Юридическая ответственность государственных гражданских служащих

Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помо­щью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако социальная ответственность — это лишь общее название целого комплекса элементов. Наиболее значимыми его блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная. Общим свойством право­вой ответственности являются, безусловно, осознание, правильное пони­мание лицом лежащих на нем в силу закона или морального долга обязан­ностей, правильное отношение к своим обязанностям. Различие же состоит в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей; различных мерах взысканий и наказа­ния лица в случаях нарушения требований закона.

Правовая (юридическая) ответственность гражданского служащего

представляет собой сложное многоаспектное явление. Ответственность гражданского служащего наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисци­плины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и по иным установленным законодательством основаниям.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях и принципах ответственности по российскому нраву, которые включают:

¾равенство всех перед законом;

¾ единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении;

¾привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности.

Вместе с тем в регламентации ответственности государственных служа­щих имеются и некоторые особенности. В. М. Манохин выделяет следую­щие специфические черты юридической ответственности государственных служащих'.

повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;

специфические санкции, применяемые только в отношении государ­ственных служащих (понижение в должности, лишение права занимать должности государственной службы и др.);

привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответствен­ность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной[22].

Выделяют следующие виды юридической ответственности государ­ственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. Рассмотрим виды юридической ответственности в их вза­имосвязи со статусом государственного служащего.

1.Дисциплинарная ответственность государственного служащего. Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом государственного служащего явля­ется дисциплинарная ответственность. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего содержатся в ст. 57, 58 и 59 Федерального закона № 79-ФЗ. В соответствии со ст. 57 за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарный проступок) на гражданского служащего могут налагаться пред­ставителем нанимателя (органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарные взыскания:

¾ замечание;

¾ выговор;

¾ предупреждение о неполном должностном соответствии;

увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп, «а» — «г» п. 3, п. 5—6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий для государственных служащих, состоящих на государственной гражданской службе, то применяется порядок, установленный ст. 58 и 59 (порядок при­менения и снятия дисциплинарного взыскания) Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя, уполномоченный налагать дисциплинарные взыскания, должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причем отказ гражданского служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взы­скания проводится служебная проверка.

В ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается, что при про­ведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и все­сторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного про­ступка;

2) вина государственного гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявле­ния гражданского служащего о проведении служебной проверки.

6)

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государ­ственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и представителя профсоюзной организации государственных служащих данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо и косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих слу­чаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему слу­жебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от уча­стия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служеб­ную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может временно отстраняться от замещаемой должности с сохра­нением на этот период денежного содержания по замещаемой должности государственной гражданской службы.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) государственных гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) участвовать лично или через своего представителя в служебной про­верке;

4) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составля­ющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указы­ваются:

1) факты и обстоятельства, установленные но результатам служебной проверки;

2) предложения о применении к гражданскому служащему дисципли­нарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыска­ния.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписы­вается руководителем подразделения государственного органа по вопро­сам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца го дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского слу­жащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной про­верки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено после шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результа­там проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки Не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пи I и дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским слу­жащим в письменной форме в комиссию государственного органа по слу­жебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взы­скания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Последнее может быть снято и до истечения одного года по инициативе представителя нанимателя, или по письменному заявлению гражданского служащего, или по ходатайству его непосредственного руководителя.

С дисциплинарной ответственностью может быть связана и админи­стративная ответственность гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей.

2.Административная ответственность государственного служащего. Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер администра­тивного

наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административного правонарушения. Государственные служащие в основ­ной массе несут административную ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере — должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности. В КоАП РФ должностные лица в качестве специального субъекта выделены более чем в ста статьях. Рассмотрим, прежде всего, вопрос об основаниях административной ответственности государствен­ных служащих.

Фактическим основанием административной ответственности долж­ностных лиц государственной службы являются административные пра­вонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Можно выделить три разновидности административных правонаруше­ний, совершаемых должностными лицами:

1)прямое нарушение правил;

2)дача незаконных указаний подчиненным;

3)отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее наруше­ние правил. Вторая и третья разновидность, очевидно, являются специфи­ческими именно для должностных лиц.

Субъектами административной ответственности в целом могут высту­пать как физические, так и юридические лица.

К государственным служащим могут применяться те же администра­тивные взыскания, что и к обычным гражданам: предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмездное изъятие имущества, конфискация, исправительные работы, административный арест.

Для должностных лиц действующее законодательство предусматривает только два основных административных взыскания: предупреждение и штраф.

Основная особенность» административной ответственности должностных лиц заключается в повышенном размере применяемых к ним штрафов.

Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисципли­нарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспита­нию нарушителей и профилактике правонарушений. Но она имеет и свои особенности:

- устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции органы исполнительной власти;

- законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях;

- если при дисциплинарной ответственности между лицом, применя­ющим взыскание, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответ­ственности такая подчиненность исключается. Наложение административ­ных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями);

- большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения;

- основанием административной ответственности является соверше­ние административного проступка. Таким проступком признается пося­гающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления проти­воправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие за которое предусмотрена административная ответственность. Она насту­пает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не вле­чет уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности.

Административный проступок к тому же представляет собой посяга­тельство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного;

-административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. По сравнению с порядком рассмотрения уголовных и гражданских дел он проще, что создает условия для оперативного и эко­номного разрешения дел об административных правонарушениях;

- административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации (например, в случаях экологических правонарушений)[23].

Уголовная ответственность государственного служащего. Уго­ловная ответственность распространяется на гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специаль­ных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами УК РФ.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответствен­ностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, большие штрафы, а исполне­ние ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости.

Обязательным признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыст­ный мотив (получение взятки).

В гл. 30 УК РФ (ст. 285—293) перечислены составы преступлений про­тив государственной службы (это может быть распространено и на муни­ципальную службу), в частности, злоупотребление должностными пол­номочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Феде­ральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (соответственно — пред­ставительному органу субъекта РФ или муниципального образования), присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в пред­принимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный под­лог, халатность.

В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономиче­ские преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопас­ности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения и эксплуатации на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), про­тив правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), воз­можно нарушение им правил безопасности при ведении горных, строитель­ных и иных работ работ (ст. 216). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов преступлений распространяются на должностных лиц муниципальной службы.

Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмо­трены ст. 290 УК РФ «Получение взятки». Понятие «взяточничество» охватывает два преступления — получение взятки (ст. 290) и дачу взятки (ст. 291).

Наиболее распространенное преступление — злоупотребление долж­ностными полномочиями, предусмотренное ст. 285 УК РФ.

Злоупотребление должностными полномочиями это использование долж­ностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло

существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ).

Данной статьей предусмотрены различные виды наказания за совер­шенное преступление в зависимости от должности и тяжести последствий.

Превышение должностных полномочий — это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 286 УК РФ).

Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифициро­ванного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

Общественная опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности согласно ст. 289 УК РФ заключается в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской деятель­ностью либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покрови­тельством в иной форме.

Уголовно наказуемым является и служебный подлог.

Служебный подлог — внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся долж­ностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинте­ресованности (ч. 1 ст. 292 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ также предусмотрена ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст.315 КУ РФ). Данный вид правонарушения довольно часто допускается на практике.

3.Материальная ответственность государственного служащего. Материальная ответственность в сфере государственной службы- это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а право­восстановительный характер. С этим связана главная особенность материаль­ной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уго­ловной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих:

1) материальная ответственность по трудовому законодательству;

2) материальная ответственность по гражданскому законодательству;

3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совер­шения административного правонарушения;

4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное пре­ступление.

Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государ­ственному органу. Основными условиями применения материальной ответ­ственности в соответствии с действующим законодательством являются:

¾ наличие прямого действительного ущерба;

¾ противоправность поведения (действия или бездействия) должност­ного лица;

причинная связь между поведением должностного лица и возник­шим ущербом;

¾ вина должностного лица. Согласно ТК РФ отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственного служащего материальной ответственности.

Трудовой кодекс РФ предусматривает два вида материальной ответ­ственности: ограниченную и полную. Последняя является своего рода исключением и может применяться лишь в случаях, прямо предусмотрен­ных законом.

Во всех случаях полной материальной ответственности виновный работник обязан возместить причиненные предприятию убытки в пол­ном размере без каких бы то ни было ограничений, независимо от вели­чины. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета.

Применение мер полной материальной ответственности является доста­точно серьезной мерой. В некоторых случаях речь идет о возмещении достаточно значительных сумм. В особенности это касается финансовых и бухгалтерских работников, чьи неосторожные действия могут причинить существенный ущерб организации.

Во всех остальных случаях на работника может быть возложена только ограниченная материальная ответственность. При ограниченной матери­альной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установлен­ных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок.

Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространя­ющимися на всех работников независимо от занимаемой ими должности, тру­довое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающи­еся должностных лиц, в том числе должностных лиц государственной службы.

Должностныелица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу рабочего или служащего, обязаны возместить предприя­тию ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Более интересным представляется вопрос о возмещении должностным лицом государствен­ного органа материального вреда, причиненного гражданам его незакон­ными действиями. В Российской Федерации право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или

бездействием) орга­нов государственной власти или их государственных служащих закреплено в Конституции РФ. Однако нормативные правовые акты указывают, что вред во всех случаях возмещается за счет соответственно казны Россий­ской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образо­вания. Субъектом ответственности, таким образом, выступает государство в целом, а не отдельные государственные служащие. Административное законодательство в отдельных случаях допускает возмещение вреда в слу­чае совершения должностным лицом административного правонарушения, повлекшего за собой причинение ущерба, в том числе и полное. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае идет речь о материальной ответ­ственности на общих основаниях, ответственности как гражданина, а не как государственного служащего.

Все сказанное свидетельствует о том, что институт юридической ответ­ственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государ­ственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и законных интересов как отдельных граж­дан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обрат­ной связью в отношениях между государственно-управленческими систе­мами и социумом.

Контрольные вопросы и задания

1. Что вы понимаете под социально-правовым статусом гражданского служаще­го?

2. Перечислите права и обязанности гражданского служащего.

3. Раскройте понятие и охарактеризуйте основные виды ответственности граж­данского служащего.

4. Что такое дисциплинарная ответственность и каков порядок наложения дис­циплинарных взысканий на гражданских служащих?

5. Проанализируйте особенности применения материальной ответственности к гражданским служащим.

6. Каковы условия привлечения к административной ответственности граждан­ского служащего в связи с его должностным статусом?

7. Выделите специфику административной ответственности государственного служащего.

8. В каких случаях гражданский служащий привлекается к уголовной от­ветственности, обусловленной совершением преступлений, направленных против государственной власти и интересов государственной службы?

9. Какие государственные гарантии предоставляются гражданским служащим?

Наши рекомендации