и выполняются работающими в них муниципальными служащими.