Институт кадрового резерва на государственной гражданской службе
Вопрос формирования и рационального использования кадрового резерва на гражданской службе стоит сейчас особенно остро. Серьезные изменения, происходящие в политической, экономической, социальной сферах нашего общества, требуют перемен в кадровой политике и кадровой деятельности в системе государственной службы Российской Федерации. Создание новой модели государственного управления требует обновления управленческих кадров. Это можно осуществить при наличии профессионального кадрового резерва.
В предыдущее десятилетие обновление управленческих кадров на федеральном и региональном уровнях власти осуществлялось бессистемно и спонтанно. В этом одна из главных причин «пробуксовывания» реформ в Российской Федерации.
В нынешних условиях важное значение приобретает такое направление кадрового обеспечения государственной службы, как работа с кадровым резервом на выдвижение на управленческие должности в органах государственной власти.
Теоретические основы кадрового резерва — это, прежде всего, определение понятия, целей и задач этого социального явления. Термин «резерв» в переводе с латыни буквально означает запас чего-нибудь на случай надобности. Поэтому кадровый резерв — это один из основных источников формирования и пополнения кадров, г.е. специалистов в той или иной сфере профессиональной деятельности. Важнейшая задача заключается в том, чтобы выявить наиболее перспективных специалистов, обладающих качествами, которые более всего необходимы для данной профессиональной деятельности.
Кадровый резерв на гражданской службе — специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группа гражданских служащих, прошедшая специальную подготовку, обладающая необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на более высокие должности в государственном органе.
Основной целью формирования и использования кадрового резерва на гражданской службе является создание подготовленного к управлению в новых условиях ее кадрового состава, обеспечение непрерывности и преемственности государственного управления, его совершенствования на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовать задачи и функции органов государственной власти.
В системе гражданской службы кадровый резерв выполняет ряд важных функций: развития, регулирования, стабилизации, непрерывности деятельности государственного аппарата.
Необходимым условием формирования добротного кадрового резерва является наличие понятной и научно обоснованной кадровой политики в государственном органе. Особенно важным является понимание и реализация руководством принципов работы с кадровым резервом на гражданской службе. К ним следует отнести:
— обеспечение законности, соблюдение нормативно-правовых требований и процедур в решении кадровых вопросов на гражданской службе;
— комплексную и объективную оценку профессионализма, деловых и нравственных качеств гражданских служащих при их подборе и выдвижении;
— объективность и равный доступ специалистов в продвижении по службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
- создание необходимого и достаточного кадрового пространства для поддержания требуемой укомплектованности кадров государственного аппарата;
- демократическое, коллегиальное решение кадровых вопросов с учетом общественного мнения, гласности, на альтернативной основе;
— систематическое и рациональное обновление кадров гражданской службы с сохранением преемственности, качественного обогащения за счет притока свежих, молодых сил, использование возможностей и способностей всех возрастов;
— подконтрольность управленческих кадров в системе гражданской службы;
— деполитизация кадровой работы, политическая нейтральность гражданских служащих.
В правовом отношении категория кадрового резерва в России стала разрабатываться и регулироваться, начиная с Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. В этом документе были заложены правовые основы кадрового резерва, нашедшие дальнейшее развитие в последующих нормативных правовых актах. В гл. 4 данной Концепции сказано, что «в целях замещения должностей государственной службы в порядке должностного (служебного) роста государственными органами формируется кадровый резерв для замещения должностей руководителей на конкурсной основе». В этом документе были отмечены два условия включения в кадровый резерв:
1) в порядке должностного (служебного) роста государственных служащих;
2) государственные служащие, высвобождаемые в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа.
Гражданские служащие, включенные в кадровый резерв на соответствующую должность гражданской службы, при необходимости осуществляют повышение квалификации или переподготовку, и им предоставляется преимущественное право на замещение указанной должности.
Федеральный закон № 58-ФЗ уделил вопросам кадрового резерва значительное внимание. В ст. 17 сформулированы уровни кадрового резерва:
— федеральный кадровый резерв;
— федеральный резерв в федеральном государственном органе;
— кадровый резерв субъекта РФ;
— кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.
Работа с кадровым резервом гражданской службы является предметом регулирования и Федерального закона № 79-ФЗ. В ст. 64 этого Закона определены цели и порядок формирования кадрового резерва гражданских служащих. Этот Закон содержит следующие новации:
Впервые было установлено, что кадровый резерв для замещения должностей гражданской службы формируется на конкурсной основе — по результатам конкурса.
Конкретизированы виды кадрового резерва. Кадровый резерв формируется для замещения:
— вакантной должности гражданской службы в своем государственном органе в порядке должностного роста;
— вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста;
— должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
— в кадровый резерв зачисляются гражданские служащие в связи с их призывом на военную или альтернативную службу.
Закреплен четкий порядок включения гражданских служащих в кадровый резерв.
Федеральный закон № 79-ФЗ предусматривает, что включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.
При этом включение в кадровый резерв государственного органа граждан производится по результатам конкурса:
— на включение в кадровый резерв государственного органа;
— на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан.
Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста производится по результатам:
— конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
— конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
— аттестации в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона № 79-ФЗ с согласия указанных гражданских служащих.
Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы:
— в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ либо упразднением государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ производится по решению представителя нанимателя государственного органа, вкотором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;
— по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 79-ФЗ, производится с согласия указанных гражданских служащих.
Включение государственного гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой; в кадровый резерв субъекта РФ — правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ; в кадровый резерв государственного органа — правовым актом государственного органа.
Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.
Эффективное и рациональное использование института кадрового резерва обеспечивает:
— своевременное удовлетворение потребностей государственного органа в гражданских служащих всех категорий;
— качественный подбор и целенаправленную подготовку кандидатов на выдвижение;
проверку готовности гражданского служащего, зачисленного в кадровый резерв, к исполнению обязанностей по должности гражданской службы, планируемой к замещению;
— сокращение периода адаптации гражданских служащих, вновь назначенных на более высокие должности гражданской службы;
повышение уровня профессионализма и улучшение качественного состава гражданских служащих.
Организационные основы работы с кадровым резервом предполагают решение ряда таких проблем, как определение структуры и организационных принципов кадрового резерва, условий, этапов, форм и методов его формирования.
Структура кадрового резерва обусловлена особенностями и спецификой конкретного государственного органа. В каждом государственном органе кадровый резерв формируется по группам должностей — на старшие, ведущие, главные и высшие должности.
Состав кадрового резерва формируется, как правило, в два этапа. На первом этапе идет поиск, предварительный отбор, изучение и оценка возможных кандидатур кадровой службой государственного органа. На втором этапе конкурсные комиссии государственного органа по рекомендации кадровой службы окончательно принимают решение о включении (или невключении) кандидата в состав кадрового резерва.
При определении численности кадрового резерва следует исходить из следующих положений:
— численность и должностной состав кадрового резерва определяется с учетом потребностей структурных подразделений государственного органа в кадрах гражданской службы на ближайший период и на отдаленную перспективу;
на каждую должность гражданской службы, предусмотренную в штате государственного органа, подбирается, как правило, не менее двух и не более четырех человек кадрового резерва.
Важное место при выборе кандидатов в резерв выдвижения занимает внимательное изучение их профессиональных и других качеств; выработка и применение современных критериев отбора и технологий оценки. При формировании кадрового резерва должны учитываться: результаты служебной деятельности, уровень профессионального образования, стаж работы по специальности и стаж государственной службы, возраст, состояние здоровья, общественное мнение о сотруднике, личное желание чиновника. При использовании кадрового резерва не следует допускать выдвижения работника на более высокие должности без прохождения всех служебных ступенек.
Формы и методы работы с кадровым резервом на гражданской службе разнообразны. Здесь особенно важен индивидуальный подход. Работа с «резервистами» должна осуществляться по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, правовых, управленческих, экономических и других знаний, необходимых для будущей работы.
Теоретическое обучение кадрового резерва должно осуществляться, прежде всего, в рамках государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих, а также методом самообразования.
В систему практической подготовки кадрового резерва на гражданской службе входят:
— стажировка в должности, в резерв на которую зачислен государственный гражданский служащий или гражданин;
— временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, болезни или отпусков;
— выезды в другие организации с целью изучения опыта работы;
— участие в преподавательской работе;
— участие в проверках деятельности других подразделений государственного органа;
— участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, методологических семинаров;
— постоянная самостоятельная работа кандидатов над повышением своих профессиональных знаний.
Таким образом, кадровый резерв гражданской службы представляет собой специально подобранную группу гражданских служащих, сочетающих в себе высокую компетентность, инициативность и творческий подход к исполнению служебных обязанностей, способных при дополнительной подготовке достичь соответствия квалификационным требованиям к должностям гражданской службы, на которые они включены в резерв.
Формирование и использование кадрового резерва на гражданской службе является необходимым условием наращивания и оптимизации кадрового потенции ia, преемственности и развития кадрового корпуса гражданских служащих, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность всего государственного аппарата.
Подводя итоги главы, можно сказать, что профессиональное развитие гражданских служащих представляет собой важный элемент прохождения государственной службы и решающий фактор повышения уровня квалификации и профессионального мастерства работников государственного аппарата.
Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы Российской Федерации являются:
1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка и повышение квалификации в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;
2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
3) ротация государственных гражданских служащих;
4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование.
Контрольные вопросы и задания
1.Назовите основные принципы формирования кадрового состава гражданской службы.
2.Каковы приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы?
3.Каким образом формируется государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих?
4.Каковы особенности формирования кадрового резерва на гражданской службе?
5.Перечислите принципы и виды ротации на гражданской службе.
Глава10
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА:
СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В результате изучения главы обучающийся должен:
знать
• понятие муниципальной службы, ее задачи и функции;
• законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы муниципальной службы в Российской Федерации;
• основные принципы муниципальной службы в Российской Федерации;
• особенности финансирования муниципальной службы и программ ее развития;
уметь
• выявлять основные тенденции и проблемы развития муниципальной службы;
• анализировать, толковать и применять акты законодательства Российской Федерации о муниципальной службе;
владеть
• технологиями организации муниципальной службы;
• навыками работы с нормативными правовыми актами и другими документами, регламентирующими служебную профессиональную деятельность в органах местного самоуправления.